Русская литература/журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему А. Платонов и журнал «Литературный критик»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. История журнала «Литературный критик»: от создания до закрытия 5

Глава 2. А. Платонов в журнале «Литературный критик» 14

Заключение 24

Библиографический список 26

  

Введение:

 

Несмотря на то, что творчество и деятельность Андрея Платоновича Платонова достаточно хорошо изучены и представлены в научных публи-кациях, основанных на результатах исследований разных плоскостей и сфер жизни автора, его сотрудничество в журнале «Литературный кри-тик» исследовано недостаточно. Это представляется необоснованным, учи-тывая место в жизни А. Платонова «Литературного критика», оказавшего незаменимую поддержку автору в непростые для него времена. Кроме то-го, недостаточно исследована деятельность самого журнала «Литератур-ный критик». Это обосновывает необходимость продолжения изучения данных вопросов.

Цель исследования – проследить историю сотрудничества А. Плато-нова с журналом «Литературный критик».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить предпосылки создания и ликвидации журнала «Лите-ратурный критик»;

2. комплексно проанализировать журнал «Литературный кри-тик»(тематику, идеологическую направленность публикаций, состав авто-ров и т. д.);

3. выявить предпосылки взаимодействия А. Платонова с журна-лом «Литературный критик»;

4. рассмотреть публикации А. Платонова в журнале «Литера-турный критик».

Основными эмпирическими источниками, привлекаемыми для изуче-ния темы исследования, стали публикации в журнале «Литературный кри-тик» (в том числе принадлежащие Платонову), анализ тематики которых позволил:

– выявить основные направления деятельности журнала;

– классифицировать публикации по тематическому признаку;

– определить состав авторов – как литераторов, так и критиков.

Для изучения роли журнала «Литературный критик» в жизни и творчестве А. Платонова был проведен анализ мер, предпринятых журна-лом «Литературный критик» для поддержки А. Платонова и формирова-ния его профессиональной репутации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Литература является инструментом идеологического воздействия, средством формирования массовой системы этических норм и координат, моральных принципов, интеллектуально-эстетического восприятия. Это обуславливает специфику литературной среды, взаимоотношений как внутри нее, так и с властью.

Ярким примером этого является история создания и деятельности журнала «Литературный критик», а также судьба неординарного литера-тора – А. Платонова.

«Литературный критик» был создан как альтернатива рапповской методологии. Яркий и талантливый состав редакции привлекал к работе в журнале таких же талантливых авторов – литераторов, критиков, филосо-фов. Результатом этого являлись содержательно выразительные, интеллек-туальные публикации, отличавшиеся глубиной, и нестандартностью в условиях идеологизации общества. Широкая тематика публикаций (от ис-тории литературы и жанров, проблематики перевода текстов зарубежных авторов, до выработки методологии критики, анализа и оценки работ за-рубежных, российских и советских авторов, изучения фольклора и нацио-нальной литературы народов СССР, оценки и методологии учебной, научной и детской литературы и многих других) способствовала как рас-ширению аудитории читателей, так и развитию интеллектуально-эстетического восприятия литературы.

.

В условиях ужесточения идеологического контроля, цензуры и еди-нообразия подходов в литературе, относительная свобода публикаций «Литературного критика» послужила возможной причиной его ликвида-ции.

«Литературный критик» активно поддерживал своих авторов не только предоставляя возможность публикаций своих работ на страницах журнала, но и посредством публикации рецензий и статей в поддержку.

Ярким примером такой поддержки было взаимодействие журнала с А. Платоновым. Журнал активно поддерживал Платонова – посредством публикации работ автора (как собственных произведений, так и рецензий на работы других авторов – российский, советский и зарубежных), поло-жительных рецензий на его работы, полемических статей в поддержку (включая редакционные статьи).

Поддержка журналом Платонова была продиктована заинтересо-ванностью в развитии отечественной литературы, оценкой его потенциала как мыслящего, неординарного автора, который «вписывался» в концеп-цию журнала.

Немаловажным в данном отношении является тот факт, что такая поддержка потребовалась Платонову именно на этапе, когда литературная манера, собственное мнение автора уже сформировалось. Об этом свиде-тельствует то, что ранние работы в целом положительно оценивались в ли-тературной среде. Впоследствии Платонова выделяла нестандартность мышления, его несоответствие идеологическим стереотипам времени. Это послужило причиной сначала критики, а потом и прямой «травли» автора.

«Литературный критик», как и А. Платонов, до сих пор оцениваются неоднозначно – как их современниками, так и в настоящее время. Вместе с тем, несомненными является их вклад (как индивидуальный, так и суммар-ный) в развитие отечественной литературы.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История журнала «Литературный критик»: от оздания до за-крытия

Журнал «Литературный критик» был создан в июне 1933 года как орган Оргкомитета Союза писателей с периодичностью– раз в месяц. Журнал был создан как проводник партийной идеологии в советской кри-тике и оценке литературы.

Основанием для создания журнала «Литературный критик» стало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литера-турно-художественных организаций», в результате которого были ликви-дированы РАПП и другие литературные группировки и был создан Союз писателей СССР.

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) была обра-зована в 1925 году на Первой Всесоюзной конференции пролетарских пи-сателей. Ее генеральным секретарем стал Л. Авербах, а главными активи-стами и идеологами – Д. Фурманов, А. Фадеев, Ю. Либединский, В. Ставский, В. Киршон, В. Ермилов. В целом в РАПП состояло более че-тырех тысяч членов. К 1930 году другие литературные группировки были практически разгромлены, позиции РАПП усилились, а принимаемые ре-шения стали носить директивный характер. При этом в самой РАПП уси-лились идеологические разногласия и борьба за власть. Это перестало устраивать партийное руководство.

«Литературный критик» «возник в условиях острой критики раппов-ской методологии» и соперничал с продолжателями рапповской линии в словесности. В связи с этим основными задачами «Литературного крити-ка», определенными его руководством, являлись: создание социалистиче-ской и освоение классической эстетики, осмысление советской литературы как новой литературы мира, повышение философско-эстетического уровня критики, сплочение критиков, разобщенных групповой борьбой 1920-х годов.

Согласно аннотации журнала, «Литературный критик» являлся «бо-евым действенным органом марксистско-ленинской критики, активным бойцом с буржуазными и мелкобуржуазными литературными теориями, пропагандистом марксизма-ленинизма как единственно научного мировоз-зрения» . Основу аудиории журнала, по словам редколлегии, составляли критики, писатели, работники печати, «литкружковцы», учащаяся моло-дежь, рабочие и широкие круги советской общественности.

Основными разделами журнала являлись: теория и история литера-туры, литературная критика, обзоры и библиография, сатира и юмор, хроника. Кроме того, периодически вводились дополнительные рубрики: «Дневник критика», «Критика критиков», «Трибуна», «Фольклор», «Язык и литература». Начиная с 1936 года при журнале «Литературный критик» выходил двухнедельник «Литературное обозрение».

Первым главным редактором «Литературного критика» до 1937 го-да был П. Ф. Юдин – философ, дипломат, партийный функционер. После него должность главного редактора занял М. М. Розенталь. Костяк ред-коллегии журнала «Литературный критик» составляли философы-марксисты Г. Лукач, М. Лифшиц, М. Розенталь, а также публицисты Е. Усиевич, И. Сац. В 1934 году в редколлегию журнала входили: И. Грон-ский, С. Динамов, К. Зелинский, Б. Иллещ, В Кирпотин, В. Киршон, Г. Лебедев, М. Розенталь (ответственный секретарь), А. Серафимович, В. Сутырин, Е. Усиевич, П. Юдин (ответственный редактор).

В «Литературном критике» сотрудничали литературоведы и крити-ки: Г. Агасов, В. Александров, И. Альтман, И. Верцман, А. Габор, В. Гоффеншефер, В. Гриб, А. Дерман, В. Емельянов, И. Кашкин, А. Лаврецкий, Ф. Левин, А. Македонов, А. Роскин, И. Сергиевский, Я. Фрид, Н. Четунова, Ю. Юзовский, А. Платонов и другие .

Согласно документам Российского государственного архива литера-туры и искусства, по вопросам направления и публикации статей, об отзы-вах на присланные статьи и по другим вопросам редакция журнала вела активную переписку с М. Х. Абегян, В. Е. Евгеньевым-Максимовым, Л. Г. Ждановым, А. А. Завьяловым, Г. Д. Кикодзе, В. А. Мануйловым, З. А. Никитиной, А. Е. Новоселовым, Н. Ойслендером, Б. Папковским, А. А Первенцевым, Б. И. Равкиной, В. М. Саяновым, Ю. М. Соколовым, Т. Ю. Табидзе, Е. В. Тарле, А. А. Фадеевым, М. А. Шолоховым, Б. С. Ямпольским, К. И. Чуковским и многими другими авторами .

Отстаивая принцип «реальной критики», «Литературный критик» противопоставлял его абстрактным идеологическим критериям и узко формальному анализу. На страницах журнала «велась борьба с «вульгар-ным социологизмом», исследовалась история литературы и эстетики, тео-рия и история жанров (например, статьи Г. Лукача об историческом ро-мане, статьи В. Гоффеншефера о судьбах новеллы), история эстетических учений, проблемы метода и мировоззрения, вопросы, связанные с нерав-номерностью развития искусства, в частности, противоречивый характер буржуазного прогресса и его отражение в домарксистских идеологиях» . В частности, в конце 1934 года в журнале были опубликованы главы из первого научного перевода «Эстетики» Г. Гегеля, материалы о взглядах классиков марксизма на искусство , а также статьи В. Гриба о Бальзаке , Л. Спокойного о Канте, Л. Германа об эстетике А. Бергсона, И. Альтмана о драматургических принципах Аристотеля и другие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы