Курсовая с практикой на тему Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО
1.1. Воспитание и развитие детей в сфере условий ДОУ
1.2.
Организационно-педагогические условия привыкания детей двух-трех лет к
дошкольному учреждению
Глава 2.
Экспериментальное изучение особенностей адаптации детей к условиям ДОО
2.1. Организация
исследования уровня адаптации детей
2.2. Практическая
работа по адаптации детей к ДОО
2.3. Анализ
полученных результатов исследования
Введение:
Актуальность
исследования. Адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному
образовательному учреждению является важнейшей задачей раннего образования. От
того насколько ребенок адаптирован в социуме зависит его общественная
активность, успешность дальнейшего обучения в школе. Ведь ученик, который
смущается, не может подобрать слов или неправильно выражает свои мысли не может
получить за ответ хорошую оценку. Хотя при этом знания его быть отличными.
Данная ситуация вызывает недопонимание между педагогом и школьником. Кроме
этого, уровень адаптации влияет на его общения со сверстниками. Дети, которые
могут легко доносить и воспринимать информацию имеют, как правило, много
друзей. Низкий уровень адаптации может привести к замкнутости ребенка и, как
следствие, к развитию психологических проблем.
В современной педагогической практике часто наблюдается
недостаточный уровень адаптации детей раннего возраста. Поход в детский сад
становится для них настоящим испытанием. Дети и родители испытывают огромный
стресс. Это связано с переработкой системы дошкольного образования. Сейчас
наблюдается тенденция к тому, что в детских садах воспитанников готовят
исключительно к школе и последующей познавательной активности, забывая при этом
о всестороннем развитии ребенка, в частности о его адаптации. Современные
требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования
направлены на исправление данной ситуации. В частности, ФГОС требует включения
родителей в педагогический процесс, а также взаимодействия с педагогами, в том
числе и по адаптации детей к детскому саду. Но воспитатели ДОУ столкнулись с
определенными проблемы с внедрением новых стандартов в образовательную
программу. Знание и понимание этих проблем позволит найти им эффективное
решение и значительно повысить уровень адаптации детей раннего возраста к
детскому саду, а, значит, улучшить их уровень жизни в будущем. Этим обусловлена
актуальность выбранной темы.
Целью исследования
выступает изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО.
Поставленная цель предполагает необходимость решения
следующих задач исследования:
1. Изучить основы адаптации, воспитания и развития детей в
сфере условий ДОО.
2. Охарактеризовать организационно-педагогические условия
привыкания детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
3. Организовать исследование уровня адаптации детей к
условиям ДОО.
4. Провести практическую работу по адаптации детей раннего
возраста.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объектом исследования
выступает процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Предметом
исследования является организация работы по адаптации детей к дошкольному
учреждению.
Для
решения поставленных задач применялись такие методы исследования как изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования, эмпирические методы (эксперимент), а также
количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура
работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Вырастить
и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс
непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной
работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания
детей, которых практически не существовало еще десятилетие назад.
Вопросы понимания
особенностей развития современных дошкольников являются важнейшими для ученых и
практиков, а ответы на них решающими для определения приоритетных задач
воспитания и развития современного дошкольника. Следует подчеркнуть, что в
настоящее время отсутствует согласованное представление о современном ребенке,
его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что
сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с
миром детства.
Адаптация
является сообразной с особенностями объекта и среды его обитания системой
признаков, которая способная реализовывать цели объекта в этой среде,
создаваемой в ответ на действительные и возможные действия факторов. Еще одним
вариантом определения адаптации выступает приноравление системы признаков
объектом к особенностям среды его обитания для реализации его целей в данной
среде.\ Важным фактором для адаптации является то, что она происходит в
условиях социального взаимодействия людей. Поэтому степень адаптированности
человека к определенной группе или социуму определяется свойствами социальной
среди во взаимодействии со собственными свойствами и качествами личности.
Успешность
адаптации зависит от нескольких факторов, среди которых следующие:
·
Социальные
факторы (однородность группы, значимость ее членов, социальное положение,
предъявляемые требования, численность группы, характер деятельности каждого
члена группы);
·
Субъективные
факторы (уровень тревожности человека, уровень самооценки, степень
идентификации личности с группой, пол, возраст и некоторые типологические
особенности).
Для успешной
адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у
него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию
в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его
коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.
Таким
образом, одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей
является охрана здоровья дошкольников и создание адаптивного образования для
детей посредством развития социальной адаптации. Сложности социальной среды,
стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи
оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации
детей. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию
факторов окружающей среды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретическое изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО
1.1. Основы
адаптации, воспитания и развития детей в сфере условий ДОО
Каждый
человек по-разному реагирует на изменения, которые происходят в обществе или
его личной жизни. Другими словами, люди отличаются по степени приспособляемости
(адаптации).
Адаптация
является сообразная с особенностями объекта и среды его обитания система
признаков, которая способная реализовывать цели объекта в этой среде,
создаваемой в ответ на действительные и возможные действия факторов. Еще одним
вариантом определения адаптации выступает приноравление системы признаков
объектом к особенностям среды его обитания для реализации его целей в данной
среде [21].
Следует
отметить, что механизм адаптации, который вырабатывается в эволюционном
развитии, дает возможность организму существовать в постоянно меняющихся
условиях среды. Однако организм также находится в постоянно изменяющемся
состоянии, поэтому в системе «среда-организм» наблюдается динамическое
неравновесие, что говорит о постоянном осуществлении процесса адаптации.
Психическая
адаптация является результатом деятельности целостной самоуправляемой системы
на уровне «оперативного покоя», предусматривая ее системную организацию. При
этом, важным критерием эффективности адаптационного процесса считается
максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей [18].
Исходя из
этого, психологическая адаптация определяется как процесс установления
оптимального соответствия личности и окружающей среды во время осуществления
свойственной человеку деятельности, позволяющей ему удовлетворять актуальные
потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, одновременно с
обеспечением соответствия максимальной детальности человека и его поведения
требованиям среды.
Психологический
смысл адаптации для личности заключается в избавлении от чувства страха или
одиночества, сокращении сроков социального обучения, когда человек, опираясь на
общественный опыт, может избавиться от необходимости метода проб и ошибок,
выбирает наиболее подходящую ему программу поведения.
Исследователи
отмечают, что эффективность психической адаптации напрямую зависит от
организации микросоциального взаимодействия. Например, в случаях конфликтных
ситуаций в семье, либо трудностях в построении неформального общения,
происходит нарушение механической адаптации. При этом адаптация зависит от
множества факторов определенной среды, оценки личностных качеств окружающих [17].
Психофизиологическая
адаптация представляет собой процесс, включающий оптимизацию постоянного
воздействия личности с окружением и установление адекватного соответствия между
психическими и физиологическими характеристиками.
Следует
отметить, что успешность и скорость адаптации различны у каждого человека.
Поэтому исследователи говорят о степени социальной адаптированности или дезадаптированности
личности [16].
Важным
фактором для адаптации является то, что она происходит в условиях социального
взаимодействия людей. Поэтому степень адаптированности человека к определенной
группе или социуму определяется свойствами социальной среди во взаимодействии
со собственными свойствами и качествами личности.
В
законе о дошкольном образовании сказано, что оно обязано обеспечивать
разностороннее развитие детей в соответствии с их природными задатками,
способностями и наклонностями, индивидуальными психологическими и физическими
особенностями, способствовать приобретению ребенком жизненного опыта и
формированию моральных норм. Законодательство предлагает включать в
образовательную программу компьютерную грамоту, изучение иностранных языков, хореографию,
шахматы, но ее расширение специализированными направлениями в обучении
полностью зависит от желания учреждения и родителей учащихся, а также имеющихся
возможностей.
Сегодня современная система образования предполагает
преобладание когнитивного подхода к обучению, при котором основной акцент идет
на умственное развитие ребенка. Однако такой подход исключается личностные
особенности детей, их индивидуальный жизненный опыт, эмоциональные отношения к
себе и к миру при развитии дошкольников.
В связи с этим появляются новые программы в дошкольных
образовательных организациях, который направлены на ориентацию педагогов
дошкольных организаций на следующие цели:
1. Создание условий для полноценного социального и
индивидуального развития детей.
2. Продумывание видов и форм педагогической
деятельности, с учетом специальных занятий, направленных на формирование
уверенности в себе, позитивного отношения к миру, понимания эмоционального
состояния окружающих и др.