Курсовая с практикой на тему Административная ответственность юридических лиц
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 6
1.1. Понятие и виды юридического лица, как субъекта административного права 6
1.2. Правовые основы административной ответственности юридических лиц 9
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 15
2.1. Понятие вины юридического лица в административном законодательстве 15
2.2 Пределы административной ответственности юридических лиц 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Введение:
Актуальность темы. Проблемы, связанные со становлением государства в условиях практического отсутствия необходимого для налаживания эффективного государственного управления опыта, радикальным изменением идеологических установок, провозглашением курса на переход к рыночной экономике, вызвали активизацию нормотворческой деятельности.
Но создание совершенно новой правовой базы не может быть одномоментным и во многих сферах общественных отношений длительное время приходится пользоваться старыми нормативными правовыми актами, приспосабливая их к новым условиям.
Однако такая ситуация не может продолжаться долго. На определенном этапе общественного развития необходимым становится переосмысление концептуальных основ построения тех или иных правовых институтов с учетом требований настоящего, приведение их в соответствие с насущными потребностями общества. Не является исключением и институт административной ответственности юридических лиц. С одной стороны, развитие этого института до сих пор происходит на основе, заложенной еще в советское время с учетом соответствующей идеологии, а с другой — наблюдается его распространение на отношения, которых не существовало и не могло существовать в то время.
В основном это обусловлено трансформацией механизмов государственного регулирования экономики и изменением понимания характера отношений между государством и обществом в целом. Фактически существует несоответствие между концептуальными принципами, на которых построен институт административной ответственности, и потребностями в эффективных средствах государственного принуждения, способных функционировать в современных условиях.
Поскольку потребность в эффективных средствах государственного принуждения, в том числе и административного, является объективно необходимым, наиболее эффективным путем преодоления данной коллизии является разработка новых концептуальных основ административной ответственности юридических лиц и на их основе построение соответствующей нормативной модели, которая в наибольшей степени отвечала бы современному состоянию развития общественных отношений. С учетом опыта функционирования института административной ответственности в прошлом, а также современных достижений правовой науки и перспектив развития общества необходимо таким образом усовершенствовать этот институт, чтобы в процессе его практической реализации были достигнуты цели, которых требует общество и государство.
Объектом исследования выступает система юридической ответственности юридических лиц, в пределах которой функционирует административная ответственность как сфера общественных отношений, урегулированных административно-деликтными нормами.
Предметом исследования является сущность и содержание института административной ответственности юридических лиц, его нормативная основа и практика реализации соответствующих правовых норм.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является обоснование концептуальных основ трансформации существующего института административной ответственности юридических лиц в соответствии с требованиями, которые оговариваются назначением этого института, а также объективными потребностями адаптации этого института к современным экономическим и общественно-политическим условиям, а также определение принципов, на основе которых должна строиться нормативная модель административной ответственности и соответствующая практика правореализации.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
— определить понятие административной ответственности юридических лиц в системе юридической ответственности на основе выделения ее наиболее существенных признаков и сравнение с другими видами юридической ответственности;
— проанализировать правовые основы административной ответственности юридических лиц, а также сформировать собственную позицию относительно его понимания;
— сформулировать основные проблемы в процессе привлечения юридических лиц к административной ответственности;
— сформулировать и раскрыть понятие вины юридического лица;
— определить виды правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц;
— определить пределы административной ответственности юридических лиц.
Методы исследования. В процессе осуществления исследования использовались традиционные методы научных исследований, такие как: диалектический метод, системный, структурно-функциональный, формально-логический. С позиций диалектического метода институт административной ответственности юридических лиц рассматривался в процессе его эволюции от возникновения до современного состояния. Системный метод был использован, в частности, для исследования административно-деликтных отношений, выявления связей между составляющими этих отношений. Для описания современных концепций административной ответственности использовался метод функционального анализа, для определения административной ответственности в системе юридической ответственности использован метод эмпирической типологии, а для определения нормативной модели административной ответственности в системе права — метод теоретической типологии.
Заключение:
Административная ответственность юридических лиц представляет собой механизм реализации в административном порядке санкции правовой нормы, которая имеет форму взыскания, а институт административной ответственности — нормативную модель этого механизма.
Административная ответственность как отношения существует в пределах более широкого круга отношений — административно-деликтных. При этом выделяются отношения объективной административной ответственности и субъективной административной ответственности.
В работе также сформулированы закономерности, согласно которым происходит развитие административно-деликтных отношений. Для административной ответственности юридических лиц главным отличием от других видов юридической ответственности является то, что она реализуется в административном порядке, в процессе реализации государственным органом своих исполнительно-распорядительных полномочий.
При этом процедура привлечения к административной ответственности юридических лиц оформлена в виде административного производства со всеми присущими ему признаками.
Представление о роли административной ответственности в условиях современного общества дают три ее основные концепции — управленческая, публично-сервисная и правозащитная.
Согласно управленческой концепции административная ответственность представляет собой специфическое средство реализации принудительного метода государственного управления. В контексте публично-сервисной концепции административная ответственность может выступать как средство обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из договоров и иных отношений, которые не относятся к государственному управлению. С точки зрения правозащитной концепции, административная ответственность является элементом механизма защиты прав и свобод граждан.
В структуре системы права институт административной ответственности, в том числе юридических лиц, является функциональным институтом административного права, а сама административная ответственность может считаться одной из форм реализации исполнительной власти.
Основу института административной ответственности составляет его нормативная конструкция. Под нормативной конструкцией в данном случае следует понимать совокупность правовых норм, которые описывают административную ответственность как обобщенную модель, которая может быть использована как основа для административно-деликтного регулирования многих видов общественных отношений.
Концептуальными источниками института административной ответственности выступают теория правового регулирования и теория управления, причем первая определяет особенности нормативной конструкции административной ответственности, а вторая — содержательное наполнение элементов этой конструкции.
Все виды юридической ответственности, и в том числе административная ответственность, имеют общую концептуальную основу, то есть систему принципов, которая положена в основу правового регулирования.
Исходным для построения данной системы принципов является принцип ответственности в нормативном регулировании. Его сущность заключается в том, что в случае отклонения поведения адресата соответствующей нормы от предписания этой нормы со стороны субъекта, установившего эту норму, или им уполномоченного органа, должна быть определенная реакция.
В смысле принципа ответственности юридических лиц в административном праве выделяются две составляющие, содержание которых будет определять нормативную модель ответственности, а именно нормативную модель отклонения от нормы и нормативную модель реакции на отклонения.
Ключевым для определения видов юридической ответственности является принцип преодоления неочевидности между субъектом и объективной стороной правонарушения и, в зависимости от характера неочевидности, существует три процессуальные конструкции юридической ответственности: автоматическая, административная и правосудия.
Нормативная модель административной ответственности должна создаваться с учетом фундаментального принципа верховенства права.
Действие принципа верховенства права в сфере административной ответственности проявляется в принципах административной ответственности и принципах производства по делам об административных правонарушениях, которые являются производными от принципа верховенства права. Таковыми, в частности, являются: принцип ответственности за вину; принцип презумпции невиновности; принцип ограничения формальности оснований административной ответственности; принцип объективности истины и принцип абсолютного решений по делам об административных правонарушениях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
1.1. Понятие и виды юридического лица, как субъекта административного права
Ответ на вопрос, являются юридические лица субъектами административной ответственности пытались дать многие ученые. Большинство из них склоняются к мысли, что юридические лица выступают субъектами административной ответственности. По одной из точек зрения, юридические лица не являются субъектами административных правонарушений в контексте КоАП, но административные отношения в широком смысле охватывают и отношения с участием юридических лиц .
Однако условиях развития рыночных отношений и появления большого количества субъектов предпринимательской деятельности различных организационно-правовых форм нормы действующего КоАП касаются не только физических лиц, но и юридических. Такую позицию можно считать вполне правильной, поскольку сейчас принято достаточно нормативно-правовых актов, которые позволяют применять меры административного воздействия к юридическим лицам. Так, в Особенной части КоАП содержится значительное количество юридических составов, субъектом которых является юридическое лицо.
Вместе с тем, несмотря на законодательное урегулирование рассматриваемого вопроса, как в теории, так и на практике постоянно возникают вопросы, связанные с привлечением к ответственности юридических лиц за административные правонарушения: каким должен быть состав правонарушения? Является ли вина необходимым элементом состава правонарушения? Административная ответственность имеет ряд характерных особенностей:
1) основанием административной ответственности является только то правонарушение, за совершение которого предусмотрено административное наказание. Порядок и основания применения административной ответственности установлен КоАП;