Курсовая с практикой на тему 1я работа: Влияние акцентуации характера на формирование самооценку подростка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основания исследования акцентуаций характера и самооценки подростков 7
1.1 Возрастные особенности подростков 7 – 8 классов 7
1.2 Формирование самооценки 12
1.3 Особенности акцентуаций характера и их роль в формировании личности подростка 18
Глава 2. Эмпирическое исследование акцентуации характера и 24
самооценки 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты исследования 27
2.3 Анализ результатов 31
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Сбалансированный характер у подростков встречается крайне редко. У большинства молодых людей индивидуальные черты характера чрезмерно усиливаются (психологи говорят о особенно усиленных чертах, акцентуациях), в некоторых случаях избирательная уязвимость и невероятная гибкость в других. Другими словами, для человека с определенным акцентом характера психологически сложно переносить определенные ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости [4]..
Актуальность темы. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нейропсихиатрическим стрессом. Урбанизация, ускорение темпа жизни, перегрузка информации, повышение напряжения способствуют возникновению и развитию пограничных форм нейропсихиатрической патологии, которые часто выявляют проблемы психогигиологии и психопрофилактики в ряде важных задач в поддержании психического здоровья человека. Решение этих проблем обусловлено, прежде всего, необходимостью ранней диагностики субклинических проявлений таких состояний, в частности невротизацией, психопатизацией и предрасположенностью к ним. Немаловажную роль также играет диагностика акцентов характера, которые могут перейти в патологическое состояние под воздействием психотравматических факторов [22]..
Объект исследования самооценка подростка.
Предмет исследования влияние акцентуации характера на формирование самооценки.
Методологической основой исследования служили:
— положение Л.И. Божович, Л.В. Бороздиной, А.В. Захаровой, А.И. Липкиной, И.И. Чесноковой о том, что самооценка — это эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности;
— положение А.Е. Личко, Н.Я. Иванова, которые под акцентуацией характера понимают «крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [14].
Цель исследования — на эмпирическом уровне изучить проблему самооценки подростков в контексте акцентуаций характера и самоотношения личности.
Задачи:
1. В ходе теоретического обзора научно-исследовательской литературы раскрыть сущность связи самооценки с феноменом акцентуации.
2. Изучить разработанность в литературных источниках вопроса акцентуации характера подростка.
3. Провести эмпирическое исследование влияния акцентуации на самооценку подростка.
4. Проинтерпретировать полученные данные.
Гипотеза: акцентуации характера, типичные для данного возраста связаны с самооценкой. Подростки с завышенной самооценкой отличаются акцентуациями по демонстративному, застревающему и гипертимному типу, в то время как эмотивные подростки характеризуются заниженной самооценкой.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение опыта ведущих специалистов педагогов, психологов. Для проведения исследования выбраны методики: изучение акцентуаций личности Г. Шмишека – К. Леонгарда (для подростков), «Самооценка» Л.Д. Столяренко, «Методика исследования самоотношения (МИС)» Р.С. Пантелеева).
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в психологической работе с подростками, направленной на профилактику и коррекцию негативных личностных проявлений в подростковом возрасте.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В исследовательской работе нами была рассмотрена проблема особенностей самооценки подростков с выраженными акцентуациям характера. В соответствии с целью, задачами исследования можно сделать следующие выводы.
Теоретический анализ источников показал, что самооценка рассматривается как комплекс оценочных характеристик человека и переживаний с ним связанных. Самооценка выражает уровень развития у индивида чувства самоценности, положительного самоотношения, самоуважения. Самооценка представляется как значимость, ценность, которая с точки зрения индивида определяет черты его личности, характеризует поведение и деятельность. Формирование самооценки происходит в процессе общения и взаимодействия человека в деятельности. Самооценка определяет психологическое самочувствие индивида. Очень высокая или очень низкая самооценка может спровоцировать внутренний конфликт личности.
Акцентуация характера представляет собой некую дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы.
Формирование основных характерологических типов и становление характера происходит в подростковом возрасте. Тогда же наиболее ярко проявляются варианты нормы (акцентуации характера), так как отсутствует жизненный опыт, предполагающий их сглаживание. Тип акцентуации и характер самооценки подростков тесно взаимосвязаны. Во многом это определяет формирование тех или иных качеств личности.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей самооценки у подростков в соотношении типа акцентуации характера.
В ходе исследования был сделан вывод, что среди исследуемых подростков преобладают возбудимый, экзальтированный и циклотимный типы выраженных акцентуаций характера, но у половины из них имеется скрытый циклотимный тип акцентуации, что является характерным для подросткового возраста Заниженный уровень самооценки выявлен у 47% испытуемых, адекватный уровень самооценки — у 30% испытуемых подростков, завышенный — у 23% испытуемых.
При соотношении типа акцентуации и уровня самооценки были сделаны следующие выводы:
Заниженная самооценка выявлена в 7% случаев у дистимного типа, в 16% случаев у возбудимого типа, в 10% случаев у застревающего типа, в 7% случаев у экзальтированного типа и в 10% случаев у тревожного типа.
Адекватность самооценки показали испытуемые гипертимного типа в 12% случаев, дистимного типа — в 3% случаев, циклотимного типа — в 10% случаев, демонстративного типа — в 3% случаев.
Завышенная самооценка выявлена у испытуемых эмотивного типа в 7% случаев, у тревожного типа — в 3% случаев, у педантичного типа — в 7% случаев, у демонстративного типа — в 5% случаев.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основания исследования акцентуаций характера и самооценки подростков
Характер человека – это то, что определяет его важные действия, а не случайные реакции на определенные стимулы или текущие условия. Действие человека с характером почти всегда сознательно и продуманно, по крайней мере, может быть объяснено и оправдано с позиции действующего человека. Говоря о характере, мы часто вкладываем в его идею способность вести себя последовательно, независимо от обстоятельств, демонстрируя нашу собственную волю и настойчивость, решимость и настойчивость. Нехарактерный человек в этом смысле – это человек, который не проявляет подобных качеств в деятельности или общении, зависит от течения, зависит от обстоятельств и управляется ими [17]..
1.1 Возрастные особенности подростков 7 – 8 классов
Период полового созревания человека длится от 10 до 15 лет. Этот возрастной период относится к ученикам 7 – 8 классов (старшего подросткового возраста). В этот период молодые люди переживают самый сложный кризис, важнейший из всех [11]..
Серьезные физические изменения происходят в старшем подростковом возрасте. У подростков повышается внимание к их внешнему виду. Подростки сравнивают себя со сверстниками и находят недостатки в своей внешности. Это вызывает у них беспокойство, неуверенность в себе и противоречивые реакции на внешние слова. Подростки очень эмоционально реагируют на оценку своей внешности (одобрение, восхищение или отвращение, насмешка). Многие кризисы в этот период связаны с неадекватным или жестоким обращением со взрослыми. Таким образом, физические изменения влияют на самооценку и значимость. Для подростка они могут вызывать беспокойство, агрессивное поведение, расстройство поведения, девиантное поведение и приводить к острым конфликтным ситуациям [15]..
Главной особенностью старших подростков является открытие «Я», осознание собственной личности. На этом этапе взросления в жизни у подростков возникают цели, новые ценности. Молодые люди начинают думать о выборе профессии и дальнейшем образовании [21]..
Березин С. В., Лисецкий К. С. выделяют следующие тенденции социального развития личности в старшем подростковом возрасте:
1. Развитие умственных и эмоциональных функций приводит к тому, что молодые люди отвергают ценности, отношения и способы действий взрослых. Это часто приводит к конфликту с родителями.
2. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени заменяет родителей.
3. Повышение авторитета сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями и проблемам в отношениях подростков с родителями.
4. Несмотря на снижение влияния семьи в растущий период, это все еще важно для подростка группы.
Развитие личности подростка происходит через межличностные отношения; особенно для них самое главное — это сфера общения со сверстниками [5].. Наиболее важное для подростка:
• умение познакомиться с понравившимся человеком;
• свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
• ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
• подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
• подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
• «героем» подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
• подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
• группе подростков свойственно возникновение кодексов;
• подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем, в нелицеприятной форме [29]..