Курсовая с практикой на тему 26.Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1
Теоретические основы монополии
1.3 Причины
существования монополий
1.4 Истоки
монополизма в российской экономике
2 Механизм
преодоления монополизма
2.1 Основные
механизмы антимонопольной политики
2.2
Антимонопольное регулирование в современной России
2.3
Направления совершенствования антимонопольной политики в России
Введение:
В экономике
проблема монополии представляла особый интерес для экономистов на протяжении всего
20 века. Любая организация или крупная компания стремится использовать свое
положение на рынке и устанавливает для себя удобный уровень цен, анализируя его
как метод экономической политики. Источниками монопольных ресурсов являются
крупные и средние компании или страны. Не каждый процесс рационализации или
централизации привел к появлению монополии, сейчас невозможно сказать, что в
определенных сегментах рынка существует монополия в ее самой чистой форме, но
эти элементы отражаются в организационном поведении.
Этот вопрос
актуален сейчас, поскольку монополии на российском рынке ограничивают
производство товаров и услуг, устанавливают более высокие цены из-за
монопольного положения, что приводит к нерациональному распределению и неравенству
доходов. Монопольные компании не всегда используют весь свой потенциал для
улучшения своего научного и экономического потенциала, поскольку, если
существует препятствие для входа в отрасль, у монополии нет определенного стимула
для роста эффективности за счет своих технологий, поэтому нет конкуренции. С
другой стороны, существуют аргументы и в пользу монополии. Качественные товары
и услуги монопольных организаций позволяют им получить конкурентное
преимущество на рынке. Монополизация влияет на рост производства, поскольку крупным
организациям доступны средства для успешных исследований и разработок.
Цель курсовой
работы: изучение и анализ монополии в российской экономике, ее исторических
корней и процессов преодоления.
Исходя из цели
работы, должны быть выполнены следующие задачи:
1.Изучение
теоретических основ монополий, типов и причин существования.
2. Анализ и оценка
механизма преодоления монополии.
3.Определение
направления совершенствования антимонопольной политики в России.
Объектом исследования
является монополизм в российской экономике.
Предметом
исследования являются факторы и механизмы преодоления монополии на российском
рынке.
В качестве
основы методологического исследования использовались:
-методы анализа литературы отечественных и
зарубежных авторов;
-электронные источники для анализа и
характеристики монополии в российской экономике;
— методы наблюдения
и выявления факторов, влияющих на развитие монополии в российской экономике.
При выполнении
курсовой работы использовались учебные, научные и методические труды зарубежных
и отечественных авторов, таких как Любищев А.А., Якунин В.И., Тугендхет К.,
Райзберг Б.А., Авдашева С.Б. и др., периодические издания, посвященные развитию
системы. экономической информации. Также использовались интернет-ресурсы для
более детального изучения монополии на российском рынке.
Заключение:
Исходя из
рассмотренных вопросов курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
1. Монополия –
это исключительное право конкретной деятельности, которое принадлежит одному
лицу или государству. Сущность монополии определяется тремя моментами:
монополия возникает из господства в производстве, господствуя в производстве,
монополия господствует на рынке и благодаря монопольным ценам монополия
получает монопольно высокую прибыль. Существует достаточное количество форм и
видов монополий. Наиболее распространенными из них являются естественный,
государственный и открытый вид монополии.
Монополия
появляется по различным причинам. Однако на рынке выделяют монополии, которые
имеют в своей основе экономические корни, в свою очередь, порожденные самой
системой товарных и денежных отношений. Появление организаций-монополистов
обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупных
организаций над малыми фирмами.
2. Ключевая особенность
монополии отечественного рынка – это появление монополизма как наследницы
государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая
экономика – это единая народная система, в которой каждая организация не вполне
автономна, а является составной частью общегосударственной структуры. Если в
странах с рыночной экономикой монополия проходила методом организационного
объединения первоначально независимых организаций, то социалистическая
монополия основывалась на сознательном формировании только одного
производителя. При этом монополия в социалистической экономике была
распространена значительно шире, чем в рыночной экономике.
3.
Антимонопольная политика – это неотъемлемая часть социальной и экономической
сферы государства, синхронизирующая с другим государственным регулированием.
Задача ФАС России – это антимонопольное регулирование, а также развитие
полноценной антимонопольной политики по поддержке конкуренции и иных
направлений.
Федеральная
антимонопольная служба – это уполномоченный орган исполнительной власти,
который осуществляет контроль над соблюдением предписаний, ведение реестра
недобросовестных поставщиков, исследование товарных рынков и т.д. России
необходима демонополизация, т.е. радикальное снижение количества секторов экономики,
где существует монополия. Основная проблема и трудность в данном процессе – это
специфика унаследованного от социалистических времен монополизма: отечественные
монополисты в больше степени не отходят от старых принципов монополии методом
разукрупнения.
4. Роль
государства важна в проведении общей экономической политики, т.к.
реструктуризация субъектов естественных монополий не рассматривается в отрыве
от промышленной политики государства, энергетической стратегии и
общеэкономической программы развития на ближайшую перспективу. Реформирование
монополий необходимо осуществлять путем косвенной приватизации, роста
эффективности управления государственными акционерными организациями. Крупные
инфраструктурные объекты монополий целесообразно оставить в долевой или
государственной форме собственности.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы
монополии
1.1 Суть монополии
Согласно
современному экономическому словарю Райзберга Б.А.: «Монополия – это
исключительное право на осуществление определенного вида деятельности
(производство, промысел, использование конкретных объектов, продуктов), которое
предоставляется лишь конкретному лицу или группе лиц, а также государству. В
некоторых случаях монопольное право не предоставляется, а появляется
естественным образом или устанавливаются экономическими субъектами методом
занятия лидирующего положения на рынке товаров и услуг. Различают три вида
монополии: закрытая, защищенная от конкуренции при помощи юридических запретов
и ограничений; естественная, которая необходима, поскольку без нее не
достигается эффективного применения ресурсов и открытая монополия, при которой
одна организация в силу стечения обстоятельств становится единственным
производителем и поставщиком продукции.
Монополия –
это крупные организации, корпорации и компании, которые объединяют несколько
фирм и достигают благодаря данному фактору монопольного положения на рынке
конкретных товаров и услуг» [14, C. 347].
Суть монополии
– это ситуация наличия одного продавца на определенном рынке товаров или услуг.
В силу каких-либо причин продавец обладает исключительным правом продажи
продукции на рынке.
Наличие
данного права дает возможность продавцу диктовать собственные условия на рынке,
в основном, в сфере ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости,
поскольку товар находится у одного продавца, который задает предложение данного
товара.
Установление
максимальной цены ввиду монопольного положения продавца на рынке означает, что
данный продавец получает монопольную прибыль как разницу между стоимостью
товара и монополь высокой ценой. Возможность получения данной прибыли побуждает
крупные организации устанавливать свое монопольное положение на рынке, которое
дает право на исключительную продажу товара. Такое право – это результат
экономической или политической власти.
Политическую
власть имеет государство, устанавливая монополию, к примеру, на продажу табака,
вина, а также за счет высоких цен, тем самым, пополняя государственную казну.
Экономическая
власть находит свое отражение в увеличении размеров капитала и сосредоточения
производства определенного товара в чьих-то руках. Данное сосредоточение –
результат централизации и концентрации производства в определенных отраслях,
победы над конкурентами.
Ключевой
признак монополии – это занятие монопольного положения. Последнее определяют
доминирующим положением предпринимателя, дающее ему возможность самостоятельно
или с иными предпринимателями ограничить конкуренцию на рынке конкретного
товара.
Монопольное
положение – желанное место для каждого предпринимателя или организации,
поскольку оно позволяет избежать многих рисков и проблем, связанных с
коррупцией: занятие лидирующей позиции на рынке, воздействие на иных участников
рынка и навязывание им своих условий.
Рынок, на
котором господствует монополия – это полная противоположность конкурентному
рынку, где существует множество конкурентов, которые предлагают для продажи
стандартизированные товары.
Тем самым,
можно сказать, что монополия – это исключительное право конкретной
деятельности, которое принадлежит одному лицу или государству. Сущность
монополии определяется тремя моментами:
— монополия возникает из господства в
производстве, господствуя в производстве;
— монополия
господствует на рынке и благодаря монопольным ценам
-монополия получает монопольно высокую прибыль
[22].