Курсовая с практикой на тему Адаптация студентов с разным локусом контроля
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
_Toc73286079Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации и локус контроля у
студентов первого курса. 5
1.1. Адаптация студентов к обучению в вузе, как
социально-психологический феномен. 5
1.2. «Локус контроля» как психологическая категория. 12
Глава 2. Эмпирическое исследование. 17
2.1. Организация и методы исследования. 17
2.2. Анализ результатов исследования. 21
Заключение. 31
Список литературы.. 33
Введение:
Проблема адаптации актуальна
для всех уровней образования. Несмотря на существующие различия в целевом,
содержательном и процессуальном компонентах, на каждом образовательном уровне,
процесс адаптации характеризуется наличием как специфичного, так и общего.
Потребность в адаптации у
человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какой-либо
системой в условиях определенного рассогласования с ней, что порождает
необходимость изменений. Эти изменения могут быть связаны с самим человеком или
системой, с которой он взаимодействует, а также с характером взаимодействия
между ними. То есть, пусковым механизмом процесса адаптации человека является
смена окружающей его среды, при которой привычное для него поведение
оказывается малоэффективным или вообще неэффективным, что порождает
необходимость в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий.
Общеизвестно, что одной
из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами
первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой
системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой
роли студентов. Задача вуза в этот сложный для молодого человека период помочь
ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым условиям.
Н.Г. Живаев, Е.В. Крутых,
Э.Ф. Николаева считают, что уровень локус контроля следует рассматривать в
качестве важного регулятора успешного адаптивного поведения в различных
ситуациях, в том числе и в учебной деятельности. Однако, характер влияния локус
контроля на различные стороны психики студента в условиях вузовской адаптации
изучен недостаточно.
Цель
исследования: изучить особенности адаптации студентов с разным локусом
контроля.
Объект
исследования — адаптация студентов и локус контроль у студентов-первокурсников.
Предмет
исследования – адаптация студентов с разным локусом контроля.
Гипотеза
исследования: исследование строилось на предположении о том, что у студентов с высоким
уровнем локус контроля уровень адаптированности будет выше, чем у студентов с
низким локусом контроля.
Задачи
исследования:
1) изучить литературу по
проблеме исследования;
2) выявить уровень
социально-психологической адаптации студентов;
3) выявить уровень
выраженности локус-контроля у студентов;
4) проанализировать
полученные данные и сделать выводы.
Методы
исследования: теоретический: анализ и обобщение литературы по
проблеме исследования; эмпирические: тестирование; методы математической
обработки результатов исследования.
Эмпирическое исследование
проводилось с использованием следующих психодиагностических методик: опросник «Диагностика
социально-психологической адаптации» (СПА, К. Роджерс, Р. Даймонд в адаптации А.К.
Осницкого), опросник «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А.
Голынкина, А.М. Эткинд).
Исследование проходило на
базе ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет». В исследовании приняли
участие 15 студентов первого курса в возрасте 17-20 лет.
Курсовая
работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Начальный период обучения
в вузе очень важен для личностного и профессионального становления будущего
специалиста. Многие исследователи уделяют большое внимание проблемам вхождения
студентов в образовательную среду вуза и адаптации в ней.
Понятие «адаптация» может
быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного феномена
занимаются разные области науки и практики. В психологической науке под
адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их систем к
характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Мы выяснили, что понятие
адаптация применяется и к условиям обучения в высшем учебном заведении.
Разделяя точку зрения А.А. Смирнова под адаптацией студентов мы понимаем
процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных
отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса
адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают, что понятия
«адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Одним из факторов,
влияющих на успешность адаптации студентов-первокурсников, является локус
контроля. Ряд авторов указывает, что уровень субъективного контроля (УСК)
следует рассматривать в качестве важного регулятора успешного адаптивного
поведения в различных ситуациях, в том числе и в учебной деятельности.
Студенты, обладающие
интернальным, т.е. внутренним, локусом контроля, более уверены в себе,
последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, склонны к
самоанализу, уравновешены, общительны, доброжелательны и независимы.
Организаторские и коммуникативные качества у них развиты в достаточной степени.
Внутренний локус контроля социально одобряем. Склонность к внешнему локусу
контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами характера, как
неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить
реализацию своих намерений на неопределённый срок, тревожность,
подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности у
таких студентов минимальны, способность к общению с людьми понижена.
В нашем исследовании в
качестве факторов адаптации студентов в вузе мы рассматривали такие параметры
локус контроля. На основании проведенного исследования можно выделить две
группы студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации: студенты
с высокими показателями социально- психологической адаптированности (67%) и
студенты со средними показателями социально-психологической адаптированности
(33%). В результате исследования уровня развития локус контроля было выявлено,
что по шкалам: «общей интернальности», «интернальности в области достижений»,
«интернальности в области неудач», «интернальности в семейных отношениях»,
«интернальности в области межличностных отношениях», «интернальности в
отношении здоровья» преобладает интернальный локус контроля, а по шкале
«производственных отношений» – экстернальный.
В результате
статистического анализа полученных данных были выявлено, что показатели
адаптированности студентов с высоким и низким уровнем локус контроля находится
в зоне значимости, что подтверждает гипотезу исследования, адаптация имеет
статистические различия у студентов с разным уровнем развития локус контроля.
Таким образом, гипотеза
исследования доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы адаптации и локус контроля у студентов первого курса 1.1. Адаптация студентов к обучению в вузе, как
социально-психологический феномен
Рассматривая базовое
понятие данной исследовательской работы необходимо отметить, что термин
«адаптация» используется в психологии, педагогике, социологии, физиологии и
других науках. В связи с чем можно говорить о существовании большого количества
определений данного понятия, в зависимости от того, в какой области оно
применяется. Адаптация понимается как активное приспособление к новым условиям
в новой среде, как процесс и явление, и взаимосвязь между средой и личностью.
Это понятие все чаще используется в психологии и педагогике, где ученые
стремятся более полно отразить целостность человека в процессе социализации и
профессионализма и анализе его поведения в процессе обучения и воспитания.
Проблемы социальной адаптации
рассматривались также зарубежными учеными. Так, французский ученый Э. Дюркгейм
[25] в своих исследованиях
рассматривал адаптацию, анализируя степень влияния существующих социальных норм
на поведенческие особенности личности. Э. Дюркгейм утверждал, что: «основу
социальной реальности составляют факты, обладающие двумя определяющими
признаками. Во-первых, они носят объективный характер (независимы от желания
субъектов). Во-вторых, они наделены принудительной силой (способностью
оказывать на личность давление посредством механизмов их интериоризации) [25]. Соответственно, можно
сказать, что исследуемые им понятия, в частности понятие «социальные
регуляторы» могут определятся не столько принудительно, но и их потребностью
для определенного типа личности. Таким образом, следуя определению Э.
Дюркгейма, адаптация представляет собой реализацию индивидом принятых в
обществе социальных норм, которые носят двойственный, в сущности, амбивалентный
принудительно-добровольный