Курсовая с практикой на тему Адаптация первоклассников к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Теоретический анализ проблемы адаптации к школе в психолого-педагогической
литературе. 5
1.1 Понятие «адаптация» в
психологии. 5
1.2 Психологическая
характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. 12
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию первоклассников. 22
Глава 2 Практические особенности
организации процесса адаптации первоклассников к обучению в школе. 26
2.1 Эмпирическое исследование особенностей адаптации
первоклассников к обучению в школе. 26
2.2 Рекомендации педагогам по работе с детьми в период
адаптации к обучению в школе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
Список ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение:
Адаптация детей к условиям начальной школы в настоящее
время имеет высокую актуальность. Адаптация в первом классе — особый и сложный
период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид
деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются
одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую
включается ребенок, изменяется уклад его жизни. У
шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы
познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит
лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при
благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в
школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Отличительная
особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является
обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет
ответственность перед учителем, школой и семьей.
Некоторые
авторы считают, что понятие «адаптация» можно употреблять, с одной стороны, для
обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к
условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны,
адаптация рассматривается как процесс приспособления человека к меняющимся
условиям. В этом случае важно видеть взаимный характер адаптации человека в той
среде, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в жизни.
Адаптация
к школе — это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности
всегда волнует, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение.
Он вступает в жизнь в новые по сравнению с детским садом условия. Может
случиться, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки
собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него
период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки.
Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется
адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Школа
сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика,
помогать преодолевать адаптационные трудности. От учителя во многом зависит
успешность привыкания первоклассников к учебному заведению. Опыт в
осуществлении данной деятельности необходим будущим преподавателям еще на
студенческой скамье, ведь в начале своей профессиональной деятельности каждый
учитель должен четко знать, как помочь своим ученикам. Взрослые должны быть
очень внимательными к детям, в такой значимый, переломный этап жизни —
поступление в школу. Важно понимать, как лучше помочь первоклассникам, какие
условия необходимо создать, чтобы содействовать их освоению в новой незнакомой
среде.
Цель исследования:
изучить процессы адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа проблемы
выявить особенности адаптации первоклассников к школе;
2. Определить факторы адаптации
первоклассников к обучению в школе;
3. Описать эмпирическое исследование процесса
адаптации первоклассников;
4. Предложить рекомендации педагогам по
организации процесса адаптации первоклассников.
Объект исследования:
Личность ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
Процесс адаптации к школе.
Методы
исследования: анализ научной
литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Теоретико-методологическую
основу исследования составили работы Н.И.Гуткиной, Л.А.Венгера, И.В.Дубровиной,
Р.В.Овчаровой, В.С.Мухиной и др.
Заключение:
Таким
образом, анализ научной литературы в области особенностей адаптации младших
школьников к обучению в школе позволяет сделать ряд выводов.
Процесс
адаптации изучается в психологии достаточно давно. Первые исследования
адаптации были связаны с изучением особенностей переживания и преодоления
субъектом стрессовых воздействий. Данные исследования принадлежат Г. Селье. Он
рассматривал в основном физиологические аспекты адаптации и те изменения в
организме, которые вызваны стрессовым воздействием и призваны помочь организму
восстановить нормальное функционирование в изменившихся условиях среды. Этим
автором был описан «общий адаптационный синдром».
С
точки зрения психологии, адаптация рассматривается, как процесс изменения
организма, выработки им новых свойств и качеств, которые связаны с изменением
среды. При этом взгляды ученых разделились на две группы: одни исследователи
придерживаются мнения, что изменения происходят исключительно в психическом и
физическом состоянии субъекта, другие же предполагают, что преобразованиям
подвергаются как характеристики субъекта, так и особенности среды.
Большое
значение особенности адаптации и адаптационного потенциала личности играют в
младшем школьном возрасте, когда происходит включение ребенка в процесс
школьного обучения. Данный процесс связан со значительными изменениями
социальной ситуации развития и жизнедеятельности ребенка, а также его
самоощущением и др. Ребенок начинает впервые выполнять социально значимую
деятельность, достаточно строго регламентированную по сравнению с игровой,
которая была для него основной ранее. Таким образом, ребенку приходится
осваивать новые формы поведения и деятельности, подчиненные достаточно строгим
правилам, при этом подвергаясь еще и значительным нагрузкам в плане освоения
учебного материала. Соответственно, родителям и педагогам необходимо учесть и
соблюсти несколько факторов, чтобы помочь ребенку в более быстрой и эффективной
адаптации, а именно, ребенок должен быть готов к обучению в школе, причем речь
идет не только об интеллектуальной готовности, сколько о физиологической,
социальной и психологической. Родители должны обеспечить в этот период
максимально благоприятную атмосферу в семье, отсутствие конфликтов. При этом по
отношению к ребенку в данный период не рекомендуется применят наказания:
негативные эмоциональные переживания способны усилить проблемы адаптации. Кроме
того, родители должны быть готовы оказать помощь и поддержку ребенку, например,
в выполнении домашних заданий, однако предварительно ребенок должен попробовать
выполнить их самостоятельно.
Педагогу
должен придерживаться демократического стиля педагогического общения, а также
помнить о том, что именно от него в этот период зависит атмосфера в классе и
отношение детей друг к другу.
Также
следует отметить, что младший школьный возраст связан со значительными
изменениями в личности и познавательной сфере ребенка. В данный период
формируется произвольность всех познавательных процессов, что связано с
требованиями и особенностями учебной деятельности, совершенствуются свойства памяти,
внимания, мышления. Происходит формирование соответствующей
мотивационно-волевой сферы, большое значение в структуре которой принадлежит
мотивации учебной деятельности. Необходимость взаимодействовать с большим
количеством новых людей стимулирует развитие коммуникативных навыков.
Формируется и совершенствуется самосознание, на выработку самооценки начинает
оказывать значительное воздействие мнение окружающих об эффективности учебной
деятельности ребенка. Все выделенные особенности развития также оказывают
значительное воздействие на процесс адаптации ребенка к школьному обучению.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Теоретический анализ проблемы адаптации к школе в психолого-педагогической
литературе
1.1 Понятие «адаптация» в
психологии Термин
адаптация в психологических исследованиях интерпретируется как процесс
формирования максимально благоприятного баланса между параметрами личности и
окружающего мира в ходе выполнения характерной для данного субъекта
деятельности, что дает ему возможность достигать удовлетворения существующих в
данный момент потребностей и решать соотносящиеся с ними существенные задачи (при
сохранении физического и психического здоровья), сохраняя одновременно соответствие
психической деятельности человека требованиям среды [1].
Базой
для функционирования процесса адаптации субъекта выступает условно обозначаемый
адаптационный синдром (стресс) – комплекс защитно-приспособительных
(адаптационных) реакций организма человека [1].
Психологические
исследования стресса дают возможность сделать вывод о наличии нескольких типов
адаптационной активности, для каждого из которых является типичным значительный
объем симптомов, относящихся к определенному классу проявленной
жизнедеятельности человека) [2].
При
переживании стресса у субъекта происходит преобразование особенностей физиологической
и психологической активности, а также параметров коммуникативной активности.
Это оказывает определенной воздействие на взаимодействие человека с окружающим
миром и людьми, с группой, с коллективом и т.д. [3].
Известный
ученый-физиолог XX в. Г. Селье в середине 50-х годов предложил теорию
адаптации, в которой выделил два компонента — специфический и неспецифический
[1].
Специфический
компонент подразумевает конкретные приспособительные реакции конкретных
органов, систем, биохимических механизмов, которые являются основой для
максимально продуктивного функционирования организма в целом при воздействии
конкретных факторов.
Неспецифические
компоненты адаптации проявляются в любом случае при воздействии любых факторов.
Г.Селье объяснил доминирующие механизмы гормональной регуляции, которые
возникают на первичном этапе адаптации и получил название стресс-реакции [5].
Г.
Селье указывал на то, что процесс адаптации связан с формированием общего адаптационного
синдрома (ОАС).
Реакции
на стрессорные стимулы только в некоторых ситуациях выступают как ненормальные,
в остальных ситуациях они играют приспособительную роль, что и стало причиной
того, что Г.Селье обозначил их как «общий адаптационный синдром».
Общий
адаптационный синдром – комплекс реакций, возникающий в целостном организме под
действием различных повреждающих факторов и обеспечивающий приспособление
организма к данным условиям.
В
современной науке схема общего адаптационного синдрома Г.Селье выглядит
следующим образом [2]:
1.Стадия
тревоги, или стадия напряжения:
–
Характеризуется усиленным выделением адреналина в кровь, что позволяет
активизировать углеводные и жировые ресурсы для повышения энергетического
уровня организма и активирующего работу в-клеток инсулярного аппарата с
дальнейшим увеличением содержания инсулина в крови;
–
усиленное выделение в кровь секреторных продуктов кортикальными клетками,
вызывающее уменьшение в них количества аскорбиновой кислоты, жиров и
холестерина;
–
уменьшение интенсивности работы щитовидной и половых желез;
–
рост числа лейкоцитов, эозинофилия, лимфопения;
–
ускорение каталитических процессов в тканях, что является причиной уменьшения
массы тела;
–
уменьшение тимико-лимфатического аппарата;
–
замедление анаболических процессов, в основном, снижение уровня синтеза РНК и
белковых веществ.
2.
Стадия резистентности:
–
накопление в корковом слое надпочечников предшественников стероидных гормонов
(липоидов, холестерина, аскорбиновой кислоты) и увеличение уровня выделения
гормональных секретов в кровяное русло;
–увеличение
скорости синтетических процессов в тканях с дальнейшим возвращением к обычной
массе тела и отдельных его органов;
–
последующее уменьшение тимико-лимфатического аппарата;
–уменьшение
уровня инсулина в крови, являющееся основой процесса усиления метаболических
эффектов кортикостероидов.
3.Стадия
истощения – для нее характерно доминирование процессов повреждения, явлений
распада.
На
стадии тревоги неспецифическая сопротивляемость организма усиливается,
одновременно снижается его подверженность разнообразным влияниям. С началом
стадии резистентности неспецифическая сопротивляемость снижается, но
увеличивается сопротивляемость организма непосредственно к стрессогенному
раздражителю [3].
Кроме
того, в психологии адаптация интерпретируется, как социально-психологический
процесс, который в случае оптимального развития позволяет субъекту достичь
состояния адаптированности [5]. Состояние социально-психологической
адаптированности рассматривается как специфика взаимодействия личности и
группы, когда личность, не испытывая продолжительное время определенных внешних
и внутренних конфликтов эффективно выполняет собственную ведущую деятельность, удовлетворяет
свои основные социогенные потребности, в полной мере соответствует тем ролевым ожиданиям,
которые транслируются со стороны эталонной группы, а также испытывает состояние
самоутверждения. В качестве адаптированности личности выступает наиболее
благоприятный вариант осуществления внутреннего потенциала, способностей
субъекта и его личностных особенностей в важной для него области [6].
В
психологических источниках термин адаптации анализируется и изучается с упором
на индивидуальные, личностные характеристики и общие особенности личности, на
особенности взаимодействия личности и социального окружения, на осуществление
сформированных ценностей и раскрытие личностных возможностей, на активность
личности. В некоторых исследованиях феномен «адаптации личности» изучается и
анализируется с точки зрения соотношения с феноменами социализации и развития
личности. При этом одни исследователи придерживаются мнения, что процесс
адаптации осуществляется непрерывно, другие считают, что личность сталкивается
с адаптационным процессом в таких обстоятельствах, когда возникает
необходимость преодоления проблем и устранения кризисов, а не только в случаях
конфликтных ситуаций [5].
В
зарубежной психологии в работах Г. Айзенка и его последователей, значительное
распространения определения адаптации, которые можно расценивать двойственно:
а)
как потребность индивида, состояние индивида, гармония между индивидом и
социальной среды;
б)
как процесс, с помощью которого достигается гармоничное состояние [4, с.8].
Согласно
Р. Хенки, адаптация рассматривается как процесс, который принимает форму
изменения среды и изменения в организме (реакций) под конкретную ситуацию,
данные изменения являются биологическими [1]. В психологии личности адаптации
придают либо особое значение (к примеру, становление индивиду в социальную
общность) или отрицательное принятие данного термина (о приспособительной
функции психического и личности могут быть «совершенно искаженными» [3].
Такие
ученые как Ю. A. Aлeксaндрoвский, A. Ф. Бeрeзин, Л. И. Вaссeрмaн выдвигали
версию, что одним понятием нельзя сформулировать определение, так как адаптация
имеет различные уровни: физиологический, психологический, социальный. Под
физиологической адаптацией понимается совокупность физиологических реакций,
распространяющих в основе приспособления организма к изменению окружающих
условий и направленных к сохранению относительного постоянства его внутренней
среды. Происходит значительное изменения в физиологических процессах организма
(дыхательной, пищеварительной). Данные изменения направлены на приспособление
организма к новым условиям среды.
Психологическая
адаптация обозначается как приспособление индивида к общественным требованиям и
ценностям данного общества, в это время происходит перестройка в соответствии с
новыми требованиями обстановки [2]. На настоящее время существуют два подхода к
пониманию сущности «адаптации человека». Представители первого подхода (А.
Таланкин, Г. Хаханьян, Г. Д. Луков, Н. Ф. Феденко, С. Кабели, Л. Ф. Железняк,
Я. В. Подоляк) видят, что сущность адаптации заключается в приспособлении
организма и личности к воздействию новых раздражительных факторов или же
перемены условий деятельности жизни. К данному процессу адаптации приписывают
привыкание, изменение устаревшего динамичного стереотипа и создания нового.
Данный подход считается обоснованным при оценке биологической, физиологической,
психофизиологической и психологической адаптации человека. Сущность адаптации
состоит в приспособительном процессе «приноравливания», «освоения», человека к
новым условиям жизнедеятельности. Данное направление проявляет свое
преимущество в биологическом понимании адаптации, оно не учитывает сложной
социальной обусловленности, активности сознание человека. В направлении на
адаптацию личности (приспособление, привыкание к определенным условиям)
произвело ряд работ, в которых прослеживается динамика выхождения за рамки
данного определения [6].
Ко
второму подходу относятся работы М. П. Будяника. И. К. Кряжева, И. А.
Милославова, которые полагают, что в адаптации личности происходит не только
приспособление к среде, но и взаимодействие «приспособление». Данный подход
позволяет точно понять сущность активности личности в процессе адаптации и в
коллективе, так происходит разграничивания биологической и социальной адаптации
как связанных между собой [5]. Иными словами, происходит приспособление
индивида себя к миру, отстаивание индивида перед миром своих проявлениях,
которые уже произошли и которым предстоит произойти.
Реализация
процесса психической адаптации, по словам Ф. Б. Березина, обеспечивается
сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой
регулирование осуществляется преимущественно психологическими
(социально-психологическими и собственно психическими) или физиологическими
механизмами. В общей системе психический адаптации выделяется три основных
уровня или подсистемы: психофизиологический, собственно психический и
социально-психологический [3].
Одним
из родоначальников представлений о преобразовании организма и среды, как
составляющих адаптационного процесса, выступает Ж. Пиаже, который описывал
данный тезис в своих трудах. В качестве ассимиляции он описывал сочетание интеллектуальных
действий субъекта, целью которых выступает внедрение, встраивание различных
параметров окружающей реальности в уже сформированные у него когнитивные
конструкты. Исследователь предложил достаточно подробную характеристику двух
ключевых механизмов, которые содействуют адаптации субъекта к условиям
окружающей среды: ассимиляцию и аккомодацию.