Курсовая с практикой на тему Адаптивный спорт лиц с нарушением слуха и речи на примере дзюдо
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ДЗЮДО КАК ФОРМА АДАПТИВНОГО СПОРТА ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ.. 7
1.1 Определение понятия адаптивная
физическая культура, ее роль и задачи 7
1.2 Особенности функциональных и психомоторных
возможностей у спортсменов с проблемами слуха, занимающихся единоборствами. 11
ГЛАВА 2.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 17
2.1 Характеристика контингента. 17
2.2 Методы исследования. 17
2.3 Организация исследования. 21
ГЛАВА 3.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА И РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ.. 22
3.1 Описание предварительной методики. 22
3.2 Предполагаемое влияние предлагаемой методики. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность темы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
в настоящее время каждый десятый человек на планете является инвалидом
вследствие различных травм и заболеваний. Эксперты ВОЗ прогнозируют, что в
течение ближайших лет мировое сообщество не в состоянии изменить тенденцию
роста количества лиц с инвалидностью. Поэтому проблемы социальной, медицинской,
экономической, психолого-педагогической реабилитации таких людей и интеграции
их в обществе приобретают особую остроту. В РФ, учитывая актуальность проблемы,
состоялось принятие ряда законодательных актов по обеспечению лиц с
ограниченными равенства прав со здоровыми людьми, возможности реабилитации и
самореализации.
В настоящее время в РФ
более 4 млн. Инвалидов, среди них — значительное количество детей, подростков,
молодежи с различными нарушениями. Но только около 3% из них занимаются
физической культурой и спортом. Между тем, мировой опыт свидетельствует, что
одним из наиболее эффективных среди мер социальной защиты является реабилитация
средствами адаптивной физической культуры и спорта, поскольку такие регулярные
занятия способствуют созданию необходимых условий для интеграции людей с
особыми потребностями в обществе [4, 5, 6, 7, 14].
Специалисты ВОЗ
констатируют, что сегодня почти 6% населения земного шара имеют нарушения
слуха, которые в той или иной степени затрудняют социальные коммуникации.
В работах ряда авторов подробно
обосновывается факт о том, что систематические занятия адаптивной физической
культурой и спортом является не только мощным средством оздоровления,
воспитания, но и средством социальной адаптации лиц с ограниченными
функциональными возможностями организма, в частности, с нарушениями слуха [1,
2]. В работах других ученых раскрывается необходимость совершенствования
содержания, методов и средств привлечения спортсменов с нарушением слуха к
систематическим тренировкам с учетом растущих требований к уровню
подготовленности участников Сурдолимпийских игр [11, 13, 15].
В системе спортивных
занятий глухих культивируются такие виды спорта: легкая атлетика, волейбол,
пляжный волейбол, баскетбол, вольная борьба, борьба греко-римская, дзюдо,
каратэ, тхенкводо, спортивное ориентирование, футбол, фут-зал, шахматы, шашки,
армрестлинг, лыжные гонки, велоспорт, плавание, настольный теннис, бадминтон,
теннис, пулевая стрельба, боулинг [2, 4, 6, 12].
Международное спортивное
движение людей с недостатками слуха возник в 1924 году после проведения первых
Всемирных игр глухих и основания в этом же году Международного спортивного
комитета глухих. Спортсмены с нарушениями слуха участвуют в Сурдолимпийских
играх (с 2001 года – Дефлимпиские игры), которые проводятся раз в четыре года с
25 летних и 7 зимних видов спорта по единым правилам соответствующих спортивных
федераций, принятых для здоровых спортсменов [6]. В этом их отличие от
Параолимпийских игр, которые проводятся по специальным правилам, разработанным
для определенных категорий инвалидов.
Актуальность данного
исследования подтверждается тем, что в последние годы (Дефлимпийские игры 2009
(Тайвань), 2013 (Болгария), 2017 (Турция) среди сильнейших спортсменов с
недостатками слуха значительно возросла плотность результатов и увеличилась
конкуренция. В связи с этим, необходимы исследования, направленные на поиск
путей повышения результатов спортсменов, разработку таких методик, которые
будут эффективными для лиц с нарушениями слуха и учитывают особенности их
психофизического развития.
Подготовка
квалифицированных спортсменов с нарушениями слуха осуществляется, в основном,
по образцам подготовки здоровых спортсменов, часто не только не позволяет
достичь запланированных результатов, но есть крайне опасным [10]. Как отмечают
специалисты, подбор средств и методов для коррекции учебно-тренировочного
процесса, направленного на достижение высоких результатов у спортсменов с
недостатками слуха, должен осуществляться прежде всего на основе учета
нозологических особенностей функционального состояния и психомоторных возможностей
спортсменов-инвалидов [6, 9], что и определяет актуальность данного
теоретического исследования.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации уже имеющихся
в литературе данных посвященных особенностям методик обучения двигательным
действиям дзюдоистов с нарушением слуха, которые раннее проводились не в
достаточном объеме, а также без учета новейших исследовательских и научных
данных, посвященных процессу ведения АФК с подростками, имеющими проблемы
слухового восприятия.
Новизна исследования. Показано, что построение учебно-тренировочного
процесса на основе оценки срочных тренировочных эффектов, получаемых с помощью
регламентации специальных упражнений по направленности и интенсивности
физиологического действия на организм юных дзюдоистов с нарушением слуха в
разных циклах спортивной подготовки, позволяет значительно повысить
эффективность учебно-тренировочного процесса и результативность
соревновательной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что путем внедрения предложенной
программы тренировок дзюдоистов с нарушением слуха и речи 14-17 лет, можно
достичь качественного прироста качества силовой подготовленности занимающихся.
Цель исследования:
разработать, внедрить и апробировать програму силовой подготовки юных
дзюдоистов с нарушениями слуха и речи.
Задачи исследования:
1. Изучить определение понятия адаптивная физическая культура, ее
роль и задачи;
2. Выявить особенности функциональных и психомоторных возможностей
у спортсменов с проблемами слуха, занимающихся единоборствами;
3. Разработать программу силовой подготовки для дзюдоистов с
нарушениями слуха и речи 14-17 лет;
4. Апробировать разработанную программу тренировок в рамках
педагогического эксперимента.
Объект исследования.
Дзюдо, как адаптивный спорт лиц с нарушением слуха и речи.
Предмет исследования. Технико-тактическая и силовая подготовка дзюдоистов
14-17 лет с нарушениями слуха и речи.
Заключение:
Спектр средств и методов,
используемых в современной практике адаптивного спорта при работе с занимающимися,
обладающими дефектами слуха, довольно широк. Но при этом, сама системе
адаптивного спорта для занимающихся данной нозологической группы,
характеризируется рядом особенностей, без учета которых физическая
коррекционная работа может быть мало, либо же вовсе не эффективной. Ввиду
этого, особенности методики обучения двигательным действиям занимающихся с
нарушением слуха, требуют детального изучения.
Своеобразие психического
и физического развития детей и подростков с депривацией слуха обусловлена рядом
факторов: функциональным нарушением отдельных физиологических функций; общей
соматической ослабленность; частичным отставанием в психическом развитии,
недоразвитие или отсутствие речи.
Наибольшим действенным
фактором коррекции психо-физического состояния детей и подростков с нарушениями
слуха регулярные занятия физическими упражнениями. Особенно эффективны занятия
адаптивным спортом, поскольку они способствуют не только гармоничному развитию
личности, но и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.
Нарушения в двигательной
сфере глухих спортсменов, в том числе и дзюдоистов, носят взаимосвязанный
характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта,
недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации,
состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности
вестибулярного анализатора.
Цель силовой подготовки в
процессе обучения технико-тактическим подготовительным действиям в адаптивном
дзюдо — адаптация организма юных дзюдоистов с нарушением слуха к нагрузкам
различной направленности и интенсивности физиологического воздействия.
Учитывая данную
тенденцию, нами была разработана, внедрена и апробирована программа подготовки
дзюдоистов 14-17 лет с нарушениями слуха и речи, с упором на скоростно-силовую
подготовку. По итогам педагогического эксперимента было показано, что
построение учебно-тренировочного процесса на основе оценки срочных
тренировочных эффектов, получаемых посредством регламентации специальных
упражнений по направленности и интенсивности физиологического воздействия на
организм юных дзюдоистов с нарушением слуха и речи в различных циклах
спортивной подготовки, позволит значительно повысить эффективность
учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.
В итоге, гипотеза,
выдвинутая нами в начале исследовательской работы, была доказана в полной мере.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДЗЮДО КАК ФОРМА АДАПТИВНОГО СПОРТА ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
И РЕЧИ
1.1 Определение понятия адаптивная физическая
культура, ее роль и задачи
Под адаптивной физической
культурой в современной науке понимается система спортивно-оздоровительных
мероприятий, направленных на адаптацию индивидов с ограниченными возможностями
здоровья к окружающей социальной среде, а также на восстановление и компенсацию
утраченных ими в виду болезни возможностей [2].
В процессе создания
комплексов адаптивной физической культуры для различных категорий граждан в
обязательном порядке учитываются основополагающие принципы международной
социальной ответственности, утвержденные в Российской Федерации.
Между человеком с
ограниченными возможностями здоровья и обществом нередко возникают преграды,
препятствующие полноценной жизни: — преграды к свободному
передвижению;
— коммуникативные
преграды;
— преграды к ориентации в
пространстве;
— преграды к самообслуживанию;
— преграды к
осуществлению контроля над своим поведением;
— преграды для реализации
прав на труд [8].
Вышеперечисленные
преграды возникают перед человеком с ограниченными возможностями здоровья
потому, что в виду нарушений работы в организме он отличается двигательными,
ментальными, психологическими и иными дефектами, которые препятствуют
реализации традиционных жизненных ролей и сужают ролевой репертуар. Помимо тех
преград, что возникают из-за нарушений развития самого человека, немало барьеров
возникает из-за неготовности общества к толерантному восприятию и неразвитой
безбарьерной среды окружающего пространства [1].