Конституционное право граждан на получение юридической помощи Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Адвокатура как основной орган оказания квалифицированной юридической помощи гражданам.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Адвокатура как гарант реализации прав человека в современной России 6
2. Адвокатура как институт 9
3. Реализация конституционного права на оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом в уголовном судопроизводстве 14
4. Право на получение квалифицированной юридической помощи в гражданском процессе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

  

Введение:

 

Можно с уверенностью утверждать, что начало XXI века было ознаменовано новым этапом развития российского общества, поскольку его интерес ко многим областям, в том числе и к правовому, значительно возрос. В отличие от скромного поведения общества предыдущих исторических периодов граждане не только не боятся отстаивать свои права и законные интересы в суде, но, согласно имеющейся статистике, обращаются за защитой в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В результате мы видим рост потребности в квалифицированных и «семейных» адвокатах.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года также способствовал укреплению статуса адвоката. Статьей 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что отныне защитник имеет право собирать информацию путем обращения адвоката с применением адвокатского запроса, в случае если информация находится в публичном доступе, а также путем опроса лиц и ходатайства о включении протоколов следствия в материалы дела.
Но стоит отметить тот факт, что усиление правого влияния в полной мере не позволяет защитникам получить всю необходимую информацию, а также некоторую информацию можно получить по официальному запросу следственных и судебных органов, а протоколы допросов свидетелей защиты не гарантируют инициацию дела, без чего вся юридическая информация со стороны защиты не может рассматриваться как процедура доказывания.
Таким образом, существует нарушение статьи 123 Конституции, которая гласит, что процедура основана на конкуренции и равенстве сторон. Этот факт обусловлен тем, что законное право защитника на сбор доказательств не имеет механизма для осуществления этого права, поэтому на практике часто встречаются случаи необоснованного отказа следователей приложить имеющиеся документы к материалам дела.
Помимо этих проблем в области права, несмотря на попытки создать демократическое правовое государство, существуют и другие препятствия, возникающие в результате действий должностных лиц различных государственных органов. Это включает в себя требование о том, чтобы адвокат доказал свое право видеть своего подзащитного в следственных изоляторах, а также давление со стороны соответствующих должностных лиц, особенно в тех случаях, когда обвиняемые известны.
Другими примерами такого правового беспорядка могут служить и такие случаи, как обыск адвокатов без разрешения суда, допрос адвоката в качестве свидетеля с целью отстранения от производства по делу, административное и уголовное участие, обыск помещений учебных заведений, агитация против адвоката по уголовному делу, незаконное вмешательство в деятельность суда, то есть исполнение адвокатом его профессионального долга.
Чтобы справиться с возникшими трудностями, адвокат должен руководствоваться собственным профессионализмом и действующим законодательством.
При более внимательном рассмотрении вышеперечисленных проблем становится ясно, что проблема взаимодействия адвокатов с различными государственными органами — это не что иное, как проблема независимости коллегии адвокатов от властных органов, с которыми коллегия адвокатов часто сталкивается в силу своей профессии. Такая проблема не имеет места в верховенстве права, поскольку Конституция РФ провозглашает права и свободы граждан как наивысшую ценность, охраняемую государством, а как исполнителя этой ценности, в том числе и адвокатуры.
Для более эффективной работы адвокату необходима процессуальная, организационная и материальная независимость органов власти и возможность следовать принципам независимости, автономии, предпринимательства и равенства, закрепленным в законе о деятельности адвокатов и Коллегии адвокатов Российской Федерации при осуществлении своей работы.
Степень научной разработанности. В последнее время проблеме адвокатуры как органа оказания квалифицированной юридической помощи гражданам уделяли внимание такие ученые как Алимова Н.А., Брюховецкий Н.Н., Тимофеева Р.И., Андрианов Н.В., Либанова С.Э., Пашутина О.С., Смирнов В.Н., Яртых И.С. и другие.
Объект исследования – общественные отношения, в сфере реализации прав адвокатом на оказание квалифицированной юридической помощи.
Предмет исследования – юридические нормы отечественного законодательства, регулирующие отношения оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом.
Методология. Методологическое основание данной курсовой работы составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция) и дал возможность показать различные варианты к определению понятий «адвокат», «защитник», «правовая помощь».
Нормативная база курсовой работы – общепризнанные принципы и нормы уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права, положения федеральных законов РФ.
Целью данной курсовой работы является изучение адвокатуры как основного органа оказания квалифицированной юридической помощи гражданам.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть организацию и состав адвокатуры;
— проанализировать адвокатуру как институт;
— изучить особенности реализации конституционного права на оказание квалифицированной юридической помощи адвокатом в уголовном судопроизводстве;
— охарактеризовать особенности права на получение квалифицированной юридической помощи в гражданском процессе.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, как установлено в Конституции Российской Федерации .
Адвокатура является основным институтом оказания такой помощи, в том числе бесплатной, включая и сферу судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность – квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе в установленном законом порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Граждане, прежде всего, обращаются к адвокатам как к профессионалам за квалифицированной юридической помощью, так как многие из них не ориентируются в законодательстве и зачастую не знают, какими правами и обязанностями они обладают, как правильно вести себя во время судебного разбирательства.
Нередко при рассмотрении, например, гражданских дел возникает ситуация, когда интересы одной стороны представляет квалифицированный адвокат с большим опытом работы, а интересы другой стороны представляет лицо без юридического образования и соответствующих знаний, не владеющее законодательством и, соответственно, не умеющее его правильно применять, не следящее за изменениями, происходящими в законодательстве.
Соответственно, нарушаются такие принципы гражданского судопроизводства, как равноправие сторон и состязательность процесса.
Если статус, обязанности адвоката четко регламентируются законом, то статус неквалифицированных представителей законодательно не закреплен. В законе есть лишь указание на то, что представителем в суде может быть лицо, которое является дееспособным, имеет надлежащим образом оформленную доверенность и не является судьей, прокурором, следователем.
Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходимо законодательно закрепить положение о том, что представителями в суде могут быть только квалифицированные юристы, знающие законодательство и умеющие его правильно применять.
Важен и материальный вопрос, так как услуги квалифицированного адвоката стоят недешево. Далеко не все наши граждане могут заплатить адвокату назначенную им цену за его труд. Граждане – участники судебного процесса по этой причине вынуждены, минуя профессиональных юристов, обращаться к людям, не обладающим достаточным знанием законодательства.
В этой связи актуальным является вопрос об оказании бесплатной квалифицированной юридической помощи.
Конституция Российской Федерации закрепила право граждан на такую помощь в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, государство установило равные условия для реализации права на квалифицированную юридическую помощь гражданам, не имеющими средств для ее оплаты, и лицам, которые могут оплатить услуги адвоката.
Институт бесплатной юридической помощи обеспечивает равенство прав граждан перед законом и судом. Важное значение в связи с этим имеет Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», который гарантирует реализацию права всех граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Этим законом также расширен круг лиц, нуждающихся в оказании помощи, а также перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи.
Следует отметить, что услуги адвокатов, помогающих гражданам безвозмездно, оплачиваются государством. Размер, порядок оплаты труда адвокатов в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон приводится в соответствие с позициями, сформированными Конституционным Судом РФ.
Доступность бесплатной квалифицированной помощи свидетельствует о степени реализации Конституционного права в области юридической защищенности и поддержки граждан.
На сегодняшний день данный вопрос является объектом изучения большого количества авторов. Так, Космынина А. С. рассматривает сущность обеспечения предоставления гражданам квалифицированной юридической помощи [15, с. 41]. Альбрант Н. В. доступность юридической помощи изучает как Конституционный принцип [13, с. 20], а Кравченко Е. В. акцентирует свое внимание на Конституционном праве граждан на получение квалифицированной юридической помощи в стадии возбуждения уголовного дела [16, с. 71].
В настоящее время право на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в статье 48 Конституции Российской Федерации, содержание которой гласит, что данное право имеет каждый гражданин страны; в некоторых случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно [1].
Основными видами бесплатной квалифицированной юридической помощи являются [14, с. 54]:
Правовое консультирование в устной и письменной формах;
Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других юридических документов правового характера;
Предоставление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах и организациях в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также другими федеральными законами и законами субъектов Российской 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Адвокатура как гарант реализации прав человека в современной России

Согласно ст. 48 Конституции РФ «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения»[2]. На международном уровне право на помощь адвоката закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года [1] и других актах, что играет большое значение в общей системе правового регулирования адвокатской деятельности.
В полном объеме институт адвокатской деятельности регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ, который определяет правовые основы деятельности адвокатов, взаимодействия адвокатуры с государственными органами, должностными лицами и гражданами, определяется порядок предоставления квалифицированной юридической помощи гражданам.
Классифицировать формы оказания юридической помощи адвокатом можно по различным основаниям.
Так, например, в зависимости от содержания предоставляемой помощи, указанной в ст.2 Федерального закона можно выделить следующие виды помощи:
1) консультативная (консультирует граждан по различным правовым вопросам в устной и в письменной форме);
2) составление документов (составляет необходимые правовые документы);
3) представительская, в которую входит представление доверителя в различных видах судопроизводства.
Кроме того, помощь адвоката можно классифицировать в зависимости от вида правовых отношений, в которые вступил гражданин, обратившийся к нему за помощью: уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная, административная и т.д.
Далее, выделяют платную и бесплатную юридическую помощь адвоката лицам, которые не обратились за помощью к личному адвокату. При этом отметим, что адвокатская деятельность исходя из положений Федерального закона не является коммерческой.
Отметим, что оказание юридической помощи адвокатами будет значима лишь в том случае, когда она будет эффективна, то есть будет предоставляться профессионалами. Для достижения этой цели законодатель установил раз условий, при соблюдении которых гражданин может обладать статусом адвоката в оказании квалифицированной юридической помощи.
К таковым условиям относятся: 1) юридическое образование, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении профессионального образования; 2) либо наличие ученой степени по юридической специальности; 3) обязательное условие двухлетнего стажа работы по юридической специальности либо прохождения стажировки в адвокатском образовании от одного до двух лет; 4) сдача квалификационного экзамена [3]. При этом отметим, что адвокатура становится не только профессиональным сообществом адвокатов, но и необходимым институтом формирующегося в России гражданского общества [4].
Таким образом, адвокатура на сегодняшний день является важным правовым институтом, обеспечивающим защиту прав и свобод граждан, а проведение классификации по различным основаниям позволяет более детально изучить данный институт.
Год основания Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА РФ) — 2003. Создание данного новообразования регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63 ФЗ «Об адвокатской и адвокатской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о адвокатуре). Принятие данного нормативно-правового акта ознаменовало новый этап развития адвокатуры в России — на ее основе начало объединяться общегосударственное сообщество адвокатов. Адвокатура была создана в качестве профессионального сообщества адвокатов, института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 1статья 3 Закона «Об адвокатуре»).
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации рассматривает данную деятельность в неразрывной связи с полувековой историей Российской коллегии адвокатов, которая была создана в 1864 году в рамках судебной реформы, проведенной императором Александром II. В основе этой деятельности были заложены принципы законности, независимости, автономии, предпринимательства, а также равноправия адвокатов, закрепленные в законе «Об адвокатуре» как принципы адвокатуры (пункт 2 статья 3).
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является некоммерческой неправительственной организацией, объединенной на основе обязательного членства адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Региональные адвокатские палаты, в свою очередь, основаны на обязательном членстве адвокатов соответствующих субъектов РФ.
На начало 2017 года число адвокатов в России составляло 78 491, из них 72 508 с нынешним статусом. 59,1% российских юристов — мужчины, 40,9% — женщины; 13% моложе 30 лет и 12,8% старше 60 лет.
Наиболее значимыми являются адвокатские палаты Москвы (11 000 адвокатов), Московской области (6 589 адвокатов), Санкт-Петербурга (4 166 адвокатов), Краснодарского края (3 916 адвокатов) и Ростовской области (3 087 адвокатов)[14, с. 49].
Наименьшими из них являются адвокатские палаты Ненецкого автономного округа (9 адвокатов), Чукотского автономного округа (39 адвокатов), Республики Алтай (63 адвоката) и Еврейского автономного округа (69 адвокатов).
По состоянию на 1 января 2017 года в России было создано 25 806 юридических фирм, в том числе 2 960 юридических фирм, 824 юридических фирмы, 21 823 юридических фирмы и 199 юридических консультантов. 45 856 адвокатов (63,2%) работают в качестве адвокатов. 150 адвокатов имеют докторскую степень в области права, 1615 адвокатов имеют докторскую степень в области права, а 126 адвокатов получили почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Член московской адвокатской палаты А. Г. Лисицын-Светланов выступает в качестве активного члена (академик) Российской академии наук.
Целями деятельности Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации как органа самоуправления в Российской Федерации являются представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти и органов местного самоуправления, координация деятельности торгово-промышленных палат, обеспечение высокого уровня поддержки адвокатов правовой помощью, а также выполнение иных задач, возложенных на адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 35 Закона «Об адвокатах»).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы