Курсовая с практикой на тему Адаптация молодого учителя к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 4
1.1. Понятие адаптации и ее специфика 4
1.2. Значимость и этапы адаптации 8
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ 13
2.1. Образ молодого учителя в современных российских и зарубежных исследованиях 13
2.2. Профессиональные дефициты и затруднения у начинающих учителей 17
ГЛАВА 3. САМОЧУВСТВИЕ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ 22
3.1. Социальное самочувствие 22
3.2. Профессиональное самочувствие 27
ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 52
Введение:
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
В настоящее время профессия педагог не так актуальна, как раньше. Всё меньше молодых людей выбирают такой жизненный путь. Многие считают её малооплачиваемой, неинтересной. Это совершенно неправильно, учителем невозможно «стать», им нужно «быть», тогда и реализовать себя будет гораздо проще. Государству следует обращать внимание на тех учеников, которые со школьной скамьи проявляют интерес к профессии учителя.
Важнейшим периодом в становлении молодого специалиста является первый год работы. Успешно пройдя это испытание, учитель может укрепить веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии. Если же первый год работы молодого специалиста не очень удачен, это может стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое в этот период зависит от самого учителя, но также высока роль и руководителя школы и всего педагогического коллектива.
В период адаптации молодого учителя важны положительные контакты с учащимися. Это положительно скажется на будущей работе педагога. Если же существуют конфликты между молодым специалистом и детьми, то, возможно, пропадёт интерес к совместной работе как у учащихся так и у учителя. Немаловажным фактором адаптации является взаимодействие с опытными педагогами. Рационально организованное руководство становлением профессионального мастерства начинающих учителей создаёт предпосылки к объединению всех членов коллектива, к разработке единой педагогической платформы, также влияющей на слаженность производственной деятельности учителей всех возрастов.
Таким образом, объектом исследования являются молодые учителя, а его предметом – адаптация молодых учителей.
Объект и предмет исследования определили его цель – выявить, какие факторы влияют на адаптацию молодого учителя к школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «профессиональной адаптации»;
2. Рассмотреть специфику молодых учителей;
3. Рассмотреть о самочувствии молодых учителей;
4. Повести исследование специфики адаптации учителя.
Заключение:
Подготовка педагогических кадров – проблема, которая представляется особенно важной на современном этапе. Вопросы становления профессионализма учителя являются ключевыми в деле реализации всех преобразований в школе. Еще в 1927 г. М. М. Рубинштейн писал, что во «время великого устремления к новым формам жизни нужно особенное внимание обратить на школу и в ней на учителя», ибо «новые методы и программы быстро захиреют в мертвых рутинных руках» и «новая школа – это, прежде всего, новый педагог».
Сегодня очень много пишут о проблемах педагогического образования: существенно сократилось число педагогических вузов (за последнее десятилетие – с 200 до 40); профессия учителя теряет свою актуальность, ее считают малооплачиваемой, неинтересной; поступление в педагогический вуз – это последний шанс для многих абитуриентов, сейчас учиться на педагогов поступают те, кому дорога в другие учебные заведения закрыта. Но при этом дефицит в педагогических кадрах сохраняется. И только приход в школу выпускников педагогических вузов может решить данную проблему.
Задача руководителей школы, опытных учителей состоит в том, чтобы помочь молодым специалистам преодолеть трудности профессиональной адаптации. «Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно: учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях; находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса; осваивает профессиональную культуру; включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений».
Своеобразие профессиональной адаптации специалиста обусловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.
Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста:
а) особенности содержания, целей, организации, используемых средств, технологий профессиональной деятельности;
б) своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.
Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации специалиста – это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости, адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требованиям этой деятельности.
Главное – освоение новой профессиональной деятельности. Критерием успешности является соответствие реальной и требуемой компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1.1. Понятие адаптации и ее специфика
Через процесс адаптации проходил каждый человек. Наименее приятная и серьезная — это адаптация после рождения. Приспосабливаться приходится к любым изменениям: месту, людям, режиму, обязанностям, статусу и т. д. Данный процесс весьма болезненный, а особо сложно он воспринимается тонкими и ранимыми натурами. Детский сад, школа, колледж, институт, молодая семья… Ко всему этому нужно привыкнуть и смириться с новой ролью. Процесс адаптации персонала отличается от адаптации школьников тем, что это — осознанные действия, и подходить к ним нужно соответственно.
Адаптация — это процесс приспособления к изменчивости внешнего мира, выход из зоны комфорта. Нужно сказать, что это базовая функция, а умением адаптироваться к новым условиям владеют все живые организмы [9].
Данный процесс менее болезненно происходит в раннем возрасте, а с годами эта способность несколько притупляется, костенеет. Конечно, это зависит не только от прожитых лет, но и от самой личности. Кто-то даже в старости любит обучаться новому, испытывать ранее неизвестные эмоции, выводить себя из зоны комфорта, а кто-то и в двадцать лет боится малейших перемен, и сдвинутый на десять сантиметров диван способен нарушить их покой.
Адаптация проходит легче у тех личностей, чей мозг более пластичен, так как в этом случае человек надеется не на свои привычки, а на собственные умственные способности и умение действовать нестандартно в новой ситуации [15].
Профессиональная адаптация — это один из наиболее осознанных видов адаптации персонала, так как совершается он зрелой личностью. Приспособление к профессии — это не только владение необходимыми навыками, но и принятие норм, правил поведения, необходимого графика и других составляющих роли [24].