Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

1. Сущность и характеристика понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе 4

2. Адаптация студентов первого курса к образовательному процессу вуза как педагогическая проблема 13

3. Диагностические методики определения уровня адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе 20

Заключение 40

Список литературы 42


  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема адаптации личности к условиям окружающей среды является одной из актуальных в физиологии, философии, психологии и педагогики. Поскольку вступление студента в вуз — это сложный процесс изменения социального окружения, режима обучения, приобретение нового статуса, поиска референтной группы, увеличение объема самостоятельной работы, то все это требует от руководства и преподавателей высших учебных заведений по-новому строить учебно-воспитательный процесс, с учетом индивидуальных особенностей воспитания каждого студента.

Адаптация студента к обучению в высшем учебном заведении осложняется влиянием различных психологических факторов. Выделение их системы необходимо для более глубокого исследования данной проблемы. А оптимизация этой системы поможет разработать более действенные методики, которые будут обеспечивать быструю и более позитивную адаптацию студентов к обучению в высших учебных заведениях.

Степень изученности темы. Вопросами социально-психологической адаптации среди исследователей зарубежной психологии, занимались такие авторы как Б. Беттельхайм, В. Франкл, Э. Гофман и др. Среди трудов отечественной психологии по данной проблеме можно назвать работы М.Н. Гернета, В.Ф. Пирожкова, К.Е. Игошева, С.В. Бабурина, С.А. Ларионовой и других.

Цель исследования заключается в изучении особенностей адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.

Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия адаптации в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать особенности адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе.

3. Подобрать диагностические методики определения уровня адаптации и провести исследование среди студентов первого курса.

Объектом исследования выступает процесс адаптации как психолого-педагогическая проблема.

Предметом исследования является адаптация студентов первого курса к образовательному процессу вуза.

Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, эмпирические методы, опрос и анкетирование, а также количественный и качественный анализ полученных данных.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития российского общества, характеризующемся накоплением новых знаний в различных областях науки, совершенствованием производственных процессов и быстрой информатизацией общества, важная роль отводится высшему образованию. Не секрет, что динамизм развития современного общества ставит человека в условия, когда необходимо не только адаптироваться к обществу, но и ориентироваться, принимать решения, реализуя свой внутренний потенциал в окружающей действительности.

В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Его сложность заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательной направленности личности студента, разработке новых методов познавательной деятельности и формировании определенных типов и форм межличностных отношений. Основная характеристика этого этапа — процесс адаптации студентов к университетскому образованию. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности студентов на продвинутых курсах, психологический комфорт, моральное удовлетворение собой и обучением в вузе.

Для многих переход из средней школы в университет — важная веха на пути от юности к взрослой жизни. Однако, как и любой период значительных перемен, переход из школы в университет также может быть периодом неопределенности и стресса. Во многом этот стресс может быть связан с проблемами адаптации к требованиям университетского образования и более независимой жизни.

Ряд исследований показывает, что переход от школьной среды к университетской жизни полон стресса для студентов-первокурсников. Эти студенты сталкиваются как с межличностными, так и личными препятствиями. Эти препятствия связаны с тем, как учащиеся могут справиться с новой ситуацией в плане установления отношений, развития понимания необходимого уровня академической успеваемости.

Актуальность изучаемой проблемы заключается в том, что успешная адаптация первокурсника к жизни и академической деятельности в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и профессионала в сфере своей деятельности.

Целью работы является выявление уровня адаптированности студентов первого курса к учебному процессу в вузе. Ведущим подходом к изучению является личностно-деятельностный, поскольку он позволяет определить наилучшие условия для развития личности как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и себя в процессе деятельности. Представлены результаты изучения адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу в вузе, которые могут выступить основой для разработки программы, направленной на более успешную адаптацию студентов-первокурсников к учебному процессу, включающую содержательные, организационные и оценочные аспекты. производственные компоненты. При этом содержательная структура программы должна быть направлена на создание определенных педагогических условий для эффективной адаптации первокурсников к учебному процессу. Полученные результаты свидетельствуют о том, что грамотно выстроенный процесс адаптации студентов-первокурсников должен повысить их социальную активность и снизить их дезадаптивность.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность и характеристика понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе

Многие исследователи занимались изучением основных аспектов адаптации. Среди отечественных ученых можно выделить Г.М. Андрееву, Ф.Б. Берехина, Л.И. Божович, М.И. Лисину, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрика и других. Что касается зарубежных исследователей, то рассмотрением вопросов адаптации занимались А. Адлер, Э. Берн, Г. Селье, Л. Филипс и др.

При этом в психолого-педагогической литературе выделяется несколько подходов к изучению адаптации, основанные на биологическом и социальном направлении. В связи с этим выделяется рад трактовок понятия адаптации. Так, например, М.А. Галагузова [9], указывает, что адаптация представляет собой процесс, в котором индивид активно приспосабливается к условиям его социальной среды.

Другой исследователей, Н.Ф. Маслова представляет адаптацию как успешное освоение воспитанниками социальных ролей в существующей системе общественных отношений. Тогда как А.В. Мудрик выделяет ряд факторов адаптации индивида к обществу. Он относит к ним макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы (схематически данные факторы представлены на рис. 1).

Отметим, что макрофакторы считаются совокупностью экономических, социально-политических условий функционирования общества, которые при этом сказываются на формировании модели личностной адаптации. Мезофакторы являются своего рода общностью, состоящей из культуры, менталитета, стереотипов, языка и национального характера, имплицитных личностных и воспитательных концепций, существующих в определенном сообществе, а также взаимодействия религиозных, демографических и этнических категорий, включая социально-психологические и культурно-профессиональные особенности конкретного региона. Микрофакторы представляют собою объедение между семьей, дружескими сообществами, возрастными сублкультурами и микросоциумами, куда также включаются

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы