Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Агрессивное поведение подростков в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы агрессивного поведения у подростков 5

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста 5

1.2. Агрессивное поведение подростков в школе 11

Глава 2. Эмпирическое поведение агрессии подростков в школе 17

2.1. Организация и методы исследования показателей и форм агрессии 17

2.2. Описание и обсуждения результатов исследования 19

2.3. Выводы к эмпирическому исследованию 25

Заключение 30

Список литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Агрессивность подростков является одной из острых проблем педагогики и психологии. Такое положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий, которые вызывают эти явления, а так же определение путей коррекционной работы с проявлениями агрессивного поведения детей и подростков.

При этом необходимо учитывать, что та или иная форма агрессии характерна для большинства детей. Но у определенной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения, которая трансформируется в качество личности. Эти приводит к снижению продуктивного потенциала ребенка, сужению возможностей полноценной социализации и деформации личностного развития.

Актуальность исследования состоит в том, что проблема роста подростковой агрессивности и преступления, попытка объяснения агрессивных действий молодых людей, затрудняется тем, что не только в повседневном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает очень противоречивое толкование.

Рост напряженности в современном обществе обуславливает увеличение различных конфликтов и острого протекания возрастных кризисов. С каждым годом растет число несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). В крайних формах стали проявляться жестокость и злость. Подростковый возраст – сложное время и для детей, и для родителей. И неизвестно еще кому труднее. Родители не знают как обращаться с повзрослевшими детьми: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутверждаться любыми способами. Этот период не зря считается наиболее конфликтным, происходит переоценка ценностей, осознание себя личностью, формируются собственные взгляды на жизнь.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации отражено в трудах Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

Вопросы подростковой агрессивности в отечественной и зарубежной психологии раскрываются такими исследователями как А. Бандура, Г. Паренс, Е.И. Бережковой, А.С. Коповым, А.И. Фурмановым и др.

Объектом исследования выступает агрессия и агрессивное поведение в психологии.

Предметом исследования являются проявления агрессивного поведения подростков.

Цель исследования: изучить особенности проявлений агрессивного поведения у подростков в школе.

Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Определить психологическую характеристику подросткового возраста.

2. Изучить агрессивное поведение подростков в школе.

3. Организовать исследование показателей и форм агрессии у подростков.

4. Проанализировать результаты исследования.

5. Определить пути преодоления проявлений агрессивного поведения у подростков.

Методы исследования:

1. Теоретический (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования).

2. Эмпирический (анкетирование, тестирование подростков)

3. Количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый возраст является важным моментом становления личности и ее физических и психологических особенностей.

Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает его возможности.

Подростковый возраст характеризуется частичным разрушением личностной целостности посредством быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии и мышлении. Это определяет, что особое место для подростка, занимает поддержка родителей и окружающих, для его временно ослабевшего «Я» посредством удовлетворения потребности в любви и принятии.

Важно, что в подростковом возрасте происходит существенное развитие рефлексии в определенных условиях, среди которых на первый план выходит удовлетворение потребности подростка в самораскрытии.

Имея ярко выраженные потребности и мотивы, человек становится субъектом своей жизнедеятельности и может полностью принимать ответственность за свое развитие. Подростковый возраст важен для становления данного компонента, так как одним из новообразований данного возрастного периода является личностное самоопределение, когда подросток начинает формировать умение делать выбор и нести за него ответственность.

В среде современных подростков довольно часто встречается агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы агрессивного поведения у подростков

1.1. Психологическая характеристика подросткового возраста

Известно, что возрастные категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития индивида, но также и его социальные статус и общественное положение. Современная психология определяет подростковый возраст от 11 до 15 лет, что совпадает со временем обучения детей в средних классах школы [2].

Один из исследователей, Н.М. Платонова говорит о том, что переходный возраст включается два ряда процессов – натуральный и социальный [1]. Натуральный ряд заключается в процессах биологического созревания организма, включая половое созревание, а социальный заключается в процессе обучения, воспитания и социализации. Данные процессы полностью взаимосвязаны, но не являются синхронными. Это объясняется несколькими положениями:

1. Различность темпов физического и психического развития. Данные различия существуют в психическом развитии, в интересах подростка, в умственной зрелости, его уровне самостоятельности.

2. Наличие больших внутренних диспропорций, когда отдельные биологические системы организма могут созревать в различное время. Намного больше вариаций в данном контексте происходит в психическом плане, когда старший подросток еще может быть в одинаковых отношениях со взрослыми, в то же время оставаться совершенно ребенком.

3. Социальное возмужание по времени не является тождественным физическому. Так, физическое созревание подростка может происходит достаточно быстрее и заканчиваться ранее, если сравнивать настоящее время и прошлое столетие. Что касается социального созревания, то отмечается, что строки обучения увеличились и позже наступает трудовая деятельность. При этом, средний возраст вступления в брак уменьшился. Это приводит к неопределенности нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании [10].

Отмечается, что социальное созревание определяется несколькими критериями, среди которых – завершение образования и приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности и экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии и вступление в брак.

Подростковый возраст является периодом пубертатного кризиса и полового созревания. Все изменения в организме подростка проходят пол стимулирующим и контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринных желез, вырабатывающихся гормонами, которые стимулируют и регулируют процессы роста [17].

В первую очередь трудности подросткового возраста связаны с половым созреванием, которое выступает причиной разных психофизиологических и психических отклонений. Так, подростки могут испытывать чувство тревоги, повышенную возбудимость, депрессию, некоторые могут чувствовать себя неуклюжими и неловкими, посредством того, что не совпадают темпы роста различных частей тела и прослеживаться резкая смена его пропорций. Изменения в данный возрастной период достаточно сильные, часто их называют гормональной бурей или скачком роста.

Подростковый возраст характеризуется возникновением и обострением различных патологических реакций, которые связаны с развитием психических и соматических заболеваний.

Характерными особенности нормальных здоровых подростков являются такие: предельная неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, прослеживается резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость и неадекватность реакций, возможна повышенная конфликтность [3].

Стоит отметить, что эмоциональная нестабильность усиливается сексуальным возбуждением, которое сопровождается половым созреванием. Половая идентификация при этом достигает более высокого уровня, и более отчетливо видно проявление ориентации на образы мужественности и женственности, что приводит к повышению интереса к своей внешности и формированию «образа физического Я» по мнению исследователя А.А. Реана [12].

Данный этап сопровождается беспокойством подростками по поводу собственной внешности. Волнующими моментами является физическая привлекательность, свое отношение к концепции идеального тела и веса, а так же сроки развития по отношению к срокам, принятым как нормальные.

Важное значение для подростка приобретают именно сроки его физического созревания. Отмечается, что для мальчиков раннее созревание выступает как преимущество, а девочки, которые начинают созревать еще в начальной школе, более склонны к смущению и застенчивости, так как начинают отличаться от других, но уже в старших классах сверстницы завидуют их более взрослой внешности [18].

Особое место занимает социальная ситуация развития. Своеобразие этого заключается в том, что подростков посредством появления чувства взрослости и возникновения потребности в самоутверждении, включается в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, получая среди них новые место и выполняя новые социальные функции.

Ведущим видом деятельности становится такая, которая определяет основное направление развития в том или ином возрасте. Отметим, что ведущей деятельностью, по мнению большинства исследователей, все же является общение со сверстниками, когда более важно не просто находится вместе, а занимать положение среди них, которое будет удовлетворять их потребность в общение (лидер или авторитет, лучший друг и т.д.). Любое нарушение со сверстниками приводит к дезадаптации. При этом у подростков возникает стремление быть равноправными партнерами в общении со взрослыми, а если такого не случается, то начинается психологическое бунтарство [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы