Курсовая с практикой на тему 2. Гобелен в эпоху романтизма. Уильям Моррис.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Шпалеры в эпоху романтизма:
тенденции к упрощению.. 5
2. У. Моррис: попытка возрождения ручного труда. 14
3. Мануфактура Уильяма Морриса. 21
Заключение. 28
Список
литературы.. 30
Введение:
Актуальность темы исследования.
Эпоха романтизма формировалась как реакция на эстетику классицизма. Новыми
критериями в искусстве стали свобода самовыражения, естественность, искренность
и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам прошлого.
Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный,
безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили
эмоциональность выражения, вдохновение. Эта тенденция перекладывалась и на
шпалерное ткачество, которое также имело свои тенденции развития.
Развитие
машинного производства в XIX веке, а также изменения моды и вкусов заказчиков
привели к упадку шпалерных мануфактур. Одним из тех, кто сделал первую попытку
возродить искусство классического средневекового ткачества, являлся У. Моррис.
Он самостоятельно освоил ремесло ткача, работая дома по несколько часов в день
на станке в своей спальне.
В
1881 году у. Моррис открыл шпалерную мастерскую, работающую по средневековым
технологиям: на жаккардовом станке. Примечательно, что У. Моррис предвосхитил
реформу шпалерного ткачества XX века, что делает его феномен уникальным.
Тенденция
к декоративности, к природности и естественности присутствовала в шпалерах
периода романтизма, что, собственно, соответствовало духу времени. В данной
работе ставится проблема анализа шпалер У. Морриса, представителя романтизма и,
вместе с тем, сторонника ручного производства шпалер.
Объект исследования:
шпалеры в период романтизма.
Предмет исследования:
шпалеры У. Морриса.
Цель
исследования: проанализировать тенденции шпалерного ткачества У. Морриса.
Исходя
их поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—
рассмотреть шпалеры в эпоху романтизма с точки зрения тенденции к упрощению;
—
изучить деятельность У. Морриса как попытку перехода к ручному труду;
—
проанализировать работу мануфактуры У. Морриса.
Теоретическая основа исследования.
В работе использованы труды Ш. Бодлера, А.В. Матюхиной, Э. Хобсбоум, Р. Мутер,
В.Н. Прокофьева и других исследователей.[1]
Структура исследования
состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. [1] Бодлер Ш. Об
искусстве / пер. с франц. Н. Столяровой и Л. Лип-ман; предисл. В. Левика;
послесл. В. Мильчиной. – М.: Искусство, 1986. – 174 с.; Матюхина А.В. Традиции
средневекового шпалерного ткачества и проблема возрождения искусства шпалеры в
XIX веке. Уильям Моррис : Дис. … канд. искусствоведения : 17.00.09. – СПб.,
2006. – 163 с.; Хобсбоум Э. Век революций. Европа 1789-1848 гг. –
Ростов-на-Дону, 1999. – 451 с.; Мутер Р. История живописи в XIX веке. – СПб.,
1899. – 173 с.; Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. – М.,
1986. – 216 с.
Заключение:
Эстетическая система У.
Морриса раскрывает составляющие только ему свойственного представления о Средневековье,
понимание которого чрезвычайно важно, учитывая тот факт, что свои эстетические положения
У. Моррис старался претворять в жизнь. \Одним из наиболее показательных примеров
является его деятельность в области шпалерного ткачества.
Из приведенных материалов
следует, что акцент У. Морриса на Средневековье обуславливается мыслью о расцвете
ремесла в средние века и сильном упадке последнего.
Упрощение сюжетов,
упрощение композиционных построений и менее детализированная проработка в
картонах художников и, соответственно, шпалерах – это тенденция времени
романтизма. При этом ткачи, изготавливая шпалеры, уже не привносили в
композиции свое видение, а выполняли точные копии художников. Основным при этом
являлся чувственный компонент, превалировало восприятие.
Компания У. Морриса «Morris
& Co» стала одной из самых популярных компаний, предлагающих населению красивые
и качественные предметы интерьера. Работа на жаккардовом станке для У. Морриса
– это возврат подлинной технологии. При этом важно обратить внимание на
следующий момент: когда мы говорим об упрощении сюжета, мы подразумеваем, что
изображение выполнено в декоративной стилистике, оно плоскостное и несколько
абстрактное.
Примечательным является
то, что шпалеры У. Морриса являются существенным переходом к декоративности.
В том числе упрощалась
сюжетная составляющая: изображался образ, который можно было весьма по-разному
трактовать, но зачастую отсутствовал именно сюжет, действие.
Если он и был, как,
например, в шпалере «Поклонение волхвов», то он также упрощался и по количеству
фигур, и по их взаимодействию в заданном пространстве. Более простым
становилось убранство, оформление работы.
Таким образом, необходимо
обратит внимание на то, что У. Моррис являлся тем, кто возрождал шпалерное
искусство средневековья, при этом отмечая тенденцию массовости машинного
производства.
Задачи работы решены.
Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
1. ШПАЛЕРЫ В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА: ТЕНДЕНЦИИ К УПРОЩЕНИЮ Начало романтической эпохи
принято в истории и искусствоведении связывать с кризисом, причиной которому являются
событиями Великой французской революции, отразившиеся на развитии европейского общества.
Причем революция существенно ускорила распространение романтических настроений в
духовной жизни европейского общества. Первостепенно в романтизме рассматривали преимущественно
литературные произведения, после чего он стал распространяться на всю художественную
культуру и искусство.
«Романтизм – это… общекультурное
движение, культурно – исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления
– от философии и политической экономии – до моды на прически и костюмы. Но всех
их объединяет одно – конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего
идеала».[1]
Однако, более понятное и точное
определение романтизма принадлежит французскому поэту Ш. Бодлеру, который заключил
о том, что романтизм – не стиль, а эмоциональное состояние.[2]
Поскольку романтическое движение
проявилось в разных областях культуры, его представителей объединяла одна важнейшая
черта – неприятие повседневности. Вероятно, можно уточнить это следующим образом:
в романтизме просматривается отказ от всех утвержденных авторитетов и стремление
к крайним формам выражения чувств. В сути этого течения просматривалась опора на
чувства, противопоставляемые рассудку. То есть, непосредственно чувства рассматривались
романтиками в качестве движущей силы познания. [1] Культурология /
Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 269 [2] Бодлер Ш. Об
искусстве / пер. с франц. Н. Столяровой и Л. Лип-ман; предисл. В. Левика;
послесл. В. Мильчиной. – М.: Искусство, 1986. – С. 56.