Курсовая с практикой на тему 7. Применение бюджетных механизмов и регуляторов в устойчивом развитии территорий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы применения бюджетных механизмов и регуляторов 5
1.1. Понятие и виды механизмов бюджетного регулирования 5
1.2. Правовое регулирование применения бюджетных механизмов и регуляторов 15
2. Практические аспекты применения бюджетных механизмов и регуляторов в устойчивом развитии регионов 18
2.1. Развитие бюджетных механизмов и регуляторов в условиях цифровой трансформации 18
2.2. Проблемы применения бюджетных механизмов и регуляторов и пути их решения 30
Заключение 33
Библиографический список 35
Введение:
Актуальность темы. Один из главных вопросов любой развитой или развивающейся экономики – эффективное управление бюджетными расходами. Объем доходов бюджета определяет пределы осуществления государством своих полномочий и функций. Недостаток средств порождает дефицит бюджета, а чтобы его избежать, необходимо оптимизировать расходы. Актуальность исследования подтверждается тем, что от объемов доходов бюджетов и направлений финансирования расходов зависит уровень социально-экономического развития страны и регионов. Проблема управления расходами бюджета актуальна для всех уровней бюджетной системы РФ.
Публичные финансы играют заметную регулирующую роль как в развитых, так и в развивающихся государствах, в том числе, как инструмент воздействия на экономику в целях стимулирования ее развития. Представляется, что в условиях цифровой трансформации роль публичных финансов как инструмента экономического регулирования будет только возрастать. Сами публичные финансы будут испытывать сильное воздействие новых информационных, в том числе финансовых технологий.
Наиболее существенное влияние цифровая трансформация окажет на бюджетную и налоговую сферу, а также денежную систему, при это довольно остро будут стоять вопросы обеспечения финансовой безопасности российского государства. В настоящее время в России наиболее актуальными задачами являются повышение эффективности использования финансовых ресурсов и обеспечение финансовой независимости экономики России.
Целью настоящей работы является исследование особенностей применения бюджетных механизмов и регуляторов в устойчивом развитии территорий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и виды бюджетных механизмов и регуляторов;
— рассмотреть правовые основы применения бюджетных механизмов и регуляторов;
— исследовать развития бюджетных механизмов и регуляторов в условиях цифровой трансформации;
— выявить проблемы применения бюджетных механизмов и регуляторов.
Объект исследования – общественные отношения в сфере применения бюджетных механизмов и регуляторов.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие применение бюджетных механизмов и регуляторов.
Методологическую основу исследования составила диалектическая теория, общенаучные и специальные методы исследования правовых явлений. В ходе анализа эмпирического и теоретического материала использовался исторический, комплексный, статистический методы, а также метод сравнительного правоведения.
Структура исследования включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
Таким образом, нами охарактеризованы основные методы бюджетного регулирования и источники финансирования дефицита бюджета, на основании чего можно сделать вывод о том, что одного универсального метода в экономике не существует и что каждый из методов помимо наполнения бюджета также несёт в себе и различные негативные свойства, которые в значительной степени концентрации могут пагубно повлиять на экономику государства. Самым оптимальным вариантом считается предупреждение возможных «дефицитных» ситуаций, когда наибольшее внимание уделяется процессу планирования бюджета, присчитыванию максимальных и минимальных объёмов дохода по каждой из статей и закладыванию этих значения в плановый документ. Однако в случае возникновения дефицита бюджета наиболее эффективным способом его ликвидации является комбинирование нескольких источников дабы не концентрировать негативные свойства каждого из них.
В перспективе решением проблем несбалансированности бюджета может стать диверсификация экономики путём исключения (или в значительной степени уменьшения) в доходной части бюджета статей, отличающихся высокой долей волатильности таких, как продажа углеводородного сырья. Появляющиеся излишки можно направлять на развитие производства отечественной продукции с высокой добавочной стоимостью вместо наращивания экспорта сырья, что обеспечит возникновение стабильных статей доходов.
Для устранения существующих недостатков межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации, по нашему мнению, требуется реализация следующих направлений.
1. Расширение научно-обоснованной терминологии фундаментальных понятий «межбюджетные отношения» и «бюджетное регулирование»
2. Совершенствование методов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
3. Упрощение расчетов межбюджетных трансфертов (с использованием меньшего объема статистической информации, повышением качества статистических показателей).
4. При распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке расчета индекса налогового потенциала учитывать изменения налоговой базы муниципальных образований в условиях экономического кризиса.
Решение данного круга проблем позволит:
− сократить существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
− усовершенствовать систему разграничения расходных обязательств между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
− повысить ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению эффективности расходования бюджетных средств;
− увеличить количество и объемы субсидий;
− обеспечить значительное сокращение различий в уровне расчетных налоговых доходов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации;
− пересмотреть «жесткую» систему ограничений Бюджетного кодекса РФ, в части размеров финансовой помощи, оказываемых территориям, предусматривающее ослабление ограничений для территорий по отношению доли межбюджетных трансфертов к собственным доходам бюджетов.
Такие меры позволят при текущем уровне дифференциации финансовых возможностей регионов при получении адекватной финансовой помощи способствовать региональным бюджетам осуществлять финансирование в полном объеме в первую очередь своих первоочередных расходов.
Фрагмент текста работы:
Теоретико-правовые основы применения бюджетных механизмов и регуляторов
1.1. Понятие и виды механизмов бюджетного регулирования
Бюджет в самом широком понимании – это план доходов и расходов за установленный период определённого субъекта, начиная от конкретного человека или семьи и заканчивая целым государством. Бюджетный кодекс РФ даёт нам определение бюджета как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В Российской Федерации как в государстве с федеративной формой административно-территориального устройства бюджетная система имеет 3 уровня: федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований. Стоит отдельно выделить консолидированный бюджет как свод бюджетов всех трёх уровней (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) бюджетной системы РФ на соответствующей территории без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Бюджетная система является важнейшим финансовым элементом функционирования государства, поскольку в ней отражаются сметы всех государственных органов, государственных программ, проектов и тому подобного; а функционирование данной системы является важнейшим условием существование и развития государства .
Именно в бюджет государства поступают все доходы и из него же производятся все расходы. В этой связи возникают важные и актуальные вопросы: как сделать так, чтобы доходы бюджета покрывали все расходы, то есть как сделать его сбалансированным; откуда брать средства, если расходы превышают доходы, то есть как финансировать дефицит бюджета; куда направлять излишние доходы, то есть как использовать профицит бюджета наиболее эффективно?
Сформулированные выше вопросы требуют поиска адекватных ответов. Для этого охарактеризуем основные методы и формы бюджетного регулирования в нашей стране. Одним из источников финансирования дефицита бюджета является эмиссия дополнительных денежных средств. Такой источник финансирования используется в крайних случаях, поскольку денежная масса национальной валюты увеличивается на величину финансирования, никак не обеспеченную производством товаров и оказанием услуг. В результате чего растёт уровень инфляции, а курс национальной валюты повышается, рубль ослабевает. Поэтому в России финансирование дефицита бюджета находится под относительным запретом (используется как крайняя мера).
Следующим источником финансирования является введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов. Данный источник позволяет в краткосрочной перспективе наполнить бюджет, однако в дальнейшем это может привести к снижению предпринимательской активности, ухудшению инвестиционного климата и уходу предпринимателей от уплаты налогов в теневой сектор экономики.
Среди методов управления дефицитом бюджета также можно выделить секвестр бюджета, который представляет собой пропорциональное снижение расходных статей бюджета на определённую долю, при условии сохранения ряда расходных статей, защищённых от секвестирования. К таким защищённым статьям, например, можно отнести расходы на социальную сферу или обслуживание внешнего долга.
Применяется секвестрование с момента ввода и до окончания бюджетного периода. Однако данный метод не является популярным и власти применяют его крайне редко в связи с трудностями его применения с уже принятым бюджетом .
Ещё одним из методов бюджетного регулирования является создание и использование специальных денежных фондов. К таким фондам в бюджетной системе РФ можно отнести Стабилизационный фонд РФ, который впоследствии был разделён на Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.
Стабилизационный фонд РФ, а впоследствии и Резервный фонд РФ, формировались за счёт сверхдоходов от продажи углеводородного сырья в периоды роста цен на него и имели цели покрытия дефицита бюджета. Фонд национального благосостояния РФ имел цели по обеспечению софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, а также финансирования некоторых проектов. Однако заявленных ожиданий не оправдал и после длительных снижений цен на нефть был объединён с Резервным фондом РФ с ликвидацией последнего, а в его функции добавилось финансирование дефицита бюджета.
Так называемое бюджетное правило и использование специальных фондов неоднократно подвергалось критике. Во время использования подобных фондов денежные средства просто находятся на их балансе либо инвестируются в низко рисковые и низкодоходные инструменты, в большинстве случаев принадлежащие экономикам иностранных государств. Не редки случаи, когда размещение средств фондом приводило к отрицательным финансовым результатам. Во то же время эти средства можно было бы вложить в национальную экономику, например, на развитие инфраструктуры или производства, что в долгосрочном периоде непременно отразилось бы на темпах роста национальной экономики .
Также одной из форм покрытия дефицита бюджета являются финансовые заимствования государства. Их можно разделить на внутренние (обязательства перед резидентами государства, возникающие в национальной валюте) и внешние (обязательства перед другими государствами, международными организациями и прочими субъектами международного права, возникающие в иностранной валюте).
Таким образом возникающий государственный внешний долг может иметь форму прямых валютных займов у международных кредитно-финансовых организаций и иностранных государств или продажи государственных ценных бумаг. Чаще всего внешние заимствования осуществляются в форме продажи государственных ценных бумаг, но в отличии от эмиссии денежных средств эмиссия государственных ценных бумаг не приводит к инфляции, поскольку, попадая на рынок, ценные бумаги обмениваются на «вращающиеся» на рынке деньги, и таким образом возникновение ничем не обеспеченной денежной массы не происходит. Одним из основных минусов данного метода является стоимость его обслуживания, выражающаяся в выплатах процентов по долгу кредитору.
Государственный внутренний долг может иметь форму кредитов, полученных от кредитных организаций, государственных займов, осуществлённых посредством выпуска ценных бумаг и иных государственных гарантий России. Внутренний долг менее опасен, чем внешний, поскольку выплаченные проценты по долгу остаются в экономике государства, но и у него есть свои недостатки. К таковым можно отнести ограниченность внутреннего рынка и невысокий спрос на государственные ценные бумаги, из-за чего государству не всегда удаётся получить заимствования на запланированную сумму и тем самым покрыть дефицит бюджета. Причин данному явлению может быть несколько, начиная от отсутствия свободных денежных средств у граждан и бизнеса или стремления найти более доходные инструменты, и заканчивая недоверием к своему государству, выражающемся в боязни за объявление дефолта или резкого ослабления курса национальной валюты.
Основными бюджетными методами управления для достижения показателей экономического развития являются все те же методы финансовой деятельности государства, главными из которых, на наш взгляд, являются финансирование и кредитование. Однако реализуются они в Бюджетном кодексе Российской Федерации по-разному. В отношении государственных и муниципальных организаций прямое бюджетное финансирование осуществляется через сметно-бюджетное финансирование либо финансирование выполнения государственного задания. Для частного сектора экономики это чаще всего субсидирование.
Тем не менее, спектр методов бюджетного воздействия на частные финансы несколько шире, так как кроме прямого финансирования используются и косвенные методы. В частности, управленческое влияние оказывается на финансовый рынок (рынок ссудного капитала, валюты, драгоценных металлов и камней), состояние которого напрямую воздействует на частные финансы. Кроме того, сама по себе налоговая система, в том числе система налоговых льгот и стимулов, играет немаловажную роль.
Положительной чертой бюджетного финансирования является целевой характер выделяемых средств, что обеспечивает прямую и точную бюджетную поддержку, быстрый результат. Возможность отслеживания объемов перечисления предполагает финансовый контроль. Однако имеются и отрицательные стороны. К ним можно отнести трудоемкость, длительность и сложность процесса администрирования. К недостаткам можно также отнести отсутствие эффективности расходования и трудоемкий контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, низкую эффективность бюджетных вложений.
Бюджетное финансирование государственного сектора экономики является прямым, преимущественно одноканальным, целевым и безвозвратным. Мы допускаем возможность двухканального финансирования, например, за автономные учреждения, которые финансируются за счет средств бюджета и доходов от оказания платных услуг, тем не менее, бюджетное финансирование является основным. Безвозвратным финансирование является в том смысле, что предоставленные денежные средства не являются заемными, они расходуются на установленные цели, не подлежат возврату, за исключением неиспользованных остатков.
Существует две формы прямого бюджетного финансирования государственного (муниципального) сектора экономики:
1. Сметно-бюджетное финансирование государственных и муниципальных казенных учреждений (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Оно реализуется посредством финансового обеспечения расходов данных лиц, определяемых в бюджетной смете, составляемой учреждением самостоятельно на основе бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете и утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств.
2. Финансирование посредством предоставления целевых субсидий государственным и муниципальным организациям (ст. 78.1, 78.2, 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации):
— на выполнение государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями (п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
— осуществление указанными выше учреждениями, а также унитарными предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
— иные цели бюджетным и автономным учреждениям;
— осуществление государственными корпорациями (компаниями) публично-правовыми компаниями государственных полномочий (функций) и оказание государственных услуг;
— осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, и (или) приобретение ими объектов недвижимого имущества;