Курсовая с практикой на тему 6.Профориентационное консультирование.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретический
анализ проблемы профориентации в психологической литературе. 5
1.1 Психологические аспекты
профессионального самоопределения личности 5
1.2 Особенности
профессионального самоопределения обучающихся. 10
1.3. Основы
профориентационного консультирования. 17
Глава 2. Эмпирическое
исследование организационно-педагогических условий психологического
консультирования профессиональных предпочтений обучающихся 22
2.1. Организация и методы
исследования. 22
2.2 Анализ и интерпретация
полученных данных. 26
2.3. Рекомендации по
организации психологического консультирования обучающихся по профориентации. 30
Заключение. 36
Список литературы.. 38
Введение:
Актуальность исследования.
На сегодняшний день динамичная социально-экономическая ситуация предполагает
постановку перед психологической наукой задач, которые относятся с выбором
профессии. Отмечается, что такой выбор является одним из главных жизненных
выборов, которые совершает человек в юном возрасте, поскольку при выборе
профессии определяется и образ жизни.
Период
выбора профессии совпадает с обучением детей в старших классах школы. При этом проблема определения особенностей
профориентация на последнем этапе обучения в школе не являлась ранее предметом
отдельного изучения, несмотря на всю свою актуальность. Однако в этот период
протекает формирование профессионального самоопределения, что становится
определяющим в постановке карьерных целей и разработки планов. В старшем
школьном возрасте обучающим присуще приобретение конкретных представлений,
которые связаны с профессиональным и личностным будущим, с требованиями,
которые выдвигаются в каждой конкретной профессии.
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности,
воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических
характеристик. Совершенствование подготовки будущих специалистов в
ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди
которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионального
выбора старшеклассников.
Формирование системы профессионального
самоопределения старшеклассников является сегодня важным направлением
современного этапа модернизации в системе профессионального образования в
целом. Поэтому эффективность профориентационной деятельности во многом
опирается на решении таких задач, которые позволяют повышать авторитетность
профессий, которые востребованы на рынке труда, способствовать росту
удовлетворенности обучающихся выбранному направлению и развивать внутреннюю
профессионально-образовательную мотивацию старшеклассников.
Степень изученности темы исследования.
Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального
самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова,
С.И. Сотниковой и др. Проблемой психологии профессиональной деятельности и
самоопределения занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климова, Н.С.
Пряжникова и др.
На
практике сегодня мы сталкиваемся с серьезными расхождениями между
профориентационной работой, которая осуществляется на разных ступенях
образования. Зачастую такие расхождения имеют институциональный характер,
выражаясь в том, что разные ступени образования (от дошкольного до высшего)
ставят различные задачи профориентационного характера. Притом сами эти ступени
образования являются достаточно разобщенными институциями, имеющими свою
собственную систему научно-методического и учебного обеспечения, разные схемы
подготовки кадров и нормативную базу.
Объектом исследования в работе
выступает процесс профессионального самоопределения личности.
Предметом исследования
является определение организационно-педагогических условий консультирования
профессионального самоопределения старшеклассников.
Гипотеза исследования:
мы предполагаем, что современные старшеклассники не имеют достаточного уровня
профессионального самоопределения и профессиональной мотивации, что вызывает
необходимость в проведении дополнительной работы с обучающимися, направленной
на активизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
Цель исследования
– разработать направления психологического консультирования старшеклассников по
профессиональной ориентации.
Поставленная
цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1.
Изучить психологические аспекты профессионального самоопределения личности.
2.
Выявить особенности профессионального самоопределения обучающихся.
3.
Охарактеризовать основы профориентационного консультирования.
4.
Организовать исследование и подобрать методики по изучению сформированности
профориентации старшеклассников.
5.
Проанализировать полученные результаты.
6.
Разработать рекомендации по психологическую консультированию старшеклассников
по профориентации.
Методы
исследования:
1.
Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме
исследования, классификация и схематизация полученных результатов.
2.
Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3.
Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Быковская школа №14 Раменский район
Московская обл.
Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким
образом, проведенное исследование было направлено на разработку направлений психологического
консультирования старшеклассников по профессиональной ориентации. В ходе
исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Изучая психологические аспекты профессионального
самоопределения личности, было определено, что профессиональное самоопределение
как способ развития личности и ее функционирования относится к нескольким
классам психических явлений, одновременно выступая процессом, состоянием и
свойством субъекта. Тем самым мы можем сказать, что самоопределение человека в
таком случае будет включать в себя осознание, выбор и реализацию аспектов
индивидуальности, способствующих самовыражению личности, реализации ее
потенций, а также формированию собственной системы ценностей, мотивов и
представлений о себе, постановке целей и выборе способа их достижения
2. При выявлении особенностей
профессионального самоопределения обучающихся было определено, что совершенствование подготовки будущих
специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными
факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема
профессионального выбора старшеклассников. Проблема профессионального выбора –
одна из фундаментальных в психологии, ведь ее следствием есть эффективное
познание содержания труда, удовлетворенность трудовой деятельностью, вовлечение
в деятельность трудового коллектива, а в конечном итоге – качество подготовки
специалистов.
3. Характеризуя основы профориентационного
консультирования, было выявлено, что формирование личности будущего
профессионала и поддержка развития его профессионального
самосознания являются самыми важными задачами профессионального самоопределения.
Феномен профессионального самоопределения анализируется исследователями
многообразно: как развитие профессионального «Я-образа», как систему установок и
отношений к себе как к специалисту, как процесс анализа себя в чертах
профессиональной деятельности, как своеобразную составляющую общей «Я-концепции».
4.
Исследование, организованное на базе Быковской школа №14 Раменский район Московская обл. с
обучающимися 11-го класса в количестве 20 человек, позволило изучить
особенности профессиональных предпочтений и профессиональной мотивации
старшеклассников, которое в свою очередь дало возможность определить наиболее
оптимальные организационно-педагогические условия для проведения
психологического консультирования по профессиональной ориентации обучающихся.
5.
Полученные результаты показали, что старшеклассники, с которыми проводилось
исследование, нуждаются в дополнительной работе и организации психологического
консультирования по вопросам профессионального самоопределения и ориентации.
6.
На основе полученных данных были разработаны рекомендации по психологическую
консультированию старшеклассников по профориентации.
Подводя
итог, отметим, что процесс организации психологического консультирования
профессиональной ориентации со старшеклассниками важно использовать разные
формы и методы, учитывая последовательность проведения мотивационных
мероприятий, настойчивость, активность и самостоятельность самих
старшеклассников. Приемы проведения профориентации могут быть различными, но
все они должны подчиняться общешкольному плану профессиональной ориентации,
опираясь на логику профессиональной самореализации и профессиональной мотивации
старшеклассников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретический анализ проблемы профориентации в психологической литературе
1.1
Психологические аспекты профессионального самоопределения личности
Процесс профессионального самоопределения человека
предполагает протекание в течение продолжительного периода жизни индивида,
начиная от появления у него профессиональных интересов и склонностей в
дошкольном возрасте и заканчивая окончательным утверждением в сфере
профессиональной деятельности в период взрослости. При этом важное условие для
эффективного профессионального самоопределения заключается в достижении
полноценного психического и личностного развития детей, достаточной
сформированности их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитого
интереса, склонностей и способностей, а также высокий уровень самосознания
личности. Все это предполагает, что организация работы по подготовке к выбору
обучающимися старших классов той или иной профессии должна включаться во всем
учебно-воспитательном процессе школы, начиная при этом с младшего школьного
возраста [29].
В течение этого периода формируется не только
профессиональное, но также и социальной и жизненное самоопределение личности
обучающихся. А в самом понятии самоопределения подчеркивается такой важным
момент понимания проблемы развития личности, связанный с ее самостоятельным
выбором профессии и всего жизненного пути. При этом, следует отметить, что на
личность оказывает влияние множество разных, зачастую противоположных по своей
направленности факторов внешней среды, поэтом только активное освоение и
осмысление влияния всех процессов позволит выбрать правильное направление
профессионального развития, которое будет соответствовать потребностям и
интересам индивида.
Сегодня исследователи предлагают выделять несколько аспектов,
которые связаны с многомерностью данного процесса, а именно:
— задачи общества, которые выдвигаются перед формирующейся
личностью старшеклассника;
— процесс формирования индивидуального стиля жизни, который
предполагает включение профессиональной деятельности;
— принятие решения, в котором устанавливается баланс личных
предпочтений и склонностей с имеющейся системой разделения труда [25].
Последний аспект представляет точку пересечения социальных и
психологических факторов в профессиональном самоопределении, давая тем самым
широкую возможность для эффективного решения проблем выбора профессии и своего
жизненного пути старшеклассников.
Современная наука предоставляет разные определения термина
«профессиональное самоопределение». Так, О.В. Трошин говорит о том, что
профессиональное самоопределение следует рассматривать как готовность к выбору
профессии, определяя его при этом в виде устойчивой целостной системы
профессионально важных качеств личности, в частности формирование
положительного отношения к выбранному вижу профессиональной деятельности,
наличие для нее важных умений и навыков [32].
Левицкая Н.А. определяет профессиональное самоопределение
интегральным свойством личности, которое способствует осознанному и
самостоятельному обеспечению стратегии профессионального выбора, проявляясь
притом в нравственной и психофизиологической готовности формировать и
реализовывать профессиональные намерения и стремления [17].
Н.С. Пряжников в своих исследованиях определяет сущность
профессионального самоопределения, представляя его как самостоятельный и
осознанный поиск смысла выбираемой деятельности в конкретной
социально-экономической ситуации, при нахождении смысла в самом процессе
самоопределения тоже [28].