Курсовая с практикой Экономические науки Теория и механизмы современного государственного управления

Курсовая с практикой на тему 3. Организационная, правовая поддержка приватизации в целях устойчивого развития регионов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы приватизации как фактора устойчивого развития регионов 5
1.1. Понятие и исторические аспекты приватизации как формы управления государственной собственностью 5
1.2. Зарубежный опыт приватизации 10
2. Проблемы организации и правового регулирования приватизации и возможные пути их решения 17
2.1. Проблемы правового регулирования приватизации 17
2.2. Направления совершенствования организационно-правовых основ приватизации 23
Заключение 29
Библиографический список 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Устойчивое развитие – это такой тип развития общества, который обеспечивает улучшения качества жизни человека, при минимальных воздействиях на окружающую среду. Жизнедеятельность человека остается в пределах потенциальной емкости биосферы, что не ведет к разрушению природной среды и обеспечивает процветание текущим и будущим поколениям. Недостатком данного определения является то, что оно больше отражает стратегическую цель, нежели указывает путь для конкретных практических действий. Устойчивое развитие выступает в виде идеальной модели развития общества и затруднительно рассматривать термин в виде точных количественных расчетов, так как поиск элементов и выработка понятийного аппарата продолжается по сей день. Но вышесказанное никак не лишает концепцию научного смысла, а даже расширяет горизонты ее интерпретации и создает просторы для научных исследований в данной области .
Концепцию устойчивого рассматривают как предпосылку к долгосрочному прогрессу человечества, который сопровождается приумножением капитала и улучшением экологических условий.
В настоящее время происходят постоянные изменениям в государственной политике страны, где реформирования не обошли стороной и сферу управления государственной собственностью . Командно – административная система экономики была неспособна справится с возникшими и нарастающими проблемами. Необходимы были кардинальные изменения, благодаря которым стал бы возможен переход к новому экономическому устройству, создание конкурентной рыночной среды, оживление в производителе товаров, работ, услуг интереса к результатам хозяйствования.
Все это возможно было сделать на основе разгосударствования и приватизации. Эффективное управление государственной собственностью как в стране в целом, так и в регионах в частности, является основополагающей задачей системы государственного управления, поскольку проблемы рационального перераспределения экономических ресурсов, особенно в кризисных условиях, до сих так и не нашли адекватного разрешения. Решение данной глобальной задачи является главным вызовом для системы государственного управления в современных реалиях. Для того, чтобы справиться с ней, необходимо четко понимать, в чем состоит генеральная цель управления государственной собственностью и какова роль системы государственного управления в ее достижении.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу исследования составляют труды специалистов в области управления государственной собственностью таких, как Глазунова Н.И., Сычев М.С., Полотовская Е.Ю., Голощапов Р.В. Самандина Л.В., Радченко А.И. и др.
Целью настоящей работы является исследование организационно-правовых основ приватизации как фактора устойчивого развития регионов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и исторические аспекты приватизации в России;
— раскрыть зарубежный опыт приватизации;
— выявить практические проблемы приватизации;
— определить направления совершенствования приватизационных процессов.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере управления государственной собственностью.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие процесс приватизации.
В работе использованы логический, дедуктивный, формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы исследования.
Структура исследования включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Основными формами управления государственной собственностью являются: приватизация государственной собственности, продажа государственной собственности, передача в доверительное управление и возмездное срочное пользование.
Необходимо отметить, что управление государственной собственностью является одним из важнейших аспектов экономической деятельности Российской Федерации. Грамотное использование такого ресурса и применение выше описанных форм управления приводит к повышению доходной части бюджета нашей страны. Соответственно, увеличение объема доходов влечет за собой повышение благосостояния населения, проживающего на территории всего государства, а также стимулирует его экономическое развитие.
Нормативно — правовой базой управления государственной собственностью является основной закон России – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и прочие нормативно-правовые акты, регулирующими имущественные дела в России. Общие правовые нормы, устанавливающие порядок ликвидации хозяйствующих субъектов, изложены в части 1 ГК РФ, а более конкретные, относящиеся к той или иной организационно-правовой форме в законах о них, такие как, Федеральный закон №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», в федеральном законе 30.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» вступившим в силу 8 января 2007 г. определяется правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам (Статья 1).
К прочим законодательным актам стоит отнести, федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Сейчас приватизация государственного имущества любыми субъектами гражданского права исходит в соответствии данным законом и федеральным законом № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по прозрачным схемам и исключительно на конкурсной основе. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Следующим правовым актом, регулирующим управление государственной собственностью, является Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024), которая определяет основные направления управления государственной собственностью.
Для повышения эффективности управления государственным имуществом предлагаем принятие следующих мер:
— максимальное вовлечение государственного имущества в хозяйственный оборот;
— сохранение в государственной собственности исключительно имущества, непосредственно задействованного в выполнении функций и полномочий государства;
— раскрытие информации о государственном имуществе, условиях вовлечения этого имущества в оборот, причинах не вовлечения, а также использования не по целевому назначению;
— утверждение жестких требований по раскрытию информации о причинах не вовлечения государственного имущества в экономический оборот;
— разработка и внедрение критериев для принятия решений должностными лицами в сфере управления государственным имуществом;
— внедрение новых подходов и методов, направленных на стимулирование вовлечения государственного имущества в экономический оборот, а также его более эффективного использования;
— предоставление возможности населению и предпринимателям инициировать вовлечение государственного имущества в оборот на понятных и прозрачных условиях;
— разработка и внедрение критериев эффективности управления государственным имуществом на всех уровнях;
— создание возможности осуществления общественного контроля за использованием государственного имущества;
— совершенствование корпоративного управления в государственных организациях и предприятиях, в том числе за счет привлечения управляющих компаний для управления государственными активами;
— расширение практики заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и иных форм внебюджетного финансирования, в том числе с использованием финансового рынка для строительства и реконструкции государственных объектов имущества;
— сокращение издержек компаний с государственным участием, в том числе за счет отчуждения непрофильных активов;
— установление вознаграждения менеджменту в зависимости от финансово-хозяйственных показателей компаний с государственным участием, унитарных предприятий, а также бюджетных учреждений;
— применение имеющихся форм гражданско-правовой ответственности (взыскание убытков и др.) к менеджменту организаций с государственным участием за нарушения, повлекшие ущерб организации;
— совершенствование системы кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— сокращение условий для коррупционных проявлений на всех уровнях при управлении государственным имуществом.
При реализации поставленных задач должно быть выстроено конструктивное взаимодействие между всеми уровнями власти с пониманием того, что государственное имущество должно и может являться основой для экономических преобразований, и улучшения качества жизни людей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы приватизации как фактора устойчивого развития регионов

1.1. Понятие и исторические аспекты приватизации как формы управления государственной собственностью

Государственная собственность – это государственное имущество, которое принадлежит на правах собственности России (федеральная собственность) и субъектам России (собственность субъекта России). Оценка эффективности управления на государственном уровне требуется как для государственных органов власти, так и для всего общества в целом. Обществу она позволяет контролировать качество работы институтов государства, а государственным служащим и руководителям нужна для самоконтроля, в целях совершенствования процесса управления. Проблема анализа эффективности – это проблема оценка деятельности управления и принимаемых решений.
Эффективность управления на государственном уровне проявляется на всех уровнях функционирования системы, а именно: от отдельной компании – до местного уровня, от местного общества – до регионального, от регионального сообщества – до социальной системы и ее организации на политическом уровне – государства.
Вопросы управления имуществом государства являются довольно актуальными и важными в любой из исторических моментов. По традиции государство берет в свои руки те объекты (отрасли, предприятия, проекты и т.п.), которые являются важными для социума в целом, его поступательного развития и стабильности и, но не привлекательны для частного капитала:
— объекты, отличающиеся своей капиталоемкостью и внушительным содержанием науки. Обычно они выдают прибыль или отдачу не всегда, да и то только в будущих случаях;
— объекты, которые относятся к соц. сфере. Сюда относят различные базовые науки, да и все образование в целом.
— объекты, контролирующие или помогающие верховной власти осуществлять контроль в экономической отрасли.
Предельный либерализм представляет собой политику, при которой государство осуществляет весьма скромное влияние на экономическую отрасль. Ситуация складывается таким образом, что государство должно реализовывать не только создание различных законов, но и влиять на экономику страны за счет реальных экономических рычагов. А они могут быть представлены некими узловыми точками.
Базой для реализации перестановок в области российской экономики стало резкое изменение формы собственности. Она заключалась в старте приватизации собственности, которая выражалась в государственной и общенародной форме. Но следует сказать, что до сегодняшнего дня данная цель представляет собой только юридическую сторону вопроса. Государственное или общенародное имущество в экономической отрасли за счет неумолимой приватизации являлась собственностью авторитарной бюрократии.
Управленческие процессы можно создать за счет согласования юридического понятия собственности и организационного строения. При этом можно пронаблюдать экономические способы контроля федеральной собственностью. Поэтому остановимся на понятии «объект собственности». Оно являет собой точку приложения различных контролирующих явлений.
Объект собственности – это организационно-обособленная часть национального богатства. Согласно закону она принадлежит определенному собственнику или группе таких лиц.
Объект собственности:
– какая-либо вещь;
– комплекс имуществ;
– различные участки земли;
– зона добычи полезных ископаемых;
– территория воздушного пространства;
– определенная доля в общей собственности.
Какой бы ни был объект, обязательным условием является персонификация владельца (собственника). Первоначально именно владелец решает и указывает на функции управления выбранным объектом. Только с его согласия все или несколько функций могут быть переданы лицам (как физ.лицам, так и юр.лицам). Собственник является ответчиком за содержание объекта.
Видится необходимым более подробно рассмотреть вопросы приватизации государственной собственности .
Судебником Ивана III 1497 года, а позже указами о заповедных и урочных летах 1591 года крепостное право сформировалось повсеместно. Лишь к 1649 году Соборным уложением произошло полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его власти феодала. Такое положение не могло существовать вечно, были нужны реформы, и в 1861 г. была осуществлена земельная реформа , суть которой её состояла в сохранении собственности на землю за помещиками – прежними владельцами; предоставлении крестьянам усадебной оседлости и наделов с их последующим выкупом или отработкой; наделении возможностью участия крестьянина в земельных отношений, но лишь в составе общины.
Такова общая сущность первой земельной реформы, за которой не последовало экономического благополучия крестьян. Они получали слишком маленький кусок земли (от 2,5 до 5,7 десятин) за выкупные платежи.
Видные государственные деятели понимали, что положение крестьянина нужно улучшать, и в начале XX века была проведена вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании. Реформа впоследствии стала именоваться «Столыпинской», в честь премьер-министра, ставшего ее родоначальником. Одним из итогов реформы стала отменена выкупных платежей за надельные земли, которые получили крестьяне еще в период проведения крестьянской реформы 1861 года. Сложившийся в период «Столыпинской реформы» земельный правопорядок России просуществовал вплоть до 1917 г.
После того, как к власти пришли Советы, 26 октября (7 ноября) 1917 г. одним из первых законодательных актов был принят Декрет «О земле». Он отменил помещичью собственность, а также и право честной собственности на землю, было закреплено, что земля «обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней», а всё, что находилось в земле (руда, нефть, уголь и т.д.) находилось в исключительном пользовании государства. Этим Декрет определил отношение советской власти к частной собственности, и, несмотря на то, что данный акт действовал недолго, его положения стали фундаментом земельной политики СССР и были отражены в последующих актах советской власти.
Масштабная кодификация земельного законодательства началась с 1922 г. Она была связана с разработкой и принятием первого Земельного кодекса РСФСР, закрепившим отмену частной собственности на землю, с указанием на то, что земли РСФСР составляют единый государственный земельный фонд.
15 декабря 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства, которые определяли правовой режим всех категорий земель.
В 1970 году был принят второй Земельный кодекс РСФСР, в котором также было закреплено, что земля является государственной собственностью, а Конституция СССР провозглашала, что государственная собственность – это общее достояние всего советского народа.
Одним из последних масштабных проектов по изменению структуры российской экономики является программа приватизации государственных активов. Со времен распада Советского Союза нынешняя волна приватизации станет второй по масштабу и затронет системообразующие отрасли – планируется реализация госимущества стоимостью более одного триллиона рублей.
14 августа 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». С этого момента начался первый этап приватизации, который получил название «ваучерного» или «чекового».
Основанная масса людей попросту не знала, что делать с ваучерами, и многие их продавали. Примерно 40 миллионов жителей вложились в акции предприятий, 25 миллионов – в ЧИФы (чековые инвестиционные фонды).
Тогдашнее законодательство не позволяло гражданам приобретать через ЧИФы контрольные пакеты перспективных предприятий.
В результате были куплены неэффективные предприятия, что в итоге привело к ликвидации многих ЧИФов.
России предстояло передать в частные руки тысячи компаний. Аналогов приватизации подобного масштаба в истории не было, за исключением других стран бывшего Восточного блока. Было решено пойти по чешскому пути.
Чешское руководство осознало, что заработать на приватизации крайне тяжело, поэтому было решено передать госсобственность в руки граждан, которым в дальнейшем и надлежало определять судьбу экономики. Были введены приватизационные чековые книжки, и каждый житель мог принять участие в нескольких аукционах, которые проводил единый центр приватизации в Праге. В России чешская модель была немного усовершенствована, а полномочия по проведению аукционов переданы в том числе региональным органам по управлению госимуществом.
Выдача ваучеров гражданам РФ началась 1 октября 1992 года во всех отделениях Сбербанка страны. Наблюдался бурный ажиотаж, люди часами стояли в очередях. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей. В 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысячи госпредприятий, в 1993 году это число выросло до 88,6 тысячи, а в 1994-м и вовсе перевалило за 100 тысяч.
По данным ФКЦБ (предшественник ФСФР), в 1994 году действовало 662 ЧИФа, а их акционерами стали около 25 миллионов человек – более 16 процентов населения страны в то время.
Первая волна приватизации ознаменовала переход к рыночной экономике и институту частной собственности. Однако ее результаты вызывают горячие споры в обществе и по сей день.
Второй волне приватизации предшествовал указ президента от 22 июня 1994 года «Об основных положения Государственной программы приватизации предприятий в РФ после 1 июля 1994 года». В ходе этого этапа приватизации в частные руки были переданы крупные системообразующие предприятия базовых секторов экономики.
Первые залоговые аукционы состоялись в августе 1995 года, после принятия указа «О порядке передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности». Основной целью этих аукционов было пополнение государственной казны за счет кредитов под залог госпакетов акций нескольких крупных компаний (таких как ЮКОС, «Норильский никель», «Сибнефть»).
Относительно механизмов проведения нынешней приватизации нужно отметить, что прошлые ошибки учтены и конкурсы проводят привлеченные государством инвестбанки и другие агенты .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы