Психология подростка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему 1. Социально-психологическое пространство личности у подростков с разным уровнем удовлетворенностью жизнью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Проблема подросткового возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.1 Особенности психического развития ребенка подросткового возраста 5
1.2 Кризис подросткового периода 14
1.3 Социально-психологические особенности удовлетворённости 23
Глава 2. Экспериментальное исследование (тест на удовлетворённость жизнью) 30
2.1 Анализ проведенных тестов и выводы 30
2.2 Анализ результатов исследования содержания субъективного благополучия подростков 34
Заключение 45
Список литературы 48

  

Введение:

 

Актуальность темы. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в плане воспитания. Главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Все, что касается развития, качественно перестраивается, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразований «определяет основные особенности формирования личности ребенка подросткового возраста», а соответственно и специфику работы с ними.
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, традиций по воспитанию детей, переходный период может иметь разный смысл. Сейчас, в условиях нашей страны, этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы. Здесь наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией» наблюдается в средних классах. Э.Шпрангер, например, выделяет три основные противоречия подросткового возраста, С. Холл — двенадцать, Выготский пишет о том, что их можно было бы насчитать еще намного больше. Возможно, это и не предел. Но все сходятся на том, что основное противоречие в том, что с одной стороны — это возраст социализации, врастание в мир человеческой культуры и общественных ценностей, а с другой — возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я». На полюсах этого противоречия, как на качелях, раскачиваются все подростки, но у каждого из них эти полюса выражены по-разному. Более того, в разное время само общество по-разному раскачивало эту качалку, поднимая вверх то ценность индивидуальности, то ценность коллективной жизни. И подростки, возможно, чувствительные к этим колебаниям, что резонируют с критическим периодом в их психическом развитии, когда разрушается стихийное, привычное, детское отношение к миру и начинает формироваться новое, взрослое.
В научной литературе есть много работ, посвященных проблемам подросткового возраста. Выготский в своей книге «Педология подростка» выделял несколько критических, поворотных пунктов психического развития (кризиса одного, трех, семи и тринадцати лет), считая, что «кризиса — необходимые этапы развития, которые, если бы не были открыты эмпирическим образом, следует было бы вывести теоретически. Более того — чем ярче, острее, энергичнее проходит кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности» [4, с. 115].
Литература 60-70-х годов XX в. отражает озабоченность педагогической общественности «проблемой шестых классов» и попытки психологов эту проблему объяснить. Проблема шестых классов является центральной и в книге А. Краковского «О подростках». Автор обращает внимание на то, что в период обучения в шестом классе ученики стали шесть раз упрямее, чем в пятом, в десять раз выросло количество случаев противопоставление себя учителям, в девять раз чаще наблюдалось хвастовства недостатками и в сорок два раза больше стало недостаточно мотивированных поступков [10, с. 27].
Сегодня в психологической литературе мы наблюдаем, что главной проблемой стали старшие подростки — учащиеся 8-9 классов. Именно здесь мы чаще всего встречаемся с жалобами взрослых на свою профессиональную и личную беспомощность, на не владение ситуацией. На это указывают в своих работах А. Бодалев, Д. Фельдштейн.
Исходя из актуальности проблемы, мы выбрали тему курсовой работы: «Психологические особенности подростков».
Объект исследования — личностное становление ребенка подросткового возраста.
Предмет исследования — психологические особенности общения, самооценки и поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования — определить психологические особенности развития, общения, самооценки и поведения детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1) выявить особенности психологического развития подростков;
2) охарактеризовать кризис подросткового возраста;
3) исследовать особенности общения и поведения подростков;
4) проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация, тестирование, умозаключения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Работа содержит список использованных источников состоит из 30 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенной работы нами было достигнуто поставленной цели, а именно определены психологические особенности развития, общения, самооценки и поведения детей подросткового возраста.
Цели исследования достигнута благодаря решению поставленных задач, в результате чего нами:
1) выявлены особенности психологического развития подростков;
2) охарактеризован кризис подросткового возраста;
3) исследованы особенности общения и поведения подростков;
4) Проанализированы результаты исследования.
На основе теоретического анализа психологических особенностей развития общения, самооценки и поведения детей подросткового возраста были сформулированы выводы.
Подростковый возраст (пубертат) — один из самых сложных и ответственных периодов становления и развития психики человека. Это возраст пытливого ума, страстного стремления к познанию мира, поиска своего предназначения в нем, бурной активности, инициативности, потребности в кипучей деятельности и творчества. Он характеризуется многими противоречиями, различными физиологическими и психологическими изменениями, кризисами и т.д., обусловленными преимущественно несоответствием между ускоренным биологическим (физиологическим) созреванием и относительным отставанием психологического и социального развития.
«Чувство взрослости», которое приходит на смену «чувству детскости» (что в молодом возрасте создавало атмосферу защищенности, комфорта), приводит основное противоречие подросткового возраста. Желание молодых людей как можно скорее повзрослеть порождает ряд различных проблем, но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно их решать.
Если качественные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны, прежде всего, с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка главную роль играет система социальных взаимоотношений с миром.
Вопросы развития ребенка в подростковом возрасте нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных педагогов, психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.А. Сухомлинского, С. Холла, Ш. Бюлера, К. Левина и других.
В ходе выполнения работы мы определили психологические особенности развития, общения и поведения детей подросткового возраста и выяснили такие виды деятельности, имеющие особое значение именно в подростковом возрасте:
1) общение со сверстниками;
2) общение с взрослыми и младшими;
3) учебная деятельность;
4) профессиональная деятельность;
5) увлечения, спорт;
6) художественное творчество;
7) самореализация в испытании собственных сил;
8) поиск смысла жизни и своего места в обществе;
9) познания мира взрослых людей.
Если подросток удовлетворяет потребность в указанных видах деятельности, у него формируются различные жизненные навыки, необходимые для его адаптации в обществе, развития гармоничной личности:
1) приобретение новых навыков общения на формальном (деловом) и личностном уровнях. Подросток учится различным способам общения со сверстниками, взрослыми, моложе, различает деловые и личностные отношения и правила поведения;
2) осознание подростком собственной индивидуальности, понимание разнообразия внутреннего мира других людей. Он учитывает и уважает индивидуальность и неповторимость других личностей, открывает внутренний мир людей и свой собственный;
3) формирование различных уровней самооценки, самоконтроля, развитие критического отношения к себе и к окружающим;
4) возникновение фактора «само» (самостоятельность в принятии решений, самоконтроль и поведения, самоуважение, осознание и т.д.). Если в подростковом возрасте фактор «само» не формируется, тормозится нормальное психическое развитие личности, у подростка не производятся навыки самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, он тяжело адаптируется среди сверстников;
5) испытания себя в различных видах деятельности, период проб и ошибок, познания и оценки собственных способностей, приобретение умений, поиск «своей» деятельности.
Поиск собственного места в коллективе, завоевания авторитета среди сверстников и взрослых, социально-психологическая адаптация к окружающей среде, познания прекрасного, понимание искусства, духовное развитие и самосовершенствование.
На основе проанализированной литературы по выбранной теме мы разработали советы для родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, поскольку развитие личности в подростковом возрасте в значительной степени зависит от семейно-родственных отношений, в частности от стиля родительского воспитания.
Итак, подростковый возраст это один из самых и самых важных моментов в жизни человека. Именно от особенностей развития личности в данном возрастном периоде зависит дальнейшее становление личности, становление ее взаимоотношений с окружающими, выбор будущей профессии, а отсюда и счастья во взрослой жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Проблема подросткового возраста в психолого-педагогической литературе
1.1 Особенности психического развития ребенка подросткового возраста
При современном быстрого развития науки и техники наши знания об особенностях психического развития человека, в том числе ребенка, все еще недостаточны.
Подростковый возраст занимает особое место в возрастной периодизации детства, потому что в пяти из Одиннадцатый классов средней школы учителя имеют дело с подростками.
В психологии выделяют шесть основных периодов психического развития в онтогенезе: возраст младенца, раннее детство, дошкольный, младший школьный, подростковый и старший школьный возраст.
Каждый период характеризуется своими физическими и социально-психологическими особенностями. В развитии личности человека эти периоды не изолированы друг, от друга. Достижения предыдущего периода на следующем этапе интегрируются и перестраиваются в качественно новые, познавательные, эмоционально-волевые, характерологические особенности.
Подростковый возраст, или отрочество — это период жизни ребенка между 10-15 годами. Подросток — это ученик 5-9 классов средней школы. Этот этап — один из самых важных в развитии человека и подготовки его к жизни. Еще В.А. Сухомлинский считал, что большинство острых, тяжелых проблем, которые всегда волнуют воспитателя, связанные с воспитанием подростков [19, с. 134].
Д.Б. Эльконин характеризует подростковый период так:
1) основной для этого периода становится общественно полезная деятельность;
2) появляется стремление к взрослости и самостоятельности; критическое отношение к окружающим; самоопределения; умение подчинять свои интересы нормам коллективной жизни;
3) деятельность (учебная, организационная, трудовая, познавательная) направлена на систему отношений других к ней.
«Возрастная градация подросткового возраста в исследованиях различных авторов варьируется. По Д.Б. Эльконина подростковый возраст охватывает период с 11 до 14 лет. В учебном пособии «Возрастная и педагогическая психология» под редакцией профессора А.В. Петровского границы подросткового периода устанавливаются между 11-12 и 14-15 годами [2, с. 158]. В схеме возрастной периодизации онтогенеза подростковый возраст был определен как 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек. К этому времени возрастная терминология также никогда не была однозначной. Так, в толковом словаре В. Даля «подросток — это дитя на подрасти — 14-15 лет». Л. Толстой границу между подростковым возрастом и юношеством определяет в 15 лет. А герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» было 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и «дитя», и «подросток», и «юноша» [1, с. 28].
В зарубежной психологии границы подросткового и юношеского периодов очень условны. Так, американский психолог С. Холл период от 8 до 12 лет называет предподросткового, а период от 12-13 лет до 22-25 лет — юношеством. Известный американский психолог А. Гезеля определил период от 11 до 21 года как переход от детства к взрослости. Особенно важны, по А. Гезеля, первые пять лет (от 11 до 16). В 11 лет начинается перестройка организма: ребенок становится импульсивным, появляются негативизм, частые смены настроения, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка в семье и усиливается влияние сверстников. Доминирующие черты этого возраста: остроумие, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает уделять больше внимания внешности и интересуется противоположным полом. Главным свойством 13-летнего подростка является внимание к себе, интровертированность, самокритичность, возникает интерес к психологии, критическое отношение к родителям, характерны частые изменения настроения. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится экспансивным, энергичным, общительным, уверенным в себе, растет интерес к людям, он очарован словом «личность», любит обдумывать и сравнивать себя с другими, активно идентифицирует себя с героями кино и литературы, ищет в них собственные черты. Суть 15-летие, как отмечал А. Гезеля, невозможно описать единой формуле, так быстро растут индивидуальные различия. Новообразованием этого возраста является рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и в школе напряженными, попытки освободиться от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все это повышает уязвимость и чувствительность ребенка к воздействиям внешней среды. В 16 лет снова наступает равновесие: смущение меняется жизнерадостностью, в значительной степени возрастает внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее [2, с. 6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы