Курсовая с практикой на тему Адаптация узбекских студентов в Российском вузе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации иностранных студентов 5
1.1. Психолого-педагогические особенности иностранных студентов 5
1.2. Адаптация иностранных студентов 9
Глава 2. Практические аспекты адаптации иностранных студентов 20
2.1. Диагностика адаптации иностранных студентов 20
2.2. Рекомендации по формированию адаптации иностранных студентов 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность исследования.
Крайняя нестабильность социально-политической ситуации в совре-менном российском обществе порождает в последние два десятилетия не-прерывные миграционные потоки. Причины миграции различны: межна-циональные конфликты и акции международного терроризма, снижение уровня жизни и рост социальной напряженности, желание заработать и получить образование. Миграция и сопутствующие ей в той или иной сте-пени дезадаптация и маргинализация, накладывают отпечаток на процесс развития личности, создают тяжелые стрессовые ситуации.
Социально-политические изменения, миграционные процессы обу-словили появление в поликультурном пространстве такой категории мо-лодежи как студенты-мигранты.
В условиях вуза возрастает значение социально-психологической адаптации студентов-мигрантов. Представители одной нации или одной этнической общности наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными только для данной нации или этнической груп-пы и нетипичными для представителей другой. В свете сегодняшних соци-альных проблем эти различия абсолютизируются, способствуют делению на «своих» и «чужих», приводят к формированию этнических предрассуд-ков. Особенно легко этому влиянию поддаются молодые люди из-за не-устойчивости мировоззрения, несформировавшегося отношения к жизни.
Появившиеся уже в последнее время монографии, статьи в научных журналах дают основание предполагать, что проблемой миграции зани-маются очень серьезно и целенаправленно. В этой области сегодня извест-ны работы многих ученых. Среди них: С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромель, А.И. Дробежева, Л.Н. Гумелев, З.Т. Гасанов, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давы-дов, В. Мошняга, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский и др.
Для понимания сущности личности студента-мигранта и специфики взаимоотнощений их с социумом, значимыми являются этнологические психолого-педагогические исследования (Д.В. Василенко, З.Т. Гасанов, О.В. Гукаленко, Ю.С Давыдов, Е.М. Лысенко, Ф.О. Семенова, Г.У. Солда-това, А.А. Цахаева, С.Х. Чомаева).
Проблема социально-психологической адаптации студентов к обуче-нию в вузе рассматривается в различных аспектах, так, изучается ее соци-ально-педагогический аспект (Л.Г.Егорова, Г.Н.Круглова, Н.Н. Чистяков и др.), социально-психологический аспект (С.Л. Братченко, А.А.Ефимова, А.В. Лисовский и др.), индивидуально – психологический (В.Г. Бушурова, Р.М. Горфункель, Т.Н. Мазурик и др.).
Объект исследования: узбекские студенты.
Предмет исследования: особенности адаптации иностранных сту-дентов.
Цель исследования: изучить особенности адаптации иностранных студентов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности иностранных сту-дентов
2. Проанализировать адаптацию иностранных студентов
3. Провести диагностику адаптации иностранных студентов
4. Предложить рекомендации по формированию адаптации ино-странных студентов
Гипотеза исследования: хорошо отлаженный процесс социально-психологической адаптации иностранных студентов способствует большей эффективности обучения, получению предполагаемых компетенций, что в свою очередь может привлечь новых студентов и повысить имидж универ-ситета в мировом сообществе.
Заключение:
Одним из немаловажных приобретений студентов-мигрантов являет-ся открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира предстает как радостное и одновременно драматическое переживание, а открытие несовпадения внутреннего и внешнего «Я» доставляет волнение и актуализирует проблему самоконтроля. Психологические особенности и определяющие их личностные новообразования студентов-мигрантов иг-рают немаловажную роль в процессе социально-психологической адапта-ции личности к новым социальным условиям жизнедеятельности, отклады-вая свой отпечаток на общий ход развития личности. В то же время само-оценка как одно из личностных новообразований личности может высту-пать как один из факторов социально-психологической адаптации студен-та-мигранта.
Особенность иностранного студента как объекта исследования состо-ит в том, что, приезжая в другую страну, он вынужден усваивать новые культурные образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Старые образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные уси-лия по преодолению барьеров и встраиванию в новую социокультурную среду.
Важно понять, как проходит процесс адаптации у иностранных сту-дентов, с какими трудностями они сталкиваются. Чем успешнее будет про-цесс взаимной адаптации или адаптации между студентами-иммигрантами и учебными заведениями, тем больше коллективных норм и ценностей ста-нет или станет нормами и ценностями для всех участников тренинга, и чем быстрее он это примет, тем лучше. Усвоите его социальную роль в коллек-тиве.
Построение образовательного процесса должно происходить с уче-том использования этнопедагогических концепций, технологий, методик. Каждый этнос имеет свои методы и подходы, применяемые в педагогиче-ском процессе, которые необходимо принимать во внимание в процессе обучения иностранных студентов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации иностранных студен-тов
1.1. Психолого-педагогические особенности иностранных студен-тов
К началу двадцатого века были определены основные модели и типы иммиграции.
В современной российской социологии и демографии принято раз-личать несколько основных видов иммиграции: переселенческую, сезон-ную, маргинальную, случайную, вынужденную нелегальную.
Мы заметили некоторые проблемы, с которыми непосредственно сталкиваются студенты-иммигранты из-за принудительной иммиграции:
— Низкая материальная обеспеченность жизни и возможности полу-чения высшего образования;
— Нарушения состояния здоровья (включая психическое здоровье) студентов-иммигрантов;
— Материальная приспособляемость семьи;
— Недостаточное развитие общественной и государственной заботы о студентах на федеральном и региональном уровнях [5].
Таким образом, мигранты — это люди, которые добровольно или не-вольно меняют место своего происхождения, что обычно приводит к вре-менному или косвенному «нарушению» многих из перечисленных прав че-ловека. В период вынужденной миграции не только резко ухудшились жилищные и материальные условия жизни людей, но и был нанесен серь-езный ущерб социальной интеграции человека [4].
Изучив иммиграционный процесс, непосредственно связанный с психосоциальной адаптацией, мы заметили некоторые проблемы, с кото-рыми непосредственно сталкиваются студенты-иммигранты.:
— Низкая материальная обеспеченность жизни и возможности полу-чения высшего образования;
— Нарушения состояния здоровья (включая психическое здоровье) студентов-иммигрантов;
— Материал и приспособляемость семьи;
— Недостаточное развитие общественной и государственной заботы о студентах на федеральном и региональном уровнях.
Личность студентов-иммигрантов — это реальное и объективное яв-ление современной действительности в глобальном и региональном обра-зовательном пространстве. Трудящиеся-мигранты и студенты представля-ют собой особую категорию, для которой характерна необходимость адаптации к меняющимся условиям жизни.
Факт поступления в университет укрепляет уверенность молодых людей в собственных силах и способностях, а также вселяет надежду на страстную и интересную жизнь.
Слово «студент» происходит из латыни и в переводе на русский означает усердный труд, учебу, то есть овладение знаниями.
Студенты — это особая социальная категория, особая группа, органи-зованная Высшим учебным заведением. Как социальная группа, студенты характеризуются профессиональной ориентацией и хорошим отношением к будущей карьере. В процессе обучения студенты приобретают личност-ные качества, присущие профессии, и удовлетворяют потребности обще-ства, стремясь сформировать социальные стереотипы и стандарты, в том числе профессиональные стереотипы и стандарты [15].
Студентов как людей определенного возраста и как личность можно охарактеризовать с трех сторон:
— психология, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и черт личности.
Основное содержание психологии — это психологические атрибуты (направление, темперамент, личность, способности), процесс психологиче-ских процессов, возникновение психологических состояний и выполнение психологических форм — все зависит от этих атрибутов.
Однако при изучении конкретного студента необходимо учитывать, в то же время, особенности каждого человека, его психологический про-цесс и состояние;