Курсовая с практикой на тему Административно-правовой статус федеральной службы судебных приставов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.3. Правовой
статус судебного пристава-исполнителя.
2 Глава. Правовые основы деятельности
ФССП в системе правоохранительных органов
2.1. Правовой режим организации и
деятельности
2.2. Механизм
взаимодействие ФССП с другими правоохранительными органами
3 Глава. Организационно-правовые
аспекты деятельности ФССП
3.1. Организация и обеспечение
исполнительного производства
3.2. Исполнение функции по
обеспечению деятельности судов
3.3. Надзор за коллекторскими
организациями
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы исследования связана с тем, что неукоснительное исполнение
судебных решений и решений других органов власти является базовой гарантией
правопорядка, поскольку в противном случае был бы нивелирован сам замысел идеи
отправления правосудия и функционирования юрисдикционных органов. К сожалению,
далеко не всегда даже после вынесения судебного решения стороны стремятся
добросовестно его исполнить, что обусловило необходимость создания и
функционирования специального органа государственной власти, ориентированного
на принудительное исполнение судебных актов. После перехода отечественной
экономики на рыночную основу, где свобода капитала и его защищенность в
глобальном смысле влияют на развитие страны, поскольку могут как привлекать
иностранных и отечественных инвесторов, готовых вкладывать огромные суммы
денежных средств в развитие производств на территории РФ, параллельно создавая
рабочие места и увеличивая ВВП страны, так и отпугнуть иностранцев, а
потенциальных отечественных инвесторов побудить перевести свои активы в другие
юрисдикции, вопросы отправления правосудия и исполнения (в том числе
принудительного) соответствующих решений приобрели качественно иной статус.
В
Российской Федерации с 1997 года данная функция возложена на Федеральную службу
судебных приставов (далее — ФССП). Согласно данных ведомственной статистики
ФССП России только в 1 полугодии 2020 года в производстве судебных-приставов
исполнителей находилось 57 714 426
исполнительных документов с общей суммой взыскания 7 784 340 768 рублей[1].
Согласно
положений Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1316[2]
предельная суммарная численность работников ФССП России составляет 74 559
единиц, естественно, что судебных приставов-исполнителей среди них меньше,
потому как в штатную численность включены и судебные приставы обеспечивающие
установленный порядок деятельности судов, центрального аппарата, аппаратов
управлений ФССП по субъектам федерации, которые исполнительных действий не
совершают. Очень неточное вычисление, явно занижающее реальный показатель значение,
дает основание утверждать, что в 1 полугодии 2020 года на одного судебного
пристава приходилось минимум 774 исполнительных документа. Количество
оконченных исполнительных производств в исследуемом периоде составило 24 499
964 штук, что при аналогичной методике подсчета указывает, что в среднем каждый
судебный пристав окончил исполнительное производство по 328 исполнительным
документам.
Одновременно
с этим, согласно данных статистики Судебного департамента при ВС РФ, только за
1 полугодие 2020 года мировыми судьями и судами общей юрисдикции рассмотрено
5 940 споров, возникших из исполнительного производства на общую сумму 1
115 398 173 рублей[3].
Такие
данные официальной статистической отчетности указывают не только на высочайшую
загруженность сотрудников ФССП и большую востребованность исполнительного
производства, что само по себе уже требует постоянного изучения соответствующей
проблематики регулирования, но и на немалый «спрос» в обжаловании действий и
решений судебных приставов, что дополнительно актуализирует выбранную тему.
Степень разработанности темы может быть охарактеризована как достаточно высокая, о
чем свидетельствует публикационная активность В.В. Яркова, Д.Х. Валеева, А.Н.
Борисова, О.В. Исаенковой, А.Р. Голубевой, Н.В. Салькова, И.В. Селионова, В.А.
Гуреева и т.д.
Объект
исследования представляет собой специфические правоотношения, которые возникают в процессе реализации
судебным приставом-исполнителем своих полномочий при исполнении судебных
решений по гражданским делам.
Предмет исследования образуется
из правовых норм, регулирующих полномочия судебного пристава-исполнителя при
исполнении судебных решений по гражданским делам.
Цель исследования – рассмотрение
особенностей регулирования правового статуса судебного пристава-исполнителя в
контексте определения его полномочий при исполнении судебных решений по
гражданским делам.
Сообразуясь с целью, были
сформулированы следующие задачи,
которые предопределили структуру работы:
— изучить правовую основу
деятельности судебных приставов;
— изучить структуру ФССП России и
охарактеризовать роль в принудительном исполнении судебных решений;
— рассмотреть права судебного
пристава-исполнителя;
— характеризовать обязанности
судебного пристава-исполнителя;
— изучить вопросы регулирования ответственности
судебного пристава-исполнителя;
— рассмотреть полномочия судебного
пристава-исполнителя.
Методологической основой
исследования является всеобщий диалектический метод познания, а также общие и
частные методы исследования:
сравнительно-исторический анализ, причинно-следственный анализ, статистический,
социологический, системный, сравнительно-правовой, структурно-логический и др.
Эмпирическую основу исследования
составили материалы обобщения опубликованной судебной практики, статистические
данные, сведения из сети Интернет.
[1]Ведомственная статистическая
отчетность за 1 полугодие 2018 г. // Федеральная служба судебных приставов.
[Электронный ресурс] URL: http://fssprus.ru/statistics/ (дата обращения
24.10.2018).
[2] Вопросы Федеральной службы
судебных приставов: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.
№ 1316 // Собрание законодательства РФ.2004. № 42. Ст. 4111.
[3] Сводные статистические сведения о
деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие
2018 г.: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
[Электронный ресурс] URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4758 (дата обращения 24.10.2018).
Заключение:
Проведенное исследование дает
основания сделать несколько выводов, которые целесообразно сформировать в две
группы.
Первую группу выводов формируют
общие умозаключения, которые тезисно можно представить следующим образом:
Во-первых, институт принудительного
исполнения судебных решений в одном из его проявлений существует со времен
формирования отечественной государственности: берет свое начало со времен
«Русской правды», когда эта функция была возложена на военизированный аппарат
публичной власти, и постепенно эволюционирует вместе с развитием
государственно-правовой мысли до своего текущего состояния, когда для
функционирования данного института создан автономный орган государственной
власти со специфической компетенцией.
Во-вторых, на данный момент ФССП
представляет собой четко организованную систему, состоящую из центрального
аппарата ФССП, территориальных органов ФССП по субъектам федерации и
подразделений территориальных органов ФССП (районных отделов). Такое устройство
системы органа государственной власти обеспечивает достаточно доступное для
взыскателя принудительное исполнение судебных актов в любой
административно-территориальной единице.
В-третьих, ФССП является главным и
единственным органом государственной власти, к компетенции которого относится
принудительное исполнение решений судов, других органов государственной власти
и их должностных лиц. Дублирование данного полномочия не происходит: ни на
какой другой орган государственной власти такой функционал не возложен. Таким
образом, ФССП занимает центральное место в принудительном исполнении судебных
актов на всей территории РФ.
Вторая группа выводов обусловлена
изучением правового статуса судебного пристава-исполнителя. Она также может
быть разбита на две условных подгруппы: первую формируют выводы общего
характера, а вторую анализ неточностей законодательства и предложения по их
совершенствованию.
Обращаясь к первой подгруппе
необходимо отметить следующее:
Во-первых, судебный пристав
исполнитель является федеральным гражданским служащим, чей правовой статус
урегулирован не только отраслевым федеральным законом, но и целым рядом
законодательных актов о государственной службе.
Во-вторых, исходя из вышеописанного
регулирования, правовой статус судебного пристава-исполнителя уместно
рассматривать как единство законодательно закрепленных прав, обязанностей,
полномочий и ответственности последнего.
В-третьих, такая категория как
«права судебного пристава-исполнителя» является составной и формируется за счет
набора специальных прав, описанных в ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 118;
социально-экономических прав, предусмотренных ст. 20 того же ФЗ № 118; и прав
государственного гражданского служащего, предусмотренных законодательством РФ о
государственной службе. Иными словами, условно права судебного
пристава-исполнителя могут быть разделены на общие (характерные для всех
государственных гражданских служащих) и специальные (предусмотренные отраслевым
законом).
В-четвертых, законодательно
категория «обязанности судебного пристава-исполнителя» оказалась до конца не
проработанной: отраслевой закон для описания должной меры поведения судебного
пристава-исполнителя слово обязан использует единожды; формирование
представления об остальных обязанностях судебного пристава-исполнителя
происходит через системное толкование и уяснение конституционно-правового
смысла норм. Обязанности судебного пристава-исполнителя также являются
категорией составной: включают в себя не только «специальные» обязанности,
предусмотренные отраслевым законом, но и общий набор, регулируемый
законодательством о государственной службе.
В-пятых, регулирование института
ответственности судебного пристава-исполнителя можно определить, как
межотраслевое сплетение норм. Так, для целей привлечения к административной и
уголовно-правовой ответственности судебный пристав-исполнитель рассматривается
наравне с другими должностными лицами, то есть является специальным субъектом
для целого ряда стандартных для должностных лиц административных правонарушений
и составов преступлений. Основным же элементом ответственности судебного
пристава-исполнителя является дисциплинарная ответственность, регулирование
которой осуществляется посредством законодательства о государственной службе.
Дисциплинарная ответственность может рассматриваться в качестве основной
гарантии сохранения и успешной работы иерархической структуры ФССП. Судебный
пристав-исполнитель подлежит дисциплинарной ответственности на общих для данной
категории субъектов права основаниях. Отраслевой же закон каких-либо видов
ответственности и условий ее наступления не называет, лишь отсылая к
действующему законодательству РФ.
Наконец, такой элемент правового
статуса судебного пристава-исполнителя как «полномочия» не получил должного
внимания законодателя. Так, Федеральный закон № 229 «Об исполнительном
производстве» содержит норму, в соответствии с которой полномочия судебного
пристава-исполнителя определяются в соответствии с Федеральными законами № 229
«Об исполнительном производстве», № 118 «О судебных приставах» и иными
законами. Вместе с тем, термин «полномочия» в данных законах не используется,
что не позволяет через буквальное толкование текстов законов сформировать
полный перечень полномочий. Пока данное законодательное положение не найдет
своего развития и конкретизации считаем уместным под категорией «права
судебного пристава-исполнителя» понимать поименованные в качестве таковых в
Федеральном законе № 118, а в группу «полномочия» включать указанные в
Федеральном законе № 229 «Об исполнительном производстве».
Интересующий нас набор полномочий
судебного пристава-исполнителя при принудительном исполнении судебных решений
по гражданским делам формируется автором самостоятельно, поскольку
законодательство об исполнительном производстве соответствующего перечня не
содержит, но в него, как минимум, входят полномочия по: возбуждению
исполнительного производства, отказу в его возбуждении, отложению
исполнительных действий, приостановления исполнительного производства,
прекращению исполнительного производства, окончанию исполнительного
производства, совершению исполнительных действий, объявлению исполнительного
розыска и т.д.
Фрагмент текста работы:
1 Глава. Общая характеристика и правовые основы
деятельности ФССП в системе правоохранительных органов
1.1.
Система и структура ФССП
Статья 7 Закона о судебных приставах, а также пункт 2 Положения о Минюсте
России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г № 1313[1],
регламентируют, что Минюст России, контролирует и координирует деятельность
федеральной службы судебных приставов, поскольку она находится в ведении
данного Министерства. Свои полномочия Минюст России осуществляет в соответствии
с Инструкцией об организации проверок деятельности подведомственных Минюсту
России федеральных служб, их территориальных органов и учреждений[2].
С целью изучения деятельности службы судебных приставов России, как
следствие, определение направлений совершенствования и развития деятельности
службы, Минюст России организует проверки деятельности ФССП России. Тем самым
реализуя принципы правового государства с использование системы «сдержек и
противовесов», осуществляя полномочия по
осуществлению контроля.
В соответствии с вышеуказанной Инструкцией основными задачами проведения
проверок деятельности ФССП России становятся:
—
выявление
недостатков, упущений и нарушений в деятельности ФССП России, а также
определение причин их возникновения;
—
проведение
профилактических мероприятий;
—
установление
соответствия деятельности ФССП России положениям законодательных и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, а также распоряжений Минюста;
—
оказание
практической и методической помощи в повышении эффективности служебной
деятельности, подведомственной Минюсту России ФССП России.
—
изучение,
распространение и обобщение положительного опыта, прогрессивных методов и форм
деятельности, подведомственной Минюсту России1.
Также Минюст России, реализует полномочия по изданию нормативно — правовых
актов, регламентирующих деятельность ФССП России.
Создавая условия для исполнения задач и достижения поставленных целей,
Минюст России во исполнение Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313
издает Приказ № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства
юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и
Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации».
Конкретно рассмотрим задачи, поставленные перед Минюстом России по
координации деятельности службы судебных приставов:
•
нормативно –
правовое регулирование деятельности службы судебных приставов России;
•
разработка
общей стратегии государственной политики в сфере деятельности ФССП России;
•
обеспечение в
пределах своих полномочий защиты свобод и прав человека и гражданина, реализуя
положения главного закона страны — Конституции
РФ[3].
Вновь обращая внимание на историю
развития такого института власти как ФССП России, стоит заметить, что данная
служба является правопреемником Департамента судебных приставов Минюста России.
В конце 20 века, с целью исполнения положений Закона об исполнительном
производстве и Закона о судебных приставах, создавался Департамент судебных приставов,
который, в свою очередь, находился в составе Минюста России.
В минувшее время функции по обеспечению исполнения юрисдикционных актов
возлагались на Минюст России и осуществлялись Департаментом судебных приставов.
Основанием деятельности департамента и осуществления своих полномочий служил
приказ Минюста России от 22.09.2000 № 276 «Об утверждении положения о
Департаменте судебных приставов». Почти через четыре года Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» образована ФССП России.[4]
Обратив внимание на вышеизложенное, можно прийти к выводу, что Министерство
юстиции РФ, совместно с осуществляющей деятельность и действующей в его системе
ФССП России, помогает реализовать положения Федерального закона от 21 июля 1997
г. № 118-ФЗ «О судебных приставах[5]».
Институт судебных приставов в современной России находится в процессе
развития. Реформация принудительного исполнения и обеспечения установленного
порядка деятельности судов разрабатывались с конца 20 века Минюстом РФ,
Верховным Судом РФ и др. Реформа стала реализовываться с 1995 г. в связи с
принятием на объединенном судебном пленуме постановления о внесении
законопроектов в Государственную Думу.
[1]О Минюсте России: [положение:
утвержденно Указом Президента РФ 13 октября 2004 г.].
— Собр. законодательства РФ, 2004. — №42. — ст. 4108
[2]ПРИКАЗ от 27 октября 2009 г. № 361
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБАХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЯ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2009 г. № 15249
). — Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
[3] Приказ от 27 октября 2009 г. № 361
«Об организации проверок в подведомственных Министерству Юстиции РФ федеральных
службах, осуществлении координации и контроля их деятельности»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2009 г. № 15249).
— Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru.
[4]Зайцев, А.И., Филимонова, М.В.
Постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О
судебных приставах" / А. И. Зайцев, М.В. Филимонова . — Саратов:Ай Пи Эр
Медиа, 2010. — С. 52.
[5]Официальный сайт Федеральной службы
судебных приставов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: fssprus.ru/.