Психология раннего и дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 5
1.2. Уровни, виды и типы адаптации ребенка к детскому саду 9
1.3. Факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации к детскому саду 13
1.4. Формы взаимодействия семьи и специалистов ДОО в процессе успешной адаптации ребенка к новым условиям 16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ 21
2.1. Процедура проведения исследования: цели, задачи, методики 21
2.2. Анализ результатов исследования и оценка эффективности программы 32
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

 

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе развития общества детский сад является первым внесемейным институтом, первым воспитательно-образовательным учреждением, в который вступают дети. Начальный период нахождения ребенка в группе детского сада сопровождается проблемой адаптации к новым условиям среды, вхождением в новую среду, возникновением незнакомых способов деятельности. Вследствие ограниченности адаптационных возможностей, обусловленных психологической неготовностью ребенка к выходу в новую социальную действительность и приспособлении к ее условиям, у ребенка формируется «адаптационный синдром».
Формирование адаптационного синдрома обусловлено особенностями данного возрастного этапа развития ребенка, поскольку ранний возраст предполагают наличие неустойчивости в эмоциональном состоянии детей. Кардинальная перестройка привычного образа жизни и разлука со значимыми близкими способствуют формированию у ребенка страхов и негативных переживаний, выраженных в эмоциональном плане. Пребывание ребенка в стрессовом состоянии продолжительное время может привести к замедлению темпа психофизического развития, к развитию невроза.
Течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие зависит от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение. Профессиональная помощь семье необходима для того, чтобы период адаптации детей проходил легче. Детский сад должен оказать помощь семье и стать «открытым» по всем вопросам воспитания и развития.
В большей степени в педагогической литературе освещены вопросы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Прежде всего адаптация определяется, как медико-педагогическая проблема, для решения которой требуется создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса, тесного взаимодействия между общественным воспитанием и семьей.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров) показывает, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада в педагогике изучена основательно. Раскрыты в исследованиях факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; выделены степени адаптации ребенка; разработаны рекомендации для родителей и педагогов по организации адаптационного периода в дошкольной организации и подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. При этом проблема адаптации детей остается довольно актуальной, так как необходимо создание условий для детей с разным уровнем адаптации, искать пути безболезненной адаптации детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна начинаться уже в семье, до поступления в детский и осуществляться в тесном контакте с родителями. Необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников. Учет интересов родителей, а также сотрудничество и взаимодействие с семьей ребенка необходимы для полноценной адаптации ребенка.
Цель исследования: изучить особенности адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольной организации.
Объект исследования: адаптация как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: процесс адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольной организации.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой адаптация детей 2-3 лет к условиям дошкольной организации будет проходить благополучно, если социально-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также будет установлено сотрудничество с родителями воспитанников.
В соответствии с объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные подходы к адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада.
3. Выявить факторы и механизмы, определяющие характер и продолжительность адаптации ребенка к детскому саду.
4. Изучить современные формы взаимодействия дошкольной организации и семьи.
5. Провести эмпирическое исследование особенностей адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада и дать анализ полученным результатам.
Теоретико-методологическая основа исследования:
– исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.) [6, 22];
– исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.) [4, 11,12];
– методические рекомендации о сотрудничестве педагогов и родителей в образовательном процессе (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, и др.) [4, 11, 12].
Для решения задач используется комплекс исследовательских методов, представленный следующими группами: анализ, синтез, обобщение, описание, сравнение, аналогия и другие.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе научно-методические материалы по использованию различных форм и методов работы с детьми и родителями воспитанников могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов ДОУ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научных источников по проблеме социальной адаптации позволяет заключить, что понятие «адаптация» представлено неоднозначными трактовками различных авторов.
Адаптация может выступать как непрерывный коммуникативный процесс, в результате которого ребенок вырабатывает качественно новые способы взаимодействия с социальной действительностью; процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения.
Фазы адаптационного процесса: острая (легкая, средней тяжести, тяжелая), подострая, фаза компенсации. Показателями психоэмоционального уровня являются: эмоции, социальные контакты, познавательная деятельность, социальные навыки, особенности речи, двигательная активность, сон, аппетит.
Факторами, обусловливающими процесс адаптации ребенка к дошкольной организации, можно считать следующие: рассогласование между затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой предметной деятельности; становление потребности в общении со сверстниками; качество привязанности к родителям и стиль детско-родительских отношений; объективные факторы (внешнесредовые, педагогические, семья, группы сверстников), субъективные факторы (возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их адаптационных возможностей).
Ведущими критериями эффективной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения являются внутренний комфорт, внешняя адекватность поведения, наличие эмоционально благоприятной атмосферы в группе; успешное взаимодействие с родителями; развитая предметная деятельность и эмоционально-действенное общение.
К показателям адаптации можно отнести эмоциональный фон поведения; характер познавательной и поведенческой активности; интенсивность и гибкость реакций на изменение привычной ситуации; инициативность в установлении контактов со взрослым и сверстниками; наличие или отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками; игровой деятельности; активности. Показателями психоэмоционального уровня являются: отрицательные и положительные эмоции, социальные контакты, познавательная деятельность, социальные навыки, особенности речи, двигательная активность, сон, аппетит.
В качестве основных форм сотрудничества используются консультации, тренинги, круглые столы, родительские собрания, диспуты, родительские клубы, мастер-классы. Среди многообразия форм работы с родителями можно выделить традиционные формы (консультации, родительские собрания, дни открытых дверей,); нетрадиционные формы (конференции, семейные клубы, дискуссии, симпозиумы, семинары-тренинги, мастер-классы).
Вторая глава была посвящена исследованию адаптации детей 2-3 лет к условиям дошкольной образовательной организации. Работа осуществлялась в ходе трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость применения технологии взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями детей для более успешного протекания у детей адаптационного периода. На формирующем этапе была реализована концептуально-технологическая модель адаптации детей к условиям детского сада, определены педагогические условия. Отдельно проводился блок работы с ребенком и отдельно с родителями для успешной адаптации ребенка к дошкольной организации. Итоги проведенного исследования свидетельствуют об эффективности применяемой технологии.
Контрольный эксперимент показал, что результаты, полученные при выявлении уровня адаптации детей к детскому саду, изменились в положительную сторону. После цикла совместно организованных с родителями детей занятий уровень адаптации детей значительно повысился.
Оценка параметров психологической адаптации детей к дошкольной организации по результатам сравнительного анализа показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента показывает отсутствие к концу исследования тяжелой степени адаптации. Количество детей со средней степенью адаптации увеличилось, выявились дети с легкой степенью адаптации. К концу исследования преобладал положительный эмоциональный фон настроения, отмечается активность в познавательной и игровой деятельности, инициативность во взаимоотношениях. К концу исследования не выявлено у детей высокой степени тревожности, увеличилось количество детей со средней и низкой степенью тревожности. Подобное количественное распределение свидетельствует об эффективности применяемой технологии работы. Родители признают, что совместные усилия педагогов дошкольной организации и родителей явились фактором, способствующим успешной адаптации ребенка к дошкольной организации.
Таким образом, семья и детский сад являются воспитательными феноменами, обеспечивающие приобретение ребенком социального опыта. Однако лишь в условиях их гармоничного взаимодействия обеспечиваются оптимальные для адаптации ребенка условия.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст характеризуется интенсивным психическим развитием, обусловленным быстрым созреванием всех функциональных систем организма, приспосабливающимся одновременно к окружающей среде. Ведущими факторами, обусловливающими развитие детей раннего возраста, являются такие, как предметная деятельность, общение со взрослыми, речь, формирование произвольности поведения, а также потребности в общении со сверстниками [16].
В период раннего возраста качественно иное содержание отмечается в ситуативном восприятии ребенком окружающего мира, поскольку поведение и психика ребенка зависят от ситуации, которую ребенок непосредственно воспринимает. Существует неразрывная связь между чувственным опытом и восприятием в данный период, что опосредует как поведение, так и реакции ребенка. По мере освоения навыка ходьбы у ребенка появляется возможность к самостоятельному передвижению, и одновременно расширяются возможности для освоения окружающего пространства. После года ребенок уже может свободно вступать в контакт с предметным миром, увеличивается доступ к предметам, которые ранее причислялись к недоступным, а по мере самостоятельного передвижения стали более доступными.
Ко второму году жизни у ребенка происходит развитие координации движений, а также освоение уже более сложных действий и их комплексов. Ребенок не только имеет доступ к необходимым предметам, совершенствуется в лазании, прыгании, преодолении препятствий, но и активно овладевает навыками самообслуживания.

На втором году жизни происходит активное усвоение ребенком действий с предметами-орудиями. Первичные действия орудийного характера преобразуются в действия ручного характера, развиваемые по мере приспособления ребенка к предметной деятельности.
Одновременно происходит развитие восприятия детей раннего возраста, что обусловлено актуализацией предметно-практической деятельности, которая соотносится с орудийными и соотносящими действиями, реализация которых предопределяет ориентировку ребенка на совокупность различных свойств предметов. Сначала при соотнесении ребенком свойств и качеств предметов эта деятельность носит практический характер, в дальнейшем такое практическое соотнесение способствует формированию перцептивных соотнесений, детерминирующих уже совершенствование и перцептивных действий.
Кроме того, качественным преобразованиям подвергается и речевое развитие детей, что можно представить в качестве одного из ведущих достижений ребенка 1-2 лет. Словарь ребенка трех лет насчитывает более 400 слов [42].
К концу первого года жизни также формируются первоначальные элементы осмысленной игровой деятельности, во время взаимодействия ребенка с предметами. В ходе игры дети действуют по подражанию, в попытках воспроизведения действий взрослых, наблюдаемых в повседневной жизни.
Деятельность ребенка раннего возраста связана со всей совокупностью процессов познания, и в особенности, с речевой деятельностью, что объясняется тем, что развитие речи достигается в контексте общения как деятельности. Возникновение и развитие потребности в общении, а также потребность в смене различных форм общения происходит при активном участии взрослого.
Эмоциональная сфера детей раннего возраста отличается неустойчивостью, что проявляется в течении всего раннего периода детства. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние предпосылки для развития самооценки и формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим качествам благодаря помощи родителей [15].
В возрасте 2-3 лет по-прежнему отмечается избирательность и дифференцированность сенсорных реакций. Развитие зрительного восприятия характеризуется доминированием одного глаза, как правило, правого. Ребенок уже способен правильно распознавать одновременные раздражения, отличающиеся симметричностью. Дети способны дифференцировать массу, форму, цвет и величину предметов. Одновременно совершенствуются представления о схеме тела и восприятия пространства.
В области двигательных функций происходит развитие равновесия при ходьбе, однако ребенок еще не способен удерживаться на одной ноге. Дети способны ходить с предметом в одной руке, подниматься по лестнице, меняя ноги, подбрасывать и ловить мяч удерживая равновесие, разворачивать фантики от конфет, уверенно переворачивать книжные страницы, имитировать вертикальные и горизонтальные карандашные штрихи.
Этот возраст характеризуется и формированием предметных действий, овладение которыми диктует необходимость пространственной ориентировки. В основном при обучении движениям в пространстве задействованы глаза и голова ребенка, посредством наблюдения за действиями взрослых ребенок учится им подражать, тем самым осваивает новые движения. Все воспроизводимые ребенком действия в первые годы жизни становятся основой для формирования последующих двигательных навыков, а также предпосылками социального, когнитивного и эмоционального развития [24]. Постепенно простые схемы и навыки преобразуются в более сложные поведенческие структуры.
Ведущей деятельностью в период раннего детства является предметная, воздействующая на все сферы психики ребенка и определяющая специфику взаимодействия ребенка с окружающими. Предметная деятельность основана на манипулятивной и орудийной деятельности, и предполагает использование предмета в качестве орудия в соответствии с закрепленными правилами и нормами. П.Я. Гальпериным подчеркивалось, что ребенок при вычленении важных свойств предметов, в процессе деятельности, начинает соотносить их с определенными операциями, что предопределяет этап формирования закрепленных за предметом-орудием действий [11].
На стадии целенаправленных проб ребенок способен варьировать собственные действия, ориентируясь на свойства самого предмета. На стадии подстерегания, в процессе случайного нахождения эффективного способа действий с орудием, дети стремятся повторить его. На стадии навязчивого вмешательства у ребенка развивается стремление овладения эффективным способом действий с орудием. На стадии объективной регуляции ребенок осваивает способы подчинения собственных действий объективным условиям. Согласно исследованиям К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера развитие восприятия опосредовано развитием мышления, поскольку присутствует взаимосвязь между обобщением и классификацией [8; 21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы