Курсовая с практикой на тему Агрессивное поведение младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности и её
проявлений у младших школьников. 4
1.1. Понятие, сущность и типологизация агрессии. 4
1.2. Особенности проявления агрессивности у младших
школьников. 12
Глава 2. Исследование проявлений агрессии в младшем
школьном возрасте 17
2.1. Организация и методы исследования показателей и форм
агрессии 17
2.2. Анализ результатов исследования склонности к
агрессивному поведению 20
2.3. Пути преодоления проявления агрессии у детей младшего
школьного возраста. 26
Заключение. 30
Список литературы.. 32
Введение:
Актуальность
темы исследования. Агрессивность детей является одной из
острых проблем педагогики и психологии. В последнее время в обществе наблюдается
постоянно нарастающая волна детской и подростковой преступности, увеличение
количества детей, которые склонны к агрессивным формам поведения. Такое
положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий,
которые вызывают эти явления, а также определение путей коррекционной работы с
проявлениями агрессивного поведения детей.
При этом необходимо
учитывать, что та или иная форма агрессии характерна для большинства детей. Но
у определенной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения,
которая трансформируется в качество личности. Эти приводит к снижению
продуктивного потенциала ребенка, сужению возможностей полноценной социализации
и деформации личностного развития.
Особое место в изучении
агрессивности в психологии отводится младшему школьному возрасту. В первую
очередь это связано с происходящими формированиями психологических структур
личности, возникновением новых образований, которые определяют сознательное
поведение человека.
Таким образом,
исследование проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте, а также
поиск методов борьбы с ней является актуальной темой для изучения.
Степень
изученности темы исследования. Проблемами агрессии
занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов,
Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци
др. Агрессивное поведение как нарушение процесса социализации отражено в трудах
Б.Н. Алмазова, С.А. Беличева, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др. Вопросы детской
агрессивности в отечественной и зарубежной психологии раскрываются такими
исследователями как А. Бандура, Г. Паренс, Е.И. Бережковой, А.С. Коповым, А.И.
Фурмановым и др.
Целью
исследования является изучение особенностей
агрессивного поведения младших школьников и разработка рекомендаций по
коррекции агрессивности. В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие,
сущность и типологизацию агрессии.
2. Охарактеризовать
особенности проявления агрессивности у младших школьников.
3. Организовать
исследование показателей и форм агрессии.
4. Проанализировать
результаты исследования склонности к агрессивному поведению.
5. Определить пути
преодоления проявлений агрессии у детей младшего школьного возраста.
Объектом
работы выступает агрессивность как свойство личности.
Предмет
исследования — агрессивность и особенности ее
проявления у младших школьников с нарушениями речи.
База исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ Летнереченская СОШ, Респ. Карелия. В исследовании приняли участие дети младшего
школьного возраста, обучающиеся во втором классе (9-10 лет) в количестве 20
человек (10 девочек и 10 мальчиков).
Практическая
значимость исследования. Предложенные методы профилактики
агрессивного поведения детей младшего школьного возраста могут быть
использованы педагогами и психологами общеобразовательных учреждений для
коррекции агрессивных проявлений у детей.
Структура работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературных источников и приложений.
Заключение:
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что проблема профилактики агрессивного поведения младших школьников не является новой в системе российского образования, но является актуальной в рамках модернизации системы образования.
Агрессивность понимается как враждебность, поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Так же агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. 
Именно агрессивное поведение приводит к возникновению конфликтов во взаимоотношениях между людьми и неконструктивным способам их разрешения. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы. По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. 
Проведенное исследование позволило определить, что среди мальчиков 60% имеют агрессивное поведение, тогда как среди девочек только 20% агрессивных детей. При этом агрессия детей бывает направлена на себя, либо же вовне и может проявляться в физической или вербальной форме. У мальчиков преобладает физическая агрессия, направленная вовне. Такое положение говорит о том, что с детьми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на преодоление агрессивного поведения.
В настоящее время выделяют следующие виды (направления) работ по осуществлению психолого-педагогического сопровождения: профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая). Главная цель этих четырех направлений деятельности сводится к созданию таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивности и её
проявлений у младших школьников
1.1. Понятие, сущность и типологизация агрессии Агрессия представляет собой любую форму поведения индивида,
которая несет за собой разрушительные действия и нацелена на причинение ущерба
другом или вызывает у них психологический дискомфорт.
Многие исследователи в понятие агрессии вкладывает только
действия, которые направлена на принесение ущерба по отношению к живым
существам. Например, разбивание посуды, удары ногами по предметам не выступают
как проявления агрессии, а являются экспрессивным и эмоциональным поведением.
Однако, на наш взгляд, яркое выражение эмоционального повеления может
перетекать в агрессию по отношению к человеку [4, с. 112].
Сегодня имеется значительное число теорий агрессивного
поведения, среди которых наиболее известной можно назвать теорию агрессии З.
Фрейда. Каждая из существующих теорий имеет свой взгляд на проблему агрессии и
отношение к ней, тем самым позволяя выделять в них общие черты и разделять на
несколько категорий определения понятия агрессии.
1. Агрессия воспринимается как врожденный посыл или задаток.
Такая теория говорит о том, что агрессия выступает врожденной формой поведения,
которая рождается на инстинктивном уровне. Тем самым агрессия выступает своего
рода запрограммированным свойством человека на генетическом уровне, когда
агрессия уже есть в человеке и может проявляться в течение всей его жизни. При
этом, такую агрессию невозможно искоренить, а только ослабить ее влияние.
2. Эмоциональные и познавательные процессы. Данная теория
основана на убеждении, что человек способен управлять своей агрессией на
основании навыков, накопленных с жизненным опытом. Для того, чтобы научиться
управлять уровнем своей агрессии, человек должен научиться реальному
представлению потенциальных опасностей и адекватно оценивать угрожающие
факторы.
3. Необходимость (потребность), порождающаяся внешними
стимулами и факторами. Данная категория рассматривает агрессию как потребность,
которая реализуется под непосредственным действием внешних стимулов [23, с. 40].
Основу данной категории составляет “фрустрационная теория
агрессии”, предложенная Джоном Доллардом, американским психологом и
антропологом. Фрустрационная теория гласит, что фрустрация всегда приводит к
агрессии в любой ее форме, а агрессия, в свою очередь, всегда является
естественным результатом фрустрации. Доллард утверждал, что чем сильнее человек
предвкушает удовольствие и чем сильнее препятствие, тем сильнее может быть
агрессивная реакция [17, с. 56].
Сторонники данной теории утверждают, что человек в состоянии
не просто блокировать негативное влияние агрессии, но и вовсе искоренить его в
себе, так как агрессия не является врожденным качеством и возникает под
действием внешних факторов.
4. Актуальное выражение социального. Агрессия является
приобретенной в стадии развития моделью социального поведения. Агрессивные
реакции находят проявление после участия человека в схожей ситуации в обществе
либо пассивного наблюдения за ситуацией со стороны, вследствие накопления и
дальнейшего применения накопленного опыта.
Лучший пример данной категории – маленький ребенок, который,
словно губка, впитывает от своих родителей как хорошее (чувства сострадания,
добро), так и плохое (злость, агрессия). Став однажды свидетелем проявления
агрессии в семье, ребенок запомнит модель поведения агрессора, и в будущем
будет действовать согласно данной модели поведения [8, с. 67].
Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть
вызвана самыми разнообразными причинами. Попытаемся выделить основные из них:
1. Злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами. У
человека, увлекающегося потреблением алкоголя сверх нормы, постепенно начинает
расшатываться нервная система, что приводит к неадекватной агрессивной реакции
на, казалось бы, не стоящие внимания ситуации. Употребление наркотических
средств даже в самом малом количестве вызывает привычку и мощную потребность
человека в наркотиках, а вследствие несвоевременного получения очередной дозы у
“человека” начинается “ломка”, вызывающая сильнейшее проявление агрессии по
отношению ко всем людям без разделения на друзей и врагов.
2. Проблемы в личной жизни. К данной причине относится как
отсутствие постоянного партнера, так и проблемы в сексуальной жизни. Когда
человек никак не встретит спутника (-цу) жизни, он чувствует себя одиноким.
Чувство одиночества гложет человека изнутри, он не понимает, почему не может
никому понравится. Со временем чувство одиночества вызывает депрессию, а после
переходит в агрессивное состояние. Человек начинает злиться на самого себя и на
других людей, проявляя агрессию при каждом упоминании своей проблемы другими
людьми. От проблем в сексуальной жизни мужчин чаще всего страдают их спутницы,
так как мужчина, ощущая свое бессилие, способен искать виновного, и, как ни
странно, находит рядом с собой, обвиняя женщину в том, что она не способна
завести его, что она поправилась и т.д. [18, с. 63].
3. Детские психические травмы. Нередко ребенок
заболевает неврозами и прочими психическими заболеваниями вследствие грубого
отношения родителей друг к другу и к ребенку. Детская психика в сотни раз
ранимее, чем психика взрослого человека, что часто не учитывается многими
родителями, имеющими выяснять взаимоотношения при ребенке. Строгое воспитание
также является существенной причиной агрессивности, так как