Курсовая с практикой на тему 2я работа: Работа педагога-психолога по коррекции самооценки у подростка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Особенности психологического консультирования подростков 5
1.1 Понятие и сущность термина «самооценка» 5
1.2 Психология подросткового возраста 13
Выводы по 1 главе: 22
Глава 2. Психологическая коррекция уровня самооценки подростков 24
2.1 Изучение уровня самооценки в подростковом возрасте 24
2.2 Программа коррекции застенчивости и самооценки 31
2.3 Описание результатов исследования и их интерпретация 33
Выводы по 2 главе: 34
Заключение 35
Список использованных источников 37
Введение:
Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза человека, связанных с кардинальными преобразованиями в области сознания, активности и системы отношений. Этот этап характеризуется быстрым ростом организма, процессом полового созревания, который оказывает значительное влияние на психофизиологические особенности ребенка.
Изменение социального статуса развития ребенка связано с тем, что поведение тяготеет к нормам и ценностям этого мира, с активным желанием вступить во взрослый мир. Характерными новообразованиями этого периода являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.
В отсутствие условий для индивидуализации и позитивного осуществления своих новых возможностей самоутверждение подростка может привести к неправильным формам, вплоть до негативных реакций и девиантного поведения.
Актуальность темы определена тем, что в современном обществе возникает проблема социальной депривации подростков, то есть недостаточности определенных условий, необходимых для ребенка [19, стр. 97]. Это связано с трудностями в установлении межличностных отношений, характерных для определенного возраста. Трудность контакта как со сверстниками, так и с родителями способствует низкому уровню самооценки у подростков.
Объект исследования — самооценка подростка (7–8 кл.).
Предмет исследования — влияние акцентуации характера на формирование самооценки.
В работе будут рассмотрены особенности формирования личности подростка, основные проблемы и возможные способы их решения.
Цель исследования — отслеживать влияние группового психологического консультирования на зависимость подростков от уровня чувства застенчивости и уровня самооценки.
Задачи:
1. изучение особенностей подросткового возраста;
2. определение концепции группового консультирования, а именно:
— диагностика детей в подростковом возрасте для определения уровня субъективного чувства застенчивости;
— подготовка и реализация психокоррекционной программы, направленной на объединение команды и развитие навыков сотрудничества;
— анализ и обобщение результатов эмпирического исследования.
Гипотеза: предполагается, что с помощью групповой психологической подготовки, направленной на объединение подростковой команды и развитие навыков сотрудничества, можно выстроить отношения ребенка с коллективом, уменьшить чувство субъективной застенчивости и повлиять на уровень самооценки.
Для изучения вышеперечисленных личностных особенностей подростка будут использованы методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и методика определения уровня самооценки С.А. Беличевой. Первичное тестирование является диагностикой на входе.
На основании серии упражнений, предложенных немецким психологом К. Фопелем, а также с использованием методов арт-терапии, ролевой игры, элементов телесно ориентированного тренинга и сказкатерапии будет составлена программа психологической коррекции. Данная программа будет опробована на группе подростков в возрасте от 13 до 14 лет. После реализации программы проводится диагностика уровней ощущения одиночества и самооценки — диагностика на выходе. Результаты диагностики на выходе сравниваются с результатами диагностики на входе и результатами контрольной группы. На основании этих данных будут сделаны выводы о состоятельности гипотезы.
Методы исследования: анализ, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке психолого-педагогических основ для формирования сплоченности детей разного возраста и апробации рекомендаций, сделанных для коррекции подростковой самооценки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.
Заключение:
В ходе исследования был изучен ряд научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, посвященных основным проблемам и проблемам подросткового возраста, а также проблеме социальной адаптации подростков.
Этот возраст характеризуется серьезными изменениями в жизни ребенка. Быстрый рост тела, развитие интеллекта, эмоциональных, мотивационных областей могут указывать на то, что этот возраст имеет решающее значение для онтогенеза человека. В частности, эти изменения прослеживаются в мотивации общения подростков, изменении контрольной группы. Для детей этого возраста существует глубокая потребность в общении, принадлежности к группе, формировании коллективного «Я». Ребенок, который не принимает определенных условий для выполнения своих потребностей, чувствует чувство отделения от коллектива, чувство одиночества.
Детские сообщества и объединить детей навыков сотрудничества, группового обучения, направленных на застенчивость ребенка, так и положительное влияние на самооценку может быть время эксперимента было сделано.
Согласно результатам эксперимента, проведенного в ходе этого исследования, в группе подростков, где проводились занятия, уровень чувства застенчивости снижался, а уровень самооценки повышался до показателя нормы. В группе, где классы не проводились, подобных изменений в течение аналогичного периода не было.
Очевидная разница в результатах подтверждает влияние психокоррекционной программы на отношения подростков с коллективом, чувство личной застенчивости и самооценку.
С помощью группового психологического обучения, направленного на объединение команды и развитие навыков сотрудничества, можно изменить уровень субъективного чувства застенчивости детей декретного возраста.
Итак, мы рассмотрели проблему психологического консультирования и коррекции детей в подростковом возрасте.
Эксперимент по обнаружению, который мы провели, показал взаимозависимость неадекватной самооценки и застенчивости у детей В подростковом возрасте. Кроме того, наблюдение показало, что застенчивые дети уменьшают застенчивость, неуверенность в себе.
Таким образом, можно подвести итог, что гипотеза полностью доказана. Программа психологической коррекции в виде группового психологического обучения состоит из занятий, направленных на коллективное объединение, развитие навыков сотрудничества и навыков общения, действительно снижает уровень застенчивости и повышает самооценку. Программа психологической коррекции в виде группового психологического обучения состоит из занятий, направленных на развитие коллективного объединения, навыков сотрудничества и навыков общения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности психологического консультирования подростков
1.1 Понятие и сущность термина «самооценка»
Самооценка является компонентом самосознания, которое включает в себя, наряду с самопознанием, оценку себя, своих способностей, моральных качеств и действий.
Самооценка предназначена для осознания человеком своей значимости, важности личной деятельности в обществе, а также оценки себя, своих личных качеств, чувств и эмоций, недостатков и преимуществ. Самооценка занимает центральное место в структуре личности. Это в основном определяет, насколько социально адаптирована личность, способна ли она регулировать свое поведение и деятельность [5, с. 21].
Самооценка — это не только оценка себя, своих сильных и слабых сторон, но и оценка качеств и своего места среди других людей, что, в свою очередь, является одним из важнейших регуляторов поведения личности. Важно отметить, что самооценка настолько непоследовательна, что она может измениться под влиянием преобладающего в человеке настроения в данный момент, поэтому снижение самооценки наблюдается в депрессивных состояниях, повышенное — в маниакальных состояниях.
Самооценка является основным критерием, по которому оценивается система личных значений. Основными функциями самооценки являются нормативные и защитные. Исходя из регулирующей функции, проблемы решаются с учетом личного выбора человека, защитный обеспечивает относительную независимость и стабильность личности.
Многое зависит от чувства собственного достоинства: отношения личности с другими, критичность человека и его точность по отношению к себе. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [5, с. 22]. Согласно определению этого понятия в широком психологическом словаре, самооценка — это оценка личности, ее качеств, способностей и пространства среди других людей. По мнению А.И. Липкина, самооценка — это отношение человека к своим способностям, умениям, качествам, а также к своей внешности.
В зарубежных исследованиях совокупность представлений индивида о себе обозначается термином «Я-концепция». В этой концепции идентифицируется описательный компонент, называемый образом «Я», или самоотношение. Поведенческие реакции, которые порождаются образом «Я» и самоотношением, образуют поведенческий компонент концепции «Я».
В современной психологии принято различать следующие уровни самооценки:
1) адекватный;
2) дорогой;
3) недооценено.
Под адекватной самооценкой понимается реалистическая оценка человеком самого себя, своих способностей, качеств и поступков. Переоцененная самооценка означает недостаточную переоценку субъектом при оценке себя. Низкая самооценка считается неадекватным снижением оценки субъектом себя. Многие исследования, как отечественные, так и зарубежные, показали, что суждения сверстников и родителей оказывают большое влияние на самооценку человека. Но в то же время участие родителей в жизни человека, главным образом в детстве, когда самооценка только формируется, в большей степени влияет на его общую самооценку, в то время как сверстники оценивают его способности. Совокупность всех мнений о человеке составляет знание себя в ребенке, стимулирует выработку ценностных суждений по отношению к себе. Степень самооценки человека оказывает существенное влияние на результаты его интеллектуальной деятельности. Это особенно заметно у людей с низкой самооценкой. Это объясняется тем, что низкая самооценка приводит к чрезмерной эмоциональной напряженности, что негативно сказывается на качественных показателях интеллектуальной деятельности.