Курсовая с практикой на тему Африканский вектор внешней политики КНР в 2006-2021 гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Место Африки во внешней политики КНР в 2006–2021 гг. 9
1.1. Становление и развитие африканского
вектора во внешней политике КНР.. 9
1.2. Экономические и политические интересы
КНР в Африке. 16
1.3. Инициатива «Один пояс, один путь» и
трансформация китайской политики в Африке. 29
Глава 2.
Основные сферы взаимодействия КНР и стран Африки в 2006–2021 гг. 38
2.1. Развитие
китайско-африканского торгово-экономического сотрудничества 38
2.2.
Особенности миротворческой деятельности КНР в Африке. 42
2.3. Влияние
пандемии Covid-19 на позиции КНР на Африканском континенте 45
Заключение. 53
Список источников
и литературы.. 58
Введение:
Актуальность темы исследования. По мере роста
мирового спроса на энергоносители такие крупные игроки, как США, Европейский
Союз и Япония, сталкиваются с конкуренцией со стороны нового игрока, поскольку
Китай пытается удовлетворить свои потребности в долгосрочном
энергоснабжении. В связи с этим, сотрудничество
между Китаем и Африкой привлекает все больше внимание со стороны научного
сообщества. Важность африканского вектора во внешней политике Китая
подтверждается количеством визитов китайского руководства в африканские страны.
Пекину удается сдерживать возникающие всплески недовольства
"издержками" китайского продвижения, подчеркивая свое стремление к
взаимовыгодному сотрудничеству с акцентом на увеличение потенциала
самостоятельного развития африканских стран.
Отношения между Китаем и Африкой набирают темпы. В XXI веке связи между
Китаем и Африкой еще больше укрепились как в политической, так и в
экономической сферах. И Африка, и Китай с энтузиазмом работают над созданием
стратегического и устойчивого партнерства. Обе стороны работают над тем, чтобы
их отношения стали подлинным сотрудничеством Юг-Юг, отвечающим их долгосрочным
интересам. Пока работа по укреплению этого партнерства продолжается, ближайшие
десятилетия станут десятилетиями новых вызовов и возможностей, если
рассматривать их с этой точки зрения. Поэтому определение правильного пути для
подлинных отношений Юг-Юг и содействие эффективному общению и пониманию общих
интересов является интеллектуальной задачей в отношениях на ближайшие
десятилетия.
Объектом исследования является политика Китая в
Африке.
Предметом исследования являются основные
направления и формы китайско-африканских отношений.
Целью исследования является выявление особенностей
африканского вектора внешней политики КНР. Для решения поставленной цели были
определены следующие задачи:
– проанализировать
становление и развитие африканского вектора внешней политики КНР;
– определить экономические и политические
интересы КНР в Африке;
– проанализировать изменения политики КНР в
Африке в контексте инициативы «Один пояс, один путь»;
– выявить особенности развития
торгово-экономического сотрудничества между КНР и африканскими странами;
– рассмотреть особенности миротворческой
деятельности КНР в Африке;
– оценить влияние пандемии
Covid-19 на позиции КНР
на Африканском континенте.
Хронологические рамки работы охватывают временной
период с 2006 года по 2021 год. При этом основное внимание уделяется современному
периоду. В ряде случаев для более точной комплексной оценки рассматриваемых в
диссертации проблем в работе затрагивается период 60-х-70х гг. Периодизация
исследования основана на анализе процесса динамики внешней политики КНР в целом
и ее политики в Африке в рассматриваемый период.
Степень научной разработанности темы. Проблемы
китайской экономики и внешней политики являются предметом пристального внимания
российских и зарубежных ученых. В российской научной литературе существует
немало работ, посвященных становлению Китая как одной из ведущих мировых
держав. В своих работах Е.Ф. Авдокушин[1], Е.П.Бажанов[2], Е.С. Баженова[3], Ю.М. Бергер[4], О.М. Борох[5], А.В. Виноградов[6], рассматривают
экономические проблемы Китая, реформы китайской экономики и их последствия для
страны, стратегию "выхода вовне" и ее результаты. Ю.М. Галенович[7], Г.А. Ганшин[8], В.Г. Гельбрас[9], К.А. Кокарев[10], Л.И. Кондрашова[11], Л.Н. Логинов[12]авторы рассматривают идейное
наследие Китая, национальное возрождение Китая, экономические особенности
Китая. Основные принципы китайской внешней политики и внешнеэкономических связей,
вопросы отношений Китая с внешним миром в целом и с отдельными странами
освещались в работах таких российских ученых, как А.В. Ломанов[13], С.Г. Лузянин[14], А.В. Лукин[15], В.В. Михеев[16], М.А. Потапов[17].
Поскольку тема работы требовала привлечения широкого
круга исследований по проблемам Африки, автор использовал труды известных [1] Авдокушин Е. Ф. Тигр прыгнул, дракон взлетел — проект «один пояс — один
путь». Теория и практика. Вопросы новой экономики. 2015. [2] Бажанов, Евгений Петрович (1946-). Китай и внешний мир / Е. П. Бажанов. —
М. : Междунар. отношения, 1990. — 351 с [3] Баженова Е.С. Китайская семья и вопросы демографии — М.: ИПЦ «МАСКА», 2018.
— 68 с. [4] Бергер Яков Михайлович Китайская модель глобализации // Век глобализации.
2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-model-globalizatsii (дата обращения: 18.04.2022). [5] Борох, О.Н.. Современная китайская экономическая мысль [Текст] / О. Н.
Борох; РАН. Ин-т Дальнего Востока. — Москва : Вост. лит., 1998. — 293 с [6] Виноградов А.В.. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. Издание
второе, исправленное и дополненное. М.: НОФМО, 2008 [7] Галенович Юрий Михайлович Нация Китая в борьбе против японской агрессии в
1930-х — 1940-х гг // Общество и государство в Китае. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsiya-kitaya-v-borbe-protiv-yaponskoy-agressii-v-1930-h-1940-h-gg (дата обращения: 18.04.2022). [8] Ганшин, Георгий Александрович. Китай : экон.-географ. очерк / Г. А. Ганшин,
И. В. Ушаков. — М. : Мысль, 2004 (1-я Обр. тип.). — 269, [1] с. [9] Гельбрас В.Г. Делюсин Л.П. Борьба вокруг идейного наследия Сунь Ятсена. —
Общественнополитическая мысль в Китае (конец XIX — начало XX в.). -М.: «Наука», 1988. — С. 199-242. [10] Кокарев, Константин Анатольевич. Политический режим и модернизация Китая :
[монография] / К. А. Кокарев ; Рос. акад. наук, Ин-т Дальнего Востока. — М. :
Ин-т Дальнего Востока РАН, 2004 (Ин-т Дальнего Востока РАН). — 319 с. [11] Кондрашова Л.И. Китайская мечта о национальном возрождении. – М.: Ин сти
тут эко но ми ки РАН, 2014. – 36 с. [12] Логинов, Леонид Николаевич. Особый путь развития экономики Китая : (Крат.
обзор) / Логинов Л.Н., Филимонов П.И. — М. : ООО "Науч.-исслед. центр
"КОСМО", 2001. — 52 с [13] Ломанов А.В. Китайские дискуссии об отношениях с США и торговой войне //
Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 10. С. 17—29. [14] Лузянин C.Г. Россия — Китай : формирование обновленного мира : монография / С.Г.
Лузянин; отв. ред. академик В.С. Мясников. Предисл. В.А. Никонов. — М.:
Издательство «Весь Мир», 2018. — 328 с [15] Александр Владимирович Лукин ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ И
ТИПОЛОГИЯ КОММУНИСТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ // Сравнительная политика. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-sistema-sovremennogo-kitaya-i-tipologiya-kommunisticheskih-rezhimov (дата обращения: 18.04.2022). [16] Михеев Василий Васильевич, Луконин Сергей Александрович, Игнатьев Сергей
Владимирович К вопросу о перспективах Китая как глобального лидера // Контуры
глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-perspektivah-kitaya-kak-globalnogo-lidera (дата обращения: 18.04.2022). [17] Потапов, Максим Александрович. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы
и противоречия [Текст] / М. А. Потапов; РАН. Ин-т Дал. Востока. — Москва :
Буква, 1998. — 318 с.
Заключение:
Целью исследования являлось выявление особенностей
африканского вектора внешней политики КНР. Для решения поставленной цели были
проанализированы и выявлены следующие задачи:
1) Проанализировано становление и развитие
африканского вектора;
В геополитическом плане Африка является самым
раздробленным континентом и самым космополитичным с точки зрения разнообразия
населения. В таком контексте вопрос африканской интеграции актуален как
никогда.
Основной проблемой для африканского единства является
существование массы разрозненных пространств между государствами, история
которых восходит, по сути, к XIX веку, когда произошел колониальный раздел
Африки, в результате которого сформировались существующие границы современных
африканских государств. Это произошло в тот исторический период, когда Африка
полностью утратила свою автономию, а основной функцией континента было
обеспечение рабами американских плантаций и сырьем западноевропейских стран.
Процессы внутренней интеграции в рамках отдельных крупных африканских регионов,
существовавшие в доколониальный период, были остановлены в результате дробления
континента колониальными державами. Этому подверглись все африканские
государства, за исключением Эфиопии и Либерии. Европейские империи пытались
разделить завоеванные ими территории, чтобы предотвратить поглощение отдельных
территорий другими конкурирующими державами.
Так было на каждом завоеванном пространстве, где главной
задачей было свести к минимуму общение и обмен между французскими колониями и
двумя конгломератами (английским и португальским) посредством систематической
политики переориентации торговых путей и обмена товарами и капиталами.
Товарооборот осуществлялся не между колониями, которые были изолированы друг от
друга, а от конкретной колонии к побережью, откуда товары, рабы и капиталы
направлялись в Америку или Европу. Об этом свидетельствуют анекдотические
геополитические данные.
2) Определены экономические и политические интересы
КНР в Африке
Автор рассматривает основные направления
межгосударственного сотрудничества, выявляет их специфику и отвечает на вопрос,
сформировалась ли последовательная и единая внешнеполитическая стратегия Китая
в отношении стран Африканского континента, способная реально отражать
современные межгосударственные отношения.
последние
десятилетия Китай приобретает все большее значение как в системе международных
отношений, так и в мировой экономике. Благодаря быстрому экономическому росту
роль и место Китая на международной арене неуклонно возрастают, превращая его в
одно из ведущих государств мира. В свою очередь, независимый внешнеполитический
курс Китая заставляет задуматься о том, каким станет новый мировой
"гигант" и какую внешнеполитическую стратегию выберет китайское
руководство в будущем. Именно по вышеуказанной причине, помимо экономического
роста Китая, активизация Китая в области внешней политики представляет большой
интерес для международного сообщества.
3) Проанализирована инициатива «один пояс, один
путь»
Инициатива «один пояс, один путь» — это глобальная
стратегия развития инфраструктуры, принятая китайским правительством в 2013
году для инвестирования почти в 70 стран и международных организаций. Она
считается центральным элементом внешней политики китайского лидера.
Концепции Экономического пояса Шелкового пути и Морского
Шелкового пути XXI века заложили основу новой внешней стратегии Китая на
ближайшую историческую перспективу. Реализация этих проектов, объединенных под общим
названием "Один пояс, один путь", станет одной из важнейших задач
Пекина по оптимизации пространственной структуры экономического развития всего
евразийского региона. Важное место в процессе реализации этой инициативы
принадлежит России и странам Центральной Азии, с которыми Китай активно
взаимодействует и осуществляет всестороннее сотрудничество, выгоды от которого
получают все стороны. Цель исследования — определить роль России и стран
Центральной Азии в реализации китайской инициативы "Один пояс, один
путь". В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучить
основные виды и направления сотрудничества Китая с Россией и республиками
Центральной Азии в рамках инициативы, проанализировать специфику данного
сотрудничества, рассмотреть аспекты взаимодействия сторон
4) Выявлена особенность развития
торгово-экономического сотрудничества
Основные положения внешнеполитической стратегии Китайской
Народной Республики следующие.
1. Китай придерживается принципов независимости и
самостоятельности. Исходя из коренных интересов китайского народа и народов
мира, основываясь на собственной оценке характера событий, Китай вырабатывает
собственную позицию и политический курс во всех международных делах, не
подчиняясь никакому давлению извне, не вступая в союзы с какой-либо страной или
группой стран.
2. Китай выступает против гегемонизма и защищает мир во
всем мире. Китай проводит мирную внешнюю политику, не вступая ни в какие блоки,
не участвуя в гонке вооружений, не осуществляя военной экспансии. Китай
считает, что споры и конфликты между странами должны решаться мирно путем
консультаций, нельзя применять оружие или угрожать им, вмешиваться во
внутренние дела других стран под любым предлогом, тем более недопустимо
оказывать давление на слабые государства или осуществлять агрессию, вероломство
и подрывную деятельность против других государств. Китай никогда не навязывал
свой общественный строй и идеологию другим странам и не позволяет другим
странам навязывать Китаю свой общественный строй и идеологию. Китай никогда не
будет претендовать на гегемонию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕСТО АФРИКИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР В
2006–2021 ГГ.
1.1. Становление
и развитие африканского вектора во внешней политике КНР
Отношения Китая с Африкой можно проследить на протяжении
шести веков. В 1415 году китайские исследователи посетили побережье Восточной
Африки и привезли с собой корабли с китайскими товарами. В ответ Кения
предоставила множество местных подарков. Но взаимодействие в современное время
началось с Бандунгской конференции, состоявшейся в 1955 году, которая широко
рассматривается как эпохальное событие в китайско-африканской истории.
Конференция должна была укрепить экономическое и культурное сотрудничество двух
континентов и содействовать антиимпериалистической и антиколониальной борьбе[1].
Из 29 государств,
принявших участие в конференции, шесть были африканскими, такие как Египет,
Ливия и т.д. Бывший премьер-министр Чжоу Эньлай присутствовал на конференции и
представил пять принципов "мирного сосуществования", которые включали
взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности; взаимное
ненападение; невмешательство во внутренние дела друг друга; равенство и
взаимную выгоду; мирное сосуществование.
Достижение большого дипломатического успеха после
конференции усилило китайские интересы на континенте. В 1963 году премьер Чжоу
Эньлай отправился в свое первое турне по десяти странам Африки для продвижения
второй Азиатско-Африканской конференции. Хотя мало кто соглашался с
необходимостью проведения следующей встречи, премьер Чжоу выдвинул определенные
"Восемь принципов", которые должны были направлять деятельность Китая
в отношении африканских стран[2]. Эти принципы четко
разъясняли намерение Китая помогать африканским странам посредством политики
экономической и технической помощи.
В 1970-е годы Китай значительно расширил проекты помощи в
Африке, что было видно по количеству стран-получателей. Кроме того, принципы
показали, что китайское правительство предоставляло помощь африканским странам,
не требуя никакой отдачи, по крайней мере, с экономической точки зрения.
Некоторые кредиты не требовали возврата, если получатели не могли себе этого
позволить. Однако для тех, кто принимал решения в Китае, дипломатия помощи
преследовала как политические, так и идеологические цели. На идеологическом
уровне Китай, казалось, поддерживал любое революционное движение против
империализма, включая африканские революции. На политическом уровне[3].
После того как в 1971 году была достигнута важнейшая
политическая цель — место в ООН, в 1979 году было установлено взаимное
дипломатическое признание между Китаем и Америкой. Менее интенсивная международная обстановка
отразилась на внешней политике Китая, так что экономический рост и внутренние
реформы вместо революционных целей доминировали в политической повестке
дня. В 1982 году 12-я Национальная
ассамблея Комитета Коммунистической партии направила два послания, которые
имели последствия для африканской политики Китая: Китай сосредоточится на
внутреннем экономическом развитии; Китай будет проводить независимую внешнюю
политику, характеризующуюся "взаимной выгодой" в реальном значении[4]. Во время поездки на африканский континент в
1982 году, в соответствии с этими изменениями, премьер-министр Чжао Цзыян
предложил совершенно новые "Четыре принципа китайско-африканского
экономического и технического сотрудничества", которые подчеркивали
равенство и взаимную выгоду, практический результат, разнообразие форм и общее
развитие.
Если сравнивать
Четыре принципа 1980-х годов с Восемью принципами 1960-х годов, то заметным
отличием было то, что Китай требовал взаимного продвижения экономик двух стран,
как показано в принципах 2 и 4. Действительно, экономическая помощь между
бедными странами не может быть устойчивой в долгосрочной перспективе, если она
ограничивается только односторонним потоком.
К тому времени Китай уже не был заинтересован в сохранении своего
положения влиятельного игрока на континенте, а стремился к развитию
собственного экономического потенциала.
Другими словами, Африка потеряла свое значение в глазах Китая и была
оттеснена на второй план, так как Китай сместил акцент на собственную
модернизацию. В период, когда Китай сам зависел от иностранных средств, Китай
мало что мог сделать для Африки.
Затишье в отношениях продолжалось до беспорядков на
Тяньаньмэнь в 1989 году. Хотя Китай намеревался сосредоточить свою дипломатию
на развитых странах, он столкнулся с жестким осуждением прав человека и
наказанием, что выразилось в политической изоляции и экономических
санкциях. Это заставило Китай осознать
непреодолимое расхождение в ценностях между ним и Западом. Единственная стратегия, казалось, заключалась
в том, чтобы оглянуться назад и укрепить связи с развивающимся миром в качестве
защитного механизма. Это означало
переоценку роли стран третьего мира, включая страны АСЕАН и Африки, которые
выразили свое понимание действий Пекина в решении этой внутренней проблемы[5]. В рамках усилий по поиску политической помощи министр
иностранных дел Цянь Цичэнь посетил 14 африканских стран в 1989 и 1992 годах.
Эта поездка продемонстрировала намерение Пекина найти [1] Зеленев Е.И., Солощева М.А. Китайское проникновение
в Африку: сравнительно-историческая ретроспектива. Сравнительная политика.
2020, № 4, с. 106-122. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10052 8. Зенгер Х.
Стратагемы. М., 2006. Т. 1-2 [2] Агентство Синьхуа // В Претории прошла 11-я
встреча высокопоставленных официальных лиц в рамках Форума по
китайско-африканскому сотрудничеству. 02.03.2022. URL꞉
http://russian.news.cn/2015-12/03/c_134878663.htm. [3] Китайский информационный интернет-центр //
Китайский лев проснулся, но он не запугает весь мир. 29.12.2014. URL꞉ http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-12/29/content_34427735.htm [4] Ломанов А.В. Китайские дискуссии об отношениях с
США и торговой войне // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 10. С.
17—29. [5] Сергеева, А. А. Поиски эффективного использования
диаспоры / А.А Сергеева //Азия и Африка сегодня. – 2011. – № 9. – С. 32–35Сергеева, А. А. Поиски эффективного использования
диаспоры / А.А Сергеева //Азия и Африка сегодня. – 2011. – № 9. – С. 32–35