Рекламе и связи с общественностью в бизнесе и политике Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему 42. Манипулирование сознанием в массовой коммуникации. СМИ как средство манипулирования (на примере исследования содержания региональных СМИ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ СРЕДСТВ 7

1.1 Понятие речевой манипуляции 7

1.2 Классификация речевой манипуляции 12

1.2.1 Паралогические риторические приемы (ПРП) 13

1.2.2 Приемы языковой демагогии 15

1.2.3 Cтилистические приемы 17

1.2.4 Фейковые новости 18

ГЛАВА II АНАЛИЗ СМИ НА ПРЕДМЕТ РЕЧЕВЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ 22

2.1 Особенности региональных СМИ 22

2.2 Примеры конкретных речевых манипуляций из региональных СМИ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

  

Введение:

 

В данной курсовой работе рассматриваются различные особенности устной речи ораторов во время публичного выступления – как лингвистические, так и стилистические, – которые позволяют различным писателям, ораторам и другим людям, занимающимся публичной деятельностью, в некотором смысле манипулировать аудиторией.

Для рассмотрения подобных средств манипуляции безусловно подходят материалы СМИ – как печатные, так и передачи, выступления, интервью – по многим причинам, которые будут раскрыты далее. Региональные СМИ – это особенный пласт журналистики, раскрывающий местные проблемы и учитывающие контекст, который наиболее близок читателю или слушателю. В связи с тем, как порой отличается речь разных журналистов, их подход к проблеме и проблемы, рассматриваемые региональных СМИ – речь каждого журналиста по-особенному выделяется на общем фоне, поэтому их интересно изучать в контексте отличий друг от друга и способов выражения мысли.

Понятие «манипулирование» и «манипуляция» в данном контексте синонимичны, но их нельзя трактовать однозначно, поскольку наряду с отрицательным оно имеет и положительный смысл – конструктивный, направленный на достижение цели в интересах народа или государства, как считают некоторые исследователи. О необходимости обладания всеми навыками общения, в том числе манипулятивными, пишут и филологи: «… в различных аудиториях при общении с различными типами собеседников появляется необходимость как в речевом воздействии, так в манипуляции» . Следует принять во внимание, что обучение приемам манипуляции (особенно это важно в журналистике) необходимо еще и потому, что, выявляя манипулятивные приемы, можно противодействовать им и не поддаваться внушению.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления особенностей манипуляции в СМИ. Специфика манипулятивного воздействия в масс-медиа рассматривается как одна из характеристик современной речевой деятельности, изучение которой находится в центре внимания лингвистов (Р. М. Блакар, Т. Г. Винокур, Т. А. ван Дейк, В. Г. Костомаров, И. А. Стернин и др.). В большинстве работ, посвященных манипуляции массовым сознанием, анализируются манипулятивные технологии, стратегии и тактики воздействия, рассматриваются варианты психологической защиты. На периферии исследований оказывается роль языковых средств (вербальных и невербальных), которые являются базой для реализации манипуляции в сфере массовой коммуникации.

Методологической базой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные теории речевого воздействия, коммуникативным стратегиям и тактикам, теории манипулятивного воздействия (В. Бенуа, О. Н. Быкова, Л. Войтасик, Е. Л. Доценко, С. Г. Кара-Мурза, B. И. Карасик, Т. М. Николаева, В. Н. Панкратов, И. В. Сентенберг, А. М. Цуладзе и др.).

Степень научной разработанности проблемы. Изучению различных аспектов речевого воздействия посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных специалистов в области коммуникативной лингвистики, а именно: Р. М. Блакара, Т. ван Дейка, О. С. Иссерс, Ю. К. Пироговой, И. А. Стернина и многих других. Поначалу рассматриваемое традиционно в русле психологии, социологии, лингвистики, педагогики, речевое воздействие с 1990-х гг. стало активно разрабатываться в таких предметных областях, как массовая коммуникация, реклама, PR-технологии. В настоящее время журналистский текст все более активно использует методы и приемы речевого воздействия для актуализации, пропаганды, продвижения, формирования определенного комплекса идей, то есть идеологическая функция осуществляется, в том числе, с помощью лингвистического компонента.

Объектом исследования в данном исследовании являются статьи, фрагменты из различных СМИ, в первую очередь – из региональных.

Предмет изучения данной работы – это лексические и синтаксические средства, различные манипулятивные приемы, позволяющие воздействовать на слушателей и читателей, которые используются в газетах, журналах, телепередачах.

Цель исследования – выявить манипулятивный потенциал в текстах различных региональных СМИ.

На основе поставленной цели были выявлены следующие задачи:

• изучить теоретические аспекты манипуляций, лексических и синтаксических средств в журналистских материалах (статьях в журналах, газетах, интернет-СМИ различных регионов);

• выявить особенности манипулятивных приемов в средствах массовой информации и их употребления в региональных СМИ;

• определить цель использования манипулятивных средств в материалах региональных СМИ.

При написании работы были использованы такие методы исследования, как:

● Метод системного описания (описание характерных черт региональных СМИ);

● Метод лингвостилистического анализа (анализ языковых средств, которые так или иначе используются различными журналистами: и в устной, и в письменной речи).

Эмпирический материал. Для получения объективных результатов анализировались материалы различных газет и интернет-СМИ, представляющих интересы различных политических групп и имеющих разные характеристики с точки зрения локальности. Публикации отбирались методом сплошной выборки, рассматривались только журналистские материалы. Для выявления стратегий, тактик, приемов, языковых средств манипуляции анализировались номера газет, вышедшие с 2008 по 2021 год включительно.

На основе поставленных задач необходимо выделить структуру данного исследования: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из нескольких подпунктов, заключения и списка использованной литературы.

Введение включает в себя основной каркас исследования – обоснование выбора темы курсовой работы, ее актуальность, цели и задачи, материальную, практическую и теоретическую значимость, а также методы, которые были использованы во время написания работы.

Первая глава раскрывает отдельные теоретические аспекты речевых манипуляций, их особенности и примеры некоторых из них.

Вторая глава – это основная часть исследовательской работы, содержащая опыт прочтения различных работ на тему исследования региональных СМИ, поиск подходящих СМИ для описания, общий анализ характеристик СМИ, в частности – региональных.

Заключение содержит общие выводы, которые были сделаны по итогам проведения данного исследования – выявления манипулятивных средств в материалах региональных СМИ (газет и интернет-СМИ).

Список использованной литературы состоит из материалов, которые стали основой для проведения работы – из ссылок на литературные источники (книги, статьи журналистов, лингвистов и других специалистов), и иные материалы, критически и с научной точки зрения рассматривающие содержательную часть материалов региональных изданий России.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для формирования теоретической базы исследования было рассмотрено такое понятие как манипуляция, а также рассмотрены ключевые особенности речевой манипуляции, основные ее признаки, а также дана подробная классификация. Ей в работе уделяется особое место – именно на основе полученных и систематизированных знаний удалось провести анализ, результаты которого можно счесть достоверными.

По итогам выполненной работы можно выявить, что были изучены теоретические основы манипуляций, имеющие опорой труды известных отечественных журналистов, лингвистов и филологов; были приведены примеры манипулятивных средств и приемов, которые встречаются как в общеупотребительной речи, так и в текстах СМИ и словах журналистов; были изучены особенности региональных СМИ и приведены конкретные примеры манипуляций, которые были в них использованы. Таким образом, региональные СМИ используют манипулятивные средства, чтобы воздействовать на аудиторию и постараться убедить ее в собственной правоте. Материалы региональных СМИ уникальны: они позволяют дотянуться до каждого читателя ощущением близости, полного понимания происходящих «во дворе» проблем, поэтому такие СМИ отлично подходят для воздействия на граждан – в первую очередь такими СМИ интересуются во время принятия политического выбора.

Таким образом, средствам массовой информации для успешного функционирования необходимо выстраивать грамотное взаимодействие с аудиторией. Залог успешной коммуникации СМИ и аудитории заключается в подготовке качественных материалов, которые удовлетворяют информационные потребности общества, а также в непосредственной работе с предпочтениями и пожеланиями читателей, зрителей, слушателей с использованием различных форм обратной связи.

Миссия региональных СМИ, неоспоримая со времён сибирских областников (Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина, С.С. Шашкова, др.), теоретиков местной печати – информировать и разъяснять суть политических, экономических, культурных процессов, происходящих в крае, формировать объективную картину дня, основываясь на всестороннем анализе фактов, различных точек зрения, взвешенной аргументации.

Сегодня аудитория все больше обращается к интернету, предпочитая гражданскую журналистику, информацию от блогеров, из соцсетей, зачастую считая, что местные СМИ являются объектами информационного влияния власти, её PR-структур и пресс-служб, как во времена, когда советская печать была под контролем райкомов КПСС. Это нивелирует основы журналистской профессии, ставит под сомнение необходимость существования института СМИ в регионе.

Эффективное использование информационных ресурсов, как площадки для транслирования многообразия мнений, усиление независимой позиции СМИ – основа конструктивного диалога власти и жителей области. А равноправные, цивилизованные отношения, взаимодействие власти и СМИ – залог успешной реализации общественной и политической жизни региона.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Понятие речевой манипуляции

Используя в процессе общения определенные ресурсы языка, человек может управлять поступками других людей Вопрос манипулятивного воздействия на людей с помощью речевых инструментов является одним из самых популярных среди ученых сферы лингвистики и психолингвистики. Слово пришло к нам из французского языка, где было сформировано из двух латинских слов «manus» — рука и «pleo» — наполняю, и обозначало «сложное действие или приём, которые вы совершаете руками над чем-либо с какой-либо целью». Изначально термин «манипуляция» использовался в учениях психологии с целью исследования коммуникации индивидов в обществе и применялось для обозначения осознанного или не осознанного воздействия одного человека на другого, преследуя цель управления сознанием личности и/или навязывания какой-либо идеи. Из-за новизны этого понятия психологи не могут прийти к единому обозначению данного термина, что происходит и в психолингвистике, где речевая манипуляция каждым ученым трактуется по-своему.

Доктор психологических наук Е.Л. Доценко трактует понятие манипуляции так: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий» . Г. Шиллер определяет манипуляцию как «способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека; осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении» . Более того, Г. Шиллер отдельно выносит понятие удачной манипуляции, под которой понимает манипулятивные действия, после которых «жертва верит, что все происходящее естественно и неизбежно, т.е. безоговорочно верит в существование фальшивой действительности» . Отсюда можно сделать вывод, что манипуляция сработает в случае, если адресат начнет принимать сказанное за истину. Однако на успешность воздействия может влиять не только сам манипулятор, но и манипулируемый. Сур Е.И. выделяет следующие причины со стороны адресата, влияющие на степень манипуляции:

1. Недостаточность аналитического навыка у слушателя;

2. Малая изученность вопроса, предложенного на рассмотрение оратором;

3. Отсутствие желания у адресата заниматься изучением поставленного умозаключения;

4. Критическое восприятие инакомыслия из-за стереотипного окружения у манипулируемого;

5. Низкий уровень образования у аудитории.

Таким образом, можно заключить, что:

• манипулирование – это вид психологического, а не физического воздействия,

• это скрытое воздействие,

• манипулирование задается скорее не технологией, а намерениями одной из взаимодействующих сторон.

• степень воздействия на аудиторию первостепенно будет зависеть от самой аудитории, на которую будет вещать оратор.

Манипуляция не может иметь одинакового уровня воздействия на каждого читателя или слушателя, а значит, выступающему нужно изначально понимать для какой публики он выступает или пишет тексты, в первую очередь для более тщательной подготовки в подборе языковых средств для последующего выступления.

Манипуляция – это лишь один из множества способов воздействия на сознание, однако он является одним из самых действенных. Отличительными чертами этого способа являются:

6. Из-за скрытия поставленной манипулятором цели, адресат не понимает, что находится под воздействием;

7. Воздействие осуществляется не только сферу сознательного, но и на бессознательное (эмоции, чувства, желания);

8. Манипулятор берет под контроль бессознательную часть манипулируемого и использует их в своих целях – внедрения идеи и умозаключения в разум слушателя;

9. Манипулятор маневрирует потоком информации и осознанно позволяет себе искажать реальность и сказанных фактов.

Однако не стоит воспринимать манипуляцию как нечто насильственное, так как целью любой манипуляции, как вида воздействия, является донесение до получателя информации в истинном виде с сохранением видимости самостоятельного выбора у адресата. О. Н. Быкова приводит следующий пример: «кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск – это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск» . Значит сутью манипуляции является изменение мировоззрения получателя в какой-либо сфере, но никак не введение его в заблуждение, заставляя ставить под вопрос, услышанное от манипулятора.

Определяющие характеристики речевой манипуляции можно определить так:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы