Курсовая с практикой на тему 4. Противодействие экстремизму как фактор устойчивого развития территорий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и причины возникновения экстремизма 5
1.1. Понятие экстремизма 5
1.2. Причины возникновения экстремизма 9
2. Проблемные аспекты противодействия экстремизму 15
2.1. Проблемы правового регулирования противодействия экстремизму 15
2.2. Направления совершенствования противодействия экстремистской деятельности и терроризму как крайней форме экстремизма 20
Заключение 25
Библиографический список 30
Введение:
Актуальность темы заключается в том, что терроризм и экстремизм в настоящее время стали реальной угрозой не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами меры, острота проблемы преступлений террористической и экстремистской направленности, не снижается.
Число преступлений экстремистской направленности с каждым годом растет. Экстремистская деятельность выявлена практически во всех регионах Российской Федерации. Так, в 2017 году количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности составило 1521, тогда как в 2016 году – 1450. За январь-март 2018 года уже зарегистрировано 347 преступлений экстремистской направленности, из них наибольшее количество выявлено в Москве – 20, в Свердловской области – 15, в Кабардино-Балкарской Республике – 13.
При этом количество зарегистрированных преступлений террористического характера напротив уменьшилось с 2227 в 2016 году до 1871 в 2017 году. За январь-март 2018 года количество зарегистрированных преступлений террористического характера составило 485, из них наибольшее количество зарегистрировано в Республике Дагестан – 128, в Чеченской Республике – 37, Кабардино-Балкарской Республике – 30 . Эта положительная тенденция прямо связана с усилением превентивной работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по линии антитеррора.
Целью настоящей работы является исследование проблем противодействия экстремизму как фактору устойчивого развития территорий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие экстремизма;
— рассмотреть причины возникновения экстремизма;
— проанализировать проблемы правового регулирования противодействия экстремизму;
— определить направления совершенствования мер по противодействию экстремизму.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере противодействия экстремизму.
Предмет исследования – меры противодействия экстремизму.
Методологической основой выступают общенаучные методы (диалектико-материалистический подход, анализ, синтез) и частнонаучные (метод сравнительного правоведения, формально-логический, историко-правовой, статистический).
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
Таким образом, в XXI веке экстремизм представляет собой одну из серьезнейших проблем не только какой-то определенной страны, региона, но и всего мира, является угрозой демократии. Исходя из этого особенно важным является то, что необходимо понять природу и сущность терроризма и экстремизма, понять имеющиеся взаимосвязи. Всплеск этих негативных явлений в мире пришелся на период конца XX и начала XXI века. Данный период истории был ознаменован тем, что происходили радикальные изменения в государственном строе многих стран, общество не имело четких преставлений о будущем. В мире царила неуправляемость национальных отношений, отсутствие перспектив и жизненных ориентиров у молодого поколения. Все эти негативные явления были сконцентрированы в Москве, так как столица представляла собой многонациональный мегаполис. Демократизация общества происходила стремительно, фундаментом не служили правовые основы. Правовая система нового государства была не сформирована и требовала значительных изменений. Она должна была выстраиваться в соответствии с новыми реалиями политической, экономической, международной, социальной сфер. Экстремизм и терроризм начал проявляться из-за процесса стремительной миграции населения. В значительной степени после распада СССР к мигрантам росло негативное отношение. Но в тоже время не было систем социальных мер, которые позволили бы адаптироваться в новом государственном строе. Мигранты не знали традиций местного населения, вследствие чего конфликты на национальной, этнической, культурной почве были неизбежны. Экономическая обстановка была крайне сложной, низкий уровень жизни россиян способствовал тому, что экстремизм стал проявляться в качестве протестов, а также в крайних формах национализма и ксенофобии.
Проявлениями экстремизма считают призывы к нарушению прав человека. Сам призыв можно обосновать, как некое воздействие активного характера на сознание человека с целью привлечь к насильственным действиям по захвату власти, удержанию власти. Призыв может осуществляться в нескольких формах – призыв письменный, распространяя текстовки по все возможным каналам, устный призыв на встречах, митингах или собраниях. В данный перечень нельзя включить призыв, который осуществляется и распространяется с помощью средств массовой информации, так как, в таком случае образуется квалифицированный состав этого преступления.
Стоит подчеркнуть, что важным требованием для призыва является их массовость, публичность, что показывает, что данная деятельность направлена на широкий круг лиц. Одними из популярных примеров публичности призывов являются собрания, митинги, в ходе которых используются экстремистские лозунги. Обязательным фактом при таких мероприятиях являются восприятие призывов людьми для квалификации преступления.
А совершенным преступлением оно считается с момента публичного распространения призывов указанного содержания. Важным является и то, что распространение, изготовление и хранение материалов экстремистского толка, с целью использования их в дальнейшем в пропаганде, уголовно не наказуемо, потому что, стадия приготовления к этому преступлению сводиться к совершению преступления средней тяжести.
По этой же причине уголовно ненаказуема подготовка к совершению данного преступления при отягчающих обстоятельствах. Однако, если призывы привели к массовым беспорядкам и мятежам их можно квалифицировать по совокупности со статьей 212 УК Российской Федерации – массовые беспорядки, и статьей 279 УК Российской Федерации – вооруженный мятеж.
Если рассматривать данное преступление с субъективной стороны, то оно совершается с прямым умыслом. Закон не определяет мотивы, по которым совершаются преступления, так как они могут быть самыми разными, начиная от идейного восприятия заканчивая местью). Мотивы могут быть учтены при назначении меры наказания за совершенное преступление, а цель такого преступления – это направить людей, народ, граждан к совершению экстремистской деятельности. Ответственность за такое преступление несут граждане Российской Федерации, иностранные граждане. В случае, если преступление было совершено по заказу иностранных государств или каких либо организаций квалифицируется вместе с государственной изменой. Это проявляется в помощи другому государству при подрыве власти и законов в той или иной стране.
В части 2 ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за публичные призывы к экстремизму, которые были совершены с помощью средств массовой информации – телевидение, печатные издания, радиовещание. На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов через средства массовой информации.
В результате проведенного исследования по Уголовному Кодексу Российской Федерации в отношении экстремизма, можно прийти к выводу, что данный правовой документ имеет детальное определение наказания за деяния, связанные с экстремистской деятельностью, однако, есть позиции, усовершенствование которых позволило бы улучшить процесс и конечный итог в отношении экстремизма, а именно, внесение уголовного наказания не только за совершенное преступление на почве экстремизма, но и за распространение, изготовление и хранение материалов экстремистского толка с целью использования в пропаганде.
Проведя исследование ретроспективы развития уголовного законодательства в исследуемой области, мы можем констатировать, что уголовное законодательство в вопросах борьбы с экстремизмом имеет жесткий репрессивный уклон. Вот лишь ряд фактов. В первую очередь это наступательное увеличение норм в Уголовном кодексе РФ, входящих в систему экстремистских. В настоящее время их количество только в 29 Главе УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» насчитывает уже шесть таких статей.
Все это говорит о незавершенности уголовной политики в исследуемой области, что также должно рассматриваться как определенная доля риска в нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности, дающая возможность выделить ее следующие этапы.
Первый ознаменован разработкой, принятием и вступлением в силу Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», о чем мы говорили уже выше. В его рамках был криминализирован целый ряд деяний, ранее не встречающихся в российском уголовном законодательстве. Особой концептуальной чертой рассматриваемого этапа стало закрепление в статье 282.1 УК РФ исчерпывающего перечня преступлений экстремистской направленности.
Второй этап отличился применением подхода, полярного вышеизложенному. В частности, система деяний экстремистской направленности стала безграничной, обремененной только установлением специального мотива, что кардинально усиливало превентивное воздействие на распространение экстремизма.
Третий был обусловлен сложностями, возникающими у правоприменителей при правовой оценке деяний экстремистской направленности. Практика применения уголовного законодательства в данной области существенно отличалась, да и постоянно появляющиеся законодательные новеллы в области противодействия экстремизму требовали приведения ее (практики) к единообразию. Поэтому Пленум Верховного Суда Российской Федерации, обобщив судебно-следственную практику, предложил свое видение в области интерпретирования ряда уголовно-правовых норм, содержащих в себе признаки преступлений экстремистской направленности, и изложил их в постановлении от 28 июня 2011 года № 11 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Этот разъяснительный судебный акт сконцентрировал в себе рекомендации в части толкования наиболее острых вопросов правовой оценки деяний экстремистской направленности.
Четвертый этап продолжил развитие идеи по повышению характера и степени общественной опасности деяний, содержащих в себе признаки экстремизма и введением все новых одноименных деяний. Например, была установлена ответственность за реабилитацию нацизма (ст. 354.1 УК РФ) и публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).
На пятом этапе особым образом криминализирована деятельность, характеризующая подготовку к совершению исследуемой группы деяний. Отдельно выделена ответственность за вербовку, склонение или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества.
Шестой этап ознаменован новым направлением дальнейшего развития уголовной политики, включающим в себя юридико-технические инструменты, нацеленные на подрыв экономических основ экстремизма. Поэтому в структуру Уголовного кодекса РФ была включена статья 282.3 УК РФ, установившая ответственность за финансирование экстремистской деятельности. Представленная законодательная новелла указывает на переоценку угроз, исходящих от экстремизма, усугубляемых их экономическим содержанием.
Фрагмент текста работы:
. Понятие и причины возникновения экстремизма
1.1. Понятие экстремизма
Слово «экстремизм» (от лат. extremus – крайний, чрезмерный) означает приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике). Идеология экстремизма опасна и разрушительна. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей . Свое идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке.
Сегодня существует много разных научных и юридических определений понятия «экстремизм», что затрудняет его для изучения и применения на практике.
В зависимости от направленности различают следующие виды экстремизма: политический, религиозный, националистический, молодежный, социальный, экономический, экологический, ситуационный и другие. У экстремизма есть явленческие предшественники – фундаментализм, радикализм, этноцентризм. Они предшествуют конкретному виду экстремизма: религиозному, политическому, националистическому.
Этнополитический экстремизм иногда называют «националистическим», «национал-экстремизмом», «агрессивным воинствующим национализмом», поскольку данный вид экстремизма многолик. Агрессивными являются методы его реализации. Этнополитический экстремизм – неизбежное следствие агрессивного этноцентризма. По этнополитичности он более относится к политическому экстремизму.
С точки зрения Л.Ф. Болтенковой, В.И. Власова, «политический экстремизм – это деятельность общественных организаций, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя конкретной страны, в том числе Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, иное применение насилия для достижения политических целей, а также публичные призывы, в том числе и через средства массовой информации, к совершению противоправных действий в политических целях» .
Политический экстремизм традиционно разделяется на правый и левый. Правый экстремизм представлен неонацистскими (неофашистскими), ультранационалистическими, расистскими группами, партиями и движениями, которые обращаются к нечеткому и эклектичному толкованию доктрин фашизма, нацизма, расизма и милитаризма. Левый политический экстремизм заимствует идеи революционного и анархического толка, которые приводят к хаосу в обществе, разрухе в экономике, утере государственных рычагов управления.
Важное место в этнополитическом экстремизме занимает понятие «этнос». Как известно, «этнос» – исторически сложившаяся на основе природного окружения группа людей, обладающая определенной территорией, определенной системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием. В западных исследованиях вместо понятия «этнос» используют понятие «этническая группа/общность». Оказываясь, в системе политических отношений этнос становится нацией .
В России сложились иные традиции. Если ранее нации понимались как этнонациональные общности, то в современных условиях утверждается понимание нации как гражданской общности. Традиционно этносы, этнонации, как и гражданские нации были и остаются субъектами социально-политических и культурных процессов. Этнонации в меньшей степени, а гражданские нации – в большей соответствуют статусу политической нации. Этнонация – это современный уровень развития этнической общности. Гражданская нация формируется за счет нового, гражданского уровня зрелости общности их представителей .
Национализм приобретает экстремистский характер, когда этнос стремится построить этнократическое государство, в котором национальные интересы являются интересами этого этноса, где этнос доминирует политически, культурно и в языке. Этнополитический экстремизм борется за государственность с целью подавления других этносов.
Развал Советского Союза подтолкнул «взрыв этничности» и «парад суверенитетов». Этнократические идеи определили содержание многих проявлений этнополитического экстремизма в центре и на окраинах. Такое развитие этнополитических процессов привело к росту антирусских настроений в национальных республиках и развитию национализма и этнической нетерпимости в центральных регионах России, что не осталось без внимания национал-экстремистских групп.
Обострение межнациональных отношений привело к активизации таких проявлений этнополитического экстремизма как национал-сепаратизм на окраинах и национал-шовинизм в центральных регионах. Опасности обеих крайностей очевидны. Сепаратизм ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ, а шовинизм проповедует национальное превосходство с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов, что может привести к диктату одной «титульной» нации над другими.
У сепаратизма и национального самоопределения разная идеология. Сепаратизм опирается на националистическое, а национальное самоопределение – на национально-патриотическое мировоззрение .
Дискриминация по отношению к русским и русскоязычным на постсоветском пространстве, война в Чечне возродили в нашей многонациональной среде крайности этнонационализма. Русофобия, кавказофобия, исламофобия до сих пор оказывают негативное влияние на представителей разных национальностей.
Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости. Радикальный национализм, как правило перерастает в нацизм и фашизм, а значит в преступления против человечества.
Таким образом, в XXI веке экстремизм представляет собой одну из серьезнейших проблем не только какой-то определенной страны, региона, но и всего мира, является угрозой демократии. Исходя из этого особенно важным является то, что необходимо понять природу и сущность терроризма и экстремизма, понять имеющиеся взаимосвязи. Всплеск этих негативных явлений в мире пришелся на период конца XX и начала XXI века. Данный период истории был ознаменован тем, что происходили радикальные изменения в государственном строе многих стран, общество не имело четких преставлений о будущем. В мире царила неуправляемость национальных отношений, отсутствие перспектив и жизненных ориентиров у молодого поколения. Все эти негативные явления были сконцентрированы в Москве, так как столица представляла собой многонациональный мегаполис. Демократизация общества происходила стремительно, фундаментом не служили правовые основы. Правовая система нового государства была не сформирована и требовала значительных изменений. Она должна была выстраиваться в соответствии с новыми реалиями политической, экономической, международной, социальной сфер. Экстремизм и терроризм начал проявляться из-за процесса стремительной миграции населения. В значительной степени после распада СССР к мигрантам росло негативное отношение. Но в тоже время не было систем социальных мер, которые позволили бы адаптироваться в новом государственном строе. Мигранты не знали традиций местного населения, вследствие чего конфликты на национальной, этнической, культурной почве были неизбежны. Экономическая обстановка была крайне сложной, низкий уровень жизни россиян способствовал тому, что экстремизм стал проявляться в качестве протестов, а также в крайних формах национализма и ксенофобии. Экстремизм начал концентрироваться в политизированных националистических объединениях. Появилось такое несвойственное для России понятие «русский национализм».