Курсовая с практикой на тему Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением слуха.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 6
1.1. Адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры 6
1.2. Методы и средства адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением слуха 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Проведение экспериментального исследования 19
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Актуальность работы. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей, в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом.
Анализ результатов педагогических исследований в области специального (коррекционного) образования детей с нарушениями слуха показал тесную связь между уровнем физического здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, их двигательной активностью и психическим развитием ребенка.
Двигательная активность оказывает положительное влияние на перцептивные и интеллектуальные процессы. Движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, обладающие большой двигательной активностью в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, лучшими показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой бронхолегочной, сердечнососудистой и нейроэндокринной систем, высшими адаптационными возможностями организма, меньшей склонностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
В специальных (коррекционных) школах программа по физическому воспитанию для глухих и слабослышащих детей среднего школьного возраста, действующая на сегодняшний день, фокусирует свое внимание, главным образом, на учебном аспекте физического воспитания, по аналогии с общеобразовательными предметами, и главная задача учебного предмета «Физическая культура» состоит в том, чтобы передать учащимся знания, умения и навыки, необходимые им во взрослой жизни.
В процессе занятий не осуществляется целенаправленное развитие физических качеств, а основное внимание, преимущественно, сосредотачивается на обучении и совершенствовании техники видов спорта. Однако хорошо известно, что без достаточной тренировки аэробных и анаэробных возможностей организма, развития скоростно-силовых качеств нельзя решить главные задачи – повышение уровней физического здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Реальная физкультурно-спортивная активность глухих и слабослышащих подростков снижается с каждым годом, что объясняется не столько ухудшением социальной установки на физическую культуру и спорт вообще, сколько отрицательным отношением к некоторым традиционным формам (легкая атлетика, гимнастика и пр.) проведения физкультурно-спортивных занятий. Исходя из этого, следует, что для повышения физкультурно-спортивной активности необходимо увеличение новизны и повышение обогащающей роли занятий, создание возможностей для занятий по выбору, уменьшение роли традиционных (обязательных) мер.
В решении этих задач поможет применение методов и средств адаптивного физического воспитания коррекционной направленности для повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих детей среднего школьного возраста на основе спортивных и подвижных игр, силовых упражнений и циклических видов двигательной активности .
Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания детей.
Предмет исследования – лица с нарушением слуха.
Цель исследования – изучить особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры;
2. изучить методы и средства адаптивного физического воспитания для лиц с нарушением слуха;
3. провести опытно-экспериментальное исследование по проведению адаптивного физического воспитания посредством физических упражнений на укрепление здоровья лиц с нарушением слуха;
4. проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, особое значение в физическом развитии глухих и слабослышащих детей имеют упражнения, направленные на развитие выносливости, способствующие расширению функциональных возможностей бронхо-легочной, сердечно-сосудистой и нейро-эндокринной систем, содействие деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению физического здоровья и повышению уровня физической работоспособности. Ряд физических качеств имеет реальную базу для собственного развития и совершенствования только в определенные сенситивные периоды. Так, по мнению большинства исследователей, акцентировать силовую подготовку детей среднего школьного возраста нужно в те возрастные периоды, когда у них происходит значительный естественный рост силовых способностей. Силовая подготовка в процессе физического воспитания подростков при условии постепенного нарастания нагрузки и тщательной индивидуализации дает хороший эффект, не вызывая каких-либо отклонений, стимулирует функции многих систем и органов, а также способствует развитию других физических качеств.
В качестве дополнительных методов и средств адаптивного физического воспитания глухих и слабослышащих подростков применяют в процессе занятий физической культурой силовую подготовку с использованием упражнений с разнообразными приспособлениями, тренажерами, а также для развития силы и выносливости включают в процесс коррекции двигательных нарушений спортивные и подвижные игры, циклические виды двигательной активности (ходьба, бег и пр.)
Таким образом, применение методов и средств адаптивного физического воспитания коррекционной направленности для повышения уровня физической подготовленности детей среднего школьного возраста с нарушениями слуха на основе спортивных и подвижных игр, силовых упражнений и циклических видов двигательной активности позволит оптимизировать систему физического воспитания этой категории лиц.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Адаптивное физическое воспитание как вид адаптивной физической культуры
Адаптивное физическое воспитание – представляет собой науку, изучающую различные аспекты физического воспитания людей, утративших на длительное время или навсегда какие-либо функциональные возможности, в том числе двигательные, а также процесс формирования у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков.
Адаптивное физическое воспитание – самый массовый вид адаптив-ной физической культуры, занятия по которому проводятся преиму-щественно в образовательных учреждениях и являются для занимаю¬щихся обязательными, поскольку дисциплина, по которой проводятся эти занятия, включена в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов. Содержание занятий по адаптивному фи-зическому воспитанию регламентировано, как правило, государствен¬ными программами или авторскими (инновационными) программа¬ми, прошедшими соответствующую экспертизу. К проведению занятий допускаются только специалисты, имеющие соответствующий уровень образования и квалификации.
Адаптивная физическая культура — это синтез реабилитационных физкультурных методик для людей с инвалидностью. Однако это не одно и то же, что и лечебная физкультура, т.к. лечебная физкультура подразумевает под собой методики для восстановления или улучшения только физического здоровья. В то время, как АФК (адаптивная физическая культура) включает в себя средства для восстановления психологического здоровья, и что самое главное, средства для приспособления человека с ограниченными возможностями к той среде, в которой существуют здоровые люди . Не зря был введен термин «адаптивная». Слово «адаптация» практически равное словам «приспособление», «привыкание».
Адаптивная физическая культура охватывает несколько сфер знаний. Сюда входят: физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, эти сферы имеют еще много подгрупп . Все эти три области знаний должны работать в комплексе, только тогда они будут давать результат. Нельзя, например, заниматься только физическим здоровьем и забросить психологическую составляющую, а также приспособление человека к окружающему его обществу. Нужно понимать, что физическое здоровье тесно связано с психологическим, они влияют друг на друга . И если, занимаясь реабилитацией, объединять их, то они будут взаимодействовать между собой, давать положительный результат. Даже если человеку с ограниченными возможностями известно, что он никогда не способен будет делать то, что делают другие люди, с помощью методик АФК он сможет улучшать свое состояние, доводя его до того уровня, который является высшим при данной патологии.
Задачи адаптивной физической культуры, они состоят из четырех пунктов:
1.Коррекционные — направлены на выявление риска инвалидизации; улучшение работоспособности, запуск процессов выздоровления. Применяются и при лечении людей, которые получили излечимую травму или осложнения после болезни.
2. Оздоровительные — сюда входят: расширение компенсаторных способностей или приспособление человека к его дефекту; укрепление здоровья; коррекция дефектов
3. Образовательные включают в себя — предоставление информации о строении организма, его функциях; включение понятия «физкультура» в жизнь человека с ограниченными возможностями. 4. Воспитательные — приобретение душевных качеств, необходимых для преодоления трудностей; нормализация психического развития; активация таких мозговых функций, как: памяти, интеллекта, внимания и др.
Все эти задачи лежат не только на специалистах, которые работают с людьми с ограниченными возможностями, но и на самих больных. Смело можно сказать, что прогресс в реабилитации и успех в дальнейшей жизни зависит от человека, занимающегося адаптивной физической культурой. На профессионалах же лежит ответственность за правильность в выполнении тех или иных методик.
Мышцы человека в процессе каких-либо физических нагрузок воздействуют на различные процессы в организме человека, приспосабливаясь к тем условиям и дефектам, в которых человеку приходится существовать. Вместе с мышечной деятельностью приходят и: компенсация нарушенных функций, приспособление вегетативных систем к нагрузке, развитие остаточных функций организма, а также борьба с осложнениями, которые могли появиться в результате прогрессирования дефекта, заболевания. Для коррекции физических недостатков необходимы специальные упражнения, разработанные специалистами. Сбалансированные, правильно подобранные нагрузки будут воздействовать на отделы ЦНС (центральной нервной системы), а те, в свою очередь, будут влиять на перестройку патологических условных рефлексов .
Выделяют две группы упражнений для людей с инвалидностью:
1. Общеподготовительные. Применяются в малых формах физической активности. К таким упражнениям относятся: физкультминутка, разминка, общеразвивающие физические упражнения.
2. Специальные. Используются при спортивном, лечебном направлении. Сюда входят: бег, плавание и др.
3. Формы физического воспитания для людей с ограниченными возможностями это:
1. Организованные секционные занятия, занятия в группе: ЛФК (лечебная физическая культура), занятия в реабилитационных центрах, а также в санаторных учреждениях;
2. Самостоятельные занятия физической культурой: коррекционные занятия, прогулки, утренняя гимнастика;
3. Адаптивный спорт: организация команд по адаптивному спорту различных направлений, а также участие в соревнованиях, специализирующихся на видах спорта для людей с ограничениями в здоровье.
Из адаптивного спорта или, как его называют специалисты, инваспорта, выходят еще два направления:
1. Рекреационно-оздоровительный — организация оздоровительного досуга, отдыха на природе, туризма. Является не только средством отдыха, но и положительно действует на организм, укрепляя имунную систему и воздействуя на мышечную систему.
2. Спорт высших достижений — деятельность, при которой люди с ограниченными возможностями не только развивают свои физические способности, но и занимаются спортом на достижение лучших результатов. К этому направлению относятся такие мероприятия как спортивные соревнования .