Курсовая с практикой на тему Агрессивность: сущность и возможность исследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей агрессивного поведения человека 4
1.1. Агрессия – понятие и основные особенности 4
1.2. Основные виды и формы агрессии 9
Глава 2. Особенности диагностики и коррекции агрессивного поведения 13
2.1. Методы исследования показателей и форм агрессии 13
2.2. Пути преодоления проявления агрессии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
Введение:
Актуальность работы. На протяжении последних нескольких десятков лет психотерапевты обеспокоены ростом агрессии среди населения планеты, причем, агрессия растет не только в развивающихся странах, но и вполне благополучных с экономической точки зрения. Ученые определили такие направления изучения агрессии: физиологические исследования, психоаналитические, бихевиоральные, когнитивные теории, этологические исследования.
Само слово «агрессия» отражает многие различные действия, которые направлены на нарушение физической или психической целостности другого человека, приносят материальный ущерб, не позволяют осуществляться его намерениям, противодействуя его интересам, либо же приводят к его уничтожению. Такой антисоциальный оттенок позволяет относить к одной категории многие разные явления – детская ссора и война, упреки и убийство, наказание и нападение. При этом, когда речь идет об агрессивных действиях важным становится определение условий их совершения и путей преодоления. В связи с этим важной задачей психологии является определение причин агрессивных действий личности и нахождение эффективных методов преодоления агрессии.
Разработанность темы исследования. Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации мы видим в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика.
Объектом исследования выступает процесс формирования и виды агрессивного поведения.
Предметом исследования является диагностика и коррекция агрессии.
Цель исследования заключается в определении сущности агрессии и изучении возможностей ее исследования и преодоления.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить понятие и разновидности агрессии.
2. Определить основные формы и виды агрессии.
3. Проанализировать методы исследования агрессии.
4. Составить рекомендации по преодолению агрессивного поведения.
Для решения задач и достижения поставленной цели выбраны следующие методы исследования – теоретический, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы, в частности, анализ, синтез и обобщение теоретического материала, и эмпирические методы, которые заключаются в сборе конкретных фактов для диагностики и преодоления агрессии.
Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и аналитической), заключения и списка литературных источников.
Заключение:
Анализ литературы показал, что отечественные психологи, Славина, О.П. Елисеев, А.А. Реан и др. в отличие от зарубежных, придают большее значение не агрессии, как поведению, а агрессивности, как черте личности. Но здесь необходимо отметить, что комплексных исследований агрессивности, как личностной особенности, пока в литературе не встречается.
Так же в настоящее время не существует единой точки зрения на причины агрессивного поведения. Наиболее весомы в этом смысле генетические теории и теории социального научения. Особенно отечественные ученые все больше говорят о роли семьи, как основного института социализации ребенка в развитии личностных особенностей, а в частности агрессивности.
Сегодня вопрос о причинах агрессивного поведения встает особенно остро в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число агрессивных людей.
Непременным условием развития отклоняющегося и в том числе агрессивного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
В современной среде довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых индивидов участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у женщин.
Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения личности не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к человеку, который проявляет агрессию. Практическая психология имеет в своем арсенале и свои методы снятия агрессивных состояний как самим человеком у самого себя (работа внутреннего плана), так и внешних агрессивных воздействий, — (регуляция состояния другого человека), а также изменения поведения и ценностей личности в ситуациях взаимодействия людей друг с другом. Для коррекции агрессивности личности широко используется бихевиоральный тренинг, группы личностного роста, экзистенциональная психотерапия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей агрессивного поведения человека
1.1. Агрессия – понятие и основные особенности
Агрессия представляет собой любую форму поведения индивида, которая несет за собой разрушительные действия и нацелена на причинение ущерба другом или вызывает у них психологический дискомфорт.
Многие исследователи в понятие агрессии вкладывает только действия, которые направлена на принесение ущерба по отношению к живым существам. Например, разбивание посуды, удары ногами по предметам не выступают как проявления агрессии, а являются экспрессивным и эмоциональным поведением. Однако, на наш взгляд, яркое выражение эмоционального повеления может перетекать в агрессию по отношению к человеку [4, с. 112].
Сегодня имеется значительное число теорий агрессивного поведения, среди которых наиболее известной можно назвать теорию агрессии З. Фрейда. Каждая из существующих теорий имеет свой взгляд на проблему агрессии и отношение к ней, тем самым позволяя выделять в них общие черты и разделять на несколько категорий определения понятия агрессии.
1. Агрессия воспринимается как врожденный посыл или задаток. Такая теория говорит о том, что агрессия выступает врожденной формой поведения, которая рождается на инстинктивном уровне. Тем самым агрессия выступает своего рода запрограммированным свойством человека на генетическом уровне, когда агрессия уже есть в человеке и может проявляться в течение всей его жизни. При этом, такую агрессию невозможно искоренить, а только ослабить ее влияние.
2. Эмоциональные и познавательные процессы. Данная теория основана на убеждении, что человек способен управлять своей агрессией на основании навыков, накопленных с жизненным опытом. Для того, чтобы научиться управлять уровнем своей агрессии, человек должен научиться реальному представлению потенциальных опасностей и адекватно оценивать угрожающие факторы.
3. Необходимость (потребность), порождающаяся внешними стимулами и факторами. Данная категория рассматривает агрессию как потребность, которая реализуется под непосредственным действием внешних стимулов [23, с. 40].
Основу данной категории составляет “фрустрационная теория агрессии”, предложенная Джоном Доллардом, американским психологом и антропологом. Фрустрационная теория гласит, что фрустрация всегда приводит к агрессии в любой ее форме, а агрессия, в свою очередь, всегда является естественным результатом фрустрации. Доллард утверждал, что чем сильнее человек предвкушает удовольствие и чем сильнее препятствие, тем сильнее может быть агрессивная реакция [17, с. 56].
Сторонники данной теории утверждают, что человек в состоянии не просто блокировать негативное влияние агрессии, но и вовсе искоренить его в себе, так как агрессия не является врожденным качеством и возникает под действием внешних факторов.
4. Актуальное выражение социального. Агрессия является приобретенной в стадии развития моделью социального поведения. Агрессивные реакции находят проявление после участия человека в схожей ситуации в обществе либо пассивного наблюдения за ситуацией со стороны, вследствие накопления и дальнейшего применения накопленного опыта.
Лучший пример данной категории – маленький ребенок, который, словно губка, впитывает от своих родителей как хорошее (чувства сострадания, добро), так и плохое (злость, агрессия). Став однажды свидетелем проявления агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем будет действовать согласно данной модели поведения [8, с. 67].
Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Попытаемся выделить основные из них:
1. Злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами. У человека, увлекающегося потреблением алкоголя сверх нормы, постепенно начинает расшатываться нервная система, что приводит к неадекватной агрессивной реакции на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации. Употребление наркотических средств даже в самом малом количестве вызывает привычку и мощную потребность человека в наркотиках, а вследствие несвоевременного получения очередной дозы у “человека” начинается “ломка”, вызывающая сильнейшее проявление агрессии по отношению ко всем людям без разделения на друзей и врагов.
2. Проблемы в личной жизни. К данной причине относится как отсутствие постоянного партнера, так и проблемы в сексуальной жизни. Когда человек никак не встретит спутника (-цу) жизни, он чувствует себя одиноким. Чувство одиночества гложет человека изнутри, он не понимает, почему не может никому понравится. Со временем чувство одиночества вызывает депрессию, а после переходит в агрессивное состояние. Человек начинает злиться на самого себя и на других людей, проявляя агрессию при каждом упоминании своей проблемы другими людьми. От проблем в сексуальной жизни мужчин чаще всего страдают их спутницы, так как мужчина, ощущая свое бессилие, способен искать виновного, и, как ни странно, находит рядом с собой, обвиняя женщину в том, что она не способна завести его, что она поправилась и т.д. [18, с. 63].
3. Детские психические травмы. Нередко ребенок заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями вследствие грубого отношения родителей друг к другу и к ребенку. Детская психика в сотни раз ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими родителями, имеющими выяснять взаимоотношения при ребенке. Строгое воспитание также является существенной причиной агрессивности, так как, повзрослев, у бывшего ребенка появляются свои дети, которых он воспитывает так же, как его воспитывали родители.
4. Увлечение просмотром триллеров и квест-играми. Если человек большую часть времени проводит за просмотром триллеров и фильмов ужасов, это негативно сказывается на его психике. Особенно справедливо это по отношению к подрастающему поколению.
5. Отказ от отдыха, недосыпание. Человек, отдыхающий всего лишь 2-3 часа в сутки, не успевает возобновить свои силы, которых не хватает для обеспечения сопротивляемости стрессовым ситуациям. В результате при наступлении данных стрессовых ситуаций человек теряется, начинает злиться на других людей, не в состоянии спокойно оценить ситуацию [2, с. 18].
Отметим, что проявления агрессивности среди подрастающего поколения могут быть разными, однако исследователи данной области определяют их в две основные группы:
1. Вербальная (словесная) агрессия.
2. Физическая агрессия.
Рассмотрим подробнее данную классификацию. Так, словесная агрессия является наиболее распространенным способом проявления агрессии, и естественно, менее опасна, чем агрессия физическая.
Однако словесная агрессия при наличии определенной склонности и благоприятных для нее обстоятельств, может с течением времени привести к физической, последствия которой могут быть самыми разнообразными [21, с. 44].
Словесная агрессия в поведении человека находит свое выражение в следующих моментах:
• Постоянные отпоры и противоречия точке зрения окружающих, которые выражаются в грубой словесной форме;
• Отрицательные отзывы о ком-либо, зачастую необъективные критические замечания, которые облачены в экспансивную и грубую форму (высказывания мыслей активно-агрессивного содержания), либо же проклятий в адрес того или иного человека;
• Выражение недовольства действиями других, принимающее вид ругани и брани, использование обидных слов и выражений с целью причинения обиды другому человеку. Зачастую это акцентирование внимания на недостатках, обидные прозвища и высмеивание особенностей внешности или поведения человека, выказывание чувства ненависти или злости по отношению к кому-либо;
• Беспричинные оскорбления знакомых или незнакомых людей;
• Попытка подчинить своей воле посредством словесных угроз или словесного принуждения;
• Частые упреки, зачастую безосновательные, в адрес родителей или других взрослых членов семьи, педагогов и окружения;
• Повышенный общий тон разговора [11, с. 48].
Что касается физического проявления агрессии, то она выражается в разных формах физического воздействия, таких как причинение боли, физических страданий, драчливости.
Отметим, что агрессия так же может быть косвенной. Другими словами не иметь конкретной направленности на кого-либо. Такой вид агрессии достаточно распространен. Она выражается в необъяснимых и немотивированных взрывах ярости, громких криках, топаний ногами, ударах об стену или по столу.
Важно, что в качестве агрессивного поведения со стороны человека следует так же рассматривать его общую склонность к раздражению и пассивное либо активное противостояние установившимся авторитетам.
При этом, агрессивное поведение для индивида может стать своеобразным способом для достижения какой-либо цели, либо для разрядки психики в условиях, когда она необходима и когда других способов человек не может найти [6, с. 51].
Агрессивное поведение в настоящее время является не только одной из актуальнейших проблем в психологических исследованиях, но и активно разрабатываются методики диагностики агрессивного поведения и методы его коррекции. Агрессия представляет собой такую модель поведения, которая направлена на причинение вреда, физически или словесно. А агрессивное поведение при этом выступает негативной реакцией на созданную другими ситуацию, которая ставит перед индивидом препятствия по достижению цели.
Таким образом, агрессия всегда предполагает проявление действия, с помощью которых индивид причиняет определенный ущерб объекту агрессии. Агрессия является ответом на результат действий, привлекших негативные последствия, а так же выступает как модель поведения, сопровождаемая негативными эмоциями, оскорбляющими и повреждающими мотивами и негативной установкой индивида.