Курсовая с практикой на тему Административно-правовые нормы: понятие, структура, виды, способы реализации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Административно-правовые
нормы как источник административного права
1.1 Теоретико-правовая характеристика
правовых норм в административном праве.
1.2 Признаки и особенности
административно-правовых норм
Глава 2. Процедура формирования и
реализации административно-правовых норм
2.1 Требования к
административно-правовым нормам
2.2 Порядок формирования норм в
административном праве
Глава 3. Практические аспекты
применения административно-правовых норм
3.1 Особенности нормативно-правовых
актов субъектов властных полномочий
3.2 Проблемы реализации
административно-правовых норм
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы.
Формирование современной, высокоэффективной правовой системы, которая способна
в своей совокупности обеспечить баланс интересов между правами, законными
интересами, обязанностями граждан, а также публичными интересами
государственных институтов должно происходить на основе правильного понимания
того или иного источника регулирующего воздействия, его юридической силы, а
также общеобязательности выполнения. Российская Федерация, как правовое
государство относится к правовой системе континентального права, где на первое
место ставят законы, как источника права, и, исходя из такого подхода,
формируется сеть (система) нормативно-правовых актов, которые определяют
способы и методы регулирующего воздействия, а также определят тенденции
развития различных сфер общественной жизни.
Современная концепция норм
административного права придает особое значение нормативно-правовым актам как
регуляторам публично-правовых отношений. Именно они составляют наибольший
массив и способны комплексно, системно формировать правовое поле, которое бы
обеспечивало надлежащий правовой порядок в публично-правовой сфере. Следует
также отметить, что в последние десятилетие ключевой проблемой
нормативно-правового регулирования определяется не столько несовершенство самих
правовых актов, как масштабное игнорирование (неисполнение) уже существующих
правовых актов.
Цель исследования
заключается в том, чтобы на основе исследования теории административного права,
анализа доктрины публичного права, определить структуру норм в системе
источников административного права.
Для достижения
поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
— раскрыть
состояние научной разработки вопросов роли и места норм административного
права;
— осуществить
теоретико-правовую характеристику норм административного права;
— определить
понятие, признаки, особенности норм административного права;
—раскрыть ключевые
особенности нормативно-правовых актов субъектов властных полномочий.
Объект исследования —
система источников административного права. Предмет исследования —
нормативно-правовые акты как источники административного права.
Методы исследования.
Учитывая цели и задачи исследования, в работе использован комплекс методов,
выбор которых по мнению автора, являются наиболее эффективными для достижения
результата. Основу методологии исследования составляют положения
диалектического метода.
Заключение:
В результате проведенного
исследования, были сформированы следующие выводы.
Выделяются следующие
основные направления исследований, которые стали методологическим основанием
разработки вопросов правовых норм как источников административного права. Это,
в частности научные разработки: проблем конструирования и эффективности нормотворчества;
нормотворческой деятельности различных общественных институтов; различных видов
источников норм публичного права; исследования природы норм права, которые
стали основой нормативно-правовых актов; связанные с различными аспектами
реализации нормативно-правовых актов как источников административного права,
нормотворческого процесса в административноправовий сфере.
Нормы административного
права определены в работе как воплощенные (выраженные) извне в определенных
формах идеологические, общесоциальные и материальные истоки административного
права, отражающие его социальную ценность в конкретно-исторических условиях.
Система источников
административного права — это сложная по структуре, динамичная,
многофункциональная, целенаправленная и управляемая составляющая системы права,
которая отражает особенности становления последней, эффективно взаимодействует
с другими элементами национальной системы права, обеспечивая их развитие с
помощью принципов права, нормпринципив, стандартов и методов правового регулирования.
Существуют следующие
особенности административно-правовых норм:
— занимают ведущее место
среди элементов системы формально-юридических источников административного
права;
— имеют четкую структуру,
механизм принятия и введения в действие (обеспечивается средствами юридической
техники и процедурно-процессуальным характером их формирования);
— научно закрепленная иерархия нормативно-правовых актов по
различным критериям субъектами нормотворчества фактически все органы
государственной власти, органы местного самоуправления, институтов гражданского
общества.
Система требований к
содержанию нормативно-правовых актов должна содержать три группы:
1) юридические
требования;
2) лингвистические
требования;
3) технические
требования.
Следует определить
требования к различным видам нормативно-правовых актов. Такие требования должны
быть составлены с учетом следующих критериев:
1) субъект принятия
нормативно-правового акта;
2) юридическая сила
нормативно-правового акта.
Порядок принятия административно-правовых
норм актов следует рассматривать в широком и узком его смыслах. В широком
смысле его следует воспринимать как совокупность отдельных действий,
предшествующих принятию, в частности определение и анализ потребностей в
принятии нормативно-правового акта, создание проекта соответствующего акта,
анализ и обсуждение данного проекта, аргументация целесообразности внесения
изменений в проект, формулирование предложений по внесению изменений в проект,
согласование проекта, вынесения проекта на рассмотрение субъекта публичной
администрации, принятие (издание) нормативного правового акта, подписание
нормативно-правового акта, доведение до сведения виз начен круга лиц и их
обнародования. В узком смысле принятие нормативно-правовых актов следует
рассматривать лишь как одобрение соответствующего решения о принятии
нормативно-правового акта.
Предложено реализацию
административно-правовых норм рассматривать с позиций:
— классического подхода
как интеллектуально-творческую деятельность по реализации предписаний
административно-правовых норм в правомерном активном или пассивном поведении
субъекта административного права, направленного на создание определенного
общего блага или конкретных правовых последствий для физических и юридических
лиц;
— формально-юридического
подхода как формы функционирования административно-процессуальных норм, в
которых воплощаются нормы материального административного права;
— классического подхода
как интеллектуально-творческую деятельность по реализации предписаний
административно-правовых норм в правомерном активном и пассивном поведении
субъекта административного права, направленную на создание определенного общего
блага или конкретных правовых последствий для физических и юридических лиц.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Административно-правовые нормы как источник административного права
1.1 Теоретико-правовая
характеристика правовых норм в административном праве
характеристика правовых норм в административном праве
Проблематика источников
права занимает одно из главных и в то же время дискуссионных мест в общетеоретической
юриспруденции. Именно сложность выбранной тематики обусловливает потребность в
анализе научных подходов ее понимания. Надлежащая определенность
терминологического аппарата приведет качество формирования системы правовых
норм в практической плоскости.
Понимание сущности
исследуемой проблематики — является основой для формирования четкой научной
позиции относительно характеристики системы норм административного права.
Будучи родовой категорией относительно многих других понятий, одновременно
является достаточно сложной для анализа, как по объему, так и по своему
предмету.
Для определения
содержания категории «норма права» первостепенное значение имеют признаки этого
явления, благодаря наличию которых определенный акт может претендовать на
значение источника права:
1) нормативность — во
всех источниках права содержится набор определенных правил поведения в той или
иной сфере общественных отношений, регулируемых правом. Их применение
рассчитано на неопределенное количество случаев;
2) норма права,
содержащаяся в источнике, имеет соответствующие формы выражения и закрепления;
3) публичность — влияние
государства на формирование круга источников права — государство и его органы
могут самостоятельно разрабатывать те или иные источники права и вводить их в
действие (например., нормативно-правовые акты), могут их санкционировать
(например., правовой обычай);
4) общеобязательность —
осуществление правовых предписаний всеми субъектами права обусловлена их
защитой со стороны государства и возможностью применения мер принуждения к
нарушителю норм, которые они содержат;
5) формальная
определенность как выражение, так и закрепления — четкость и определенность
формулировок субъективных прав и юридических обязанностей, санкций за их
нарушение, документальный характер закрепления в источниках права правил
поведения субъектов;
6) доступность —
свободный доступ всех субъектов права к получению информации о содержании
источника, основанного на определенном порядке его обнародования, официального
опубликования, что дополняется понятным языком и формой изложения источников
права;
7) легальность —
правомерность возникновения и функционирования;
8) легитимность —
признание нормы населением через показатель соблюдения или нарушения ее. Этот
признак относят, в противовес всем предыдущим, которые, характеризуют внешнюю
сторону правовой нормы, к внутренним ее признакам, характеризующим ее
внутреннюю сущность;
9) иерархичность —
источники права образуют определенную иерархию по юридической силе,
располагаются в порядке последовательного уменьшения последней;
10) приобретают
общеобязательную силу, меняются и теряют юридическую силу, в соответствии со
специальной юридической процедурой;
11) системный характер,
который проявляется во взаимосвязях между ними, о чем речь пойдет дальше;
12) одним из признаков
источника права является его самодостаточность, то есть возможность напрямую,
без наличия каких-либо вспомогательных механизмов применять его характеризующих
внешнюю сторону правовой нормы, к внутренним ее признаков, характеризующих ее
внутреннюю сущность
Именно такая
направленность дуалистического разделения системы права, системы источников
права объясняется рядом факторов:
1) центризм системы
права;
2) процессы интеграции в
мировое сообщество требуют приближения и в сфере права (то есть распространение
дуалистического подхода к пониманию системы национального права);
3) обусловлено самим
характером административных правоотношений;
4) исключительным
значением эффективного регулирования публично-правовых отношений, и тому
подобное.[1]
Административное право —
одна из крупнейших отраслей права. Это связано с большим количеством
общественных отношений, урегулированных с помощью норм административного права.
В то же время указанной отрасли права присущи системность, целостность и
структурность, обуславливающих предмет правового регулирования, цели, задачи и
принципы административного права.
Это свидетельствует о
наличии определенной системы административного права. Важность системы
административного права объясняется многими факторами, основные из которых: она
дает возможность анализа внутреннего строения административного права;
позволяет законодателю с принятием нового нормативного акта эффективно сочетать
его с имеющейся нормативной правовой базой; уменьшает вероятность принятия
должностными лицами, имеющими властные полномочия, неправомерных решений.
По нашему мнению,
современная система норм административного права развивается в значительной
степени под влиянием европейских правовых стандартов (этому аспекту будет
посвящена внимание в дальнейших подразделениях), а потому определенная часть
нормативно-правовых предписаний меняется.
Реформируется и весь
комплекс нормативно-правовых актов: создаются новые отрасли, институты;
появляются новые источники права; широко используется обще разрешительный
принцип правового регулирования. Наряду с этим для национальной системы права
присуща частая сменяемость нормативно предписаний, вызывает их инфляцию, рост
количества, коллизионность, дублирование; снижение эффективности правового
регулирования. а поэтому определенная часть нормативно-правовых предписаний
меняется.
Нормы административного
права — это воплощенные (выраженные) извне в определенных формах
идеологические, обще социальные и материальные истоки административного права,
отражающие его социальную ценность в конкретно-исторических условиях. [2]
Система норм
административного права является сложной по структуре, динамичной,
многофункциональной, целенаправленной и управляемой составляющей системы права,
которая отражает особенности становления последней, эффективно взаимодействует
с другими элементами национальной системы права, обеспечивая их развитие с помощью
принципов права, норм-принципов, стандартов и методов правового регулирования.
Таким образом можем
подвести итог и сформулировать понятие «нормы административного права» и
«система источников административного права» Нормы административного права — это
воплощенные (выраженные) извне в определенных формах идеологические, обще социальные
и материальные истоки административного права, отражающие его социальную
ценность в конкретно-исторических условиях. Система норм административного
права является сложной по структуре, динамичной, многофункциональной,
целенаправленной и управляемой составляющей системы права, которая отражает
особенности становления последней, эффективно взаимодействует с другими
элементами национальной системы права, обеспечивая их развитие с помощью
принципов права, норм-принципов, стандартов и методов правового регулирования.
[1]
Серков П.П.
Административная ответственность в российском праве: современные осмысления и
новые подходы. М., Норма. 2012. С. 8 — 13.
[2]
Студеникина М.С.
Процесс модернизации Кодекса об административных правонарушениях Российской
Федерации: оценка некоторых новелл Кодекса. Сборник научных статей. М., МГЮА
имени О.Е. Кутафина. 2012. С.