Психология обучения и воспитания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему 1. Неуспевающие школьники: причины и пути коррекции.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3 1.Теоретические основы неуспеваемости школьников ……………………………….. 6

1.1. Понятие и сущность школьной неуспеваемости ……………………………………. 6

1.2. Классификация неуспевающих школьников ……………………………………….. 11

1.3. Факторы и причины неуспеваемости школьников ……………………………….. 15

2. Эмпирическое изучение причин неуспеваемости младших школьников 2-го «г» класса МБОУ МО г. Нягань СОШ № 5 ………………………………………………….. 24
2. 1. Описание проведения эксперимента……………………………………………………… 24
2.2. Результаты исследования и их интерпретация …………………………………….. 29

2.3. Пути коррекции и профилактики школьной неуспеваемости ………………… 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………… 53 ПРИЛОЖЕНИЯ………..…………………………………………………………….56

  

Введение:

 

Школьная неуспеваемость считается самой главной центральной проблемой, с которой сталкивается педагогика и педагогическая психология. И по сей день самым «больным» местом любого общеобразовательного учреждения остается низкий уровень успеваемости среди учащихся. Причин тому множество и это не только несовершенные методы обучения виноваты, но и возрастные особенности, психологическая готовность детей к обучению в школе. На сегодняшний день данная проблема аще больше актуализировалась в связи с тем, что современные школьники имеют неправильно сформированное восприятие к образовательному процессу, не понимая общественной значимости, а самое главное у них нет стремления к успешности на уровне учебного процесса.
Актуальна проблематика выяснения причинно-следственной связи и факториальности в процессах неуспеваемости обучающихся. Возникновение затруднений связано с многообразием причин, сложности возникающее при их идентификации, как следствие педагогический анализ осуществить практически невозможно в том или ином конкретном случае. Что и обусловило актуальность данной темы.
Проблемой неуспеваемости занималось огромное количество исследователей, посвятив этому значительную часть своих трудов, причем ищут ответы, на этот вопрос, начиная с XVII в. и по сегодняшний день. Веками длится процесс изучения факторов, которые вызывают неуспеваемость, причем на международном уровне. Но прошло уже столько времени, а ответы так и не найдены, поскольку приходит новый век, новое поколение и новые веяния в образовательной системе и в общественной жизни и эту проблему пересматривают заново, поскольку открываются новые аспекты для ее детального и более подробного изучения.
Проанализировав литературные источники, была заметна тенденция изучения данной проблематики многочисленными исследователями. Многими педагогическими классиками был применен разносторонний подход к анализу причинных компонентов влияющих на неуспеваемость учащихся, а также были предложения различных путей решения проблемы, как в преодолении, так и в предупреждении.
Среди отечественных ученых и педагогов, которые изучали отдельные аспекты проблем связанных с предупреждением и преодолением неуспеваемости учащихся можно выделить следующих — Ю. К. Бабанского, М.А. Данилова, А.М. Гельмонта, В.П. Есипова, Л.В. Занкова, Ф.Ф. Королева, С.М. Риверса, М.Н. Скаткина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а также психологов — Б. Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, В.И. Зыкова, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, Н.А. Менчинскую, Н.И. Мурачковского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Славина, А.А. Смирнова, В.С. Цетлина, дефектологов – Т.А. Власова, B.И. Лубовского, М.С. Певзнера, зарубежных исследователей – Я.А. Коменского, А.Дистервега, P. Barney, J. Bruner, I. Illich, J. Konopnicki, C. Kupisiewioz, H. Lowe, G. Stohr, G. Witzlack и других.
Выдающимися отечественными психологами также было проведено множество работ в области выяснения факторов влияющих на неуспеваемость учащихся. Наибольший всесторонний и фундаментальный вклад на уровне психологии в решение данного вопроса внесли: Г. А. Антонова, В. И. Зыкова, Н. А. Менчинская, Н. И. Мурачковский, А. М. Орлова, Л. С. Славина, П. П. Блонский, Т. Л. Мусеридзе и другие ученые.
Причинам неуспеваемости школьников посвящены труды современных ученых и исследователей, таких как: Ю. П. Вавилов, В. Ф. Калошин, Л. И. Максименкова, О. А. Непрокина, А. А. Солодовникова, А. В. Тончева. Проблеме преодоления неуспеваемости школьников принадлежат работы: Н. Г. Акушевой, Е. А. Афониной, А. В. Корпенко, Н. П. Локаловой, Е. Н. Осиповой. Проблеме формирования учебной мотивации у школьников посвящены труды Р. В. Туртуловой и О. В. Лаврику.
Цель курсовой работы – определить причины неуспеваемости в обучении школьников, а также выявить пути коррекции школьной неуспеваемости для повышения эффективности обучения.
Задачи курсовой работы:
— Раскрыть понятие школьной неуспеваемости;
— Привести классификацию неуспевающих школьников;
— Определить факторы и причины неуспеваемости школьников;
— Исследовать и проанализировать причины неуспеваемости школьников 2 «г» класса МБОУ МО г. Нягань СОШ № 5;
— Дать рекомендации по коррекции и профилактике школьной неуспеваемости.
Методы:
— Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— Беседа с педагогом 2 «г» класса МБОУ МО г. Нягань СОШ № 5 с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности;
— Наблюдение за учебной деятельностью младших школьников 2 «г» класса;
— Методика «Заучивание 10 слов»;
— Методика «Исключение лишнего»;
— Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона);
— Методика «Графический диктант».
Объект – школьники 2 «г» класса МБОУ МО г. Нягань СОШ № 5.
Предмет – причины школьной неуспеваемости.
Гипотеза – учитель может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у школьников в учебной деятельности, зная конкретные причины этих трудностей, строя развивающие работы на этой основе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одна из актуальнейших проблем современной школы – проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости.
Для исследования состояния разработанности проблемы неуспеваемости школьников был проведен анализ существующих в психолого-педагогической литературе дефиниций понятия «неуспеваемость». Наиболее удачливым мы назовем определение В. С. Цетлина: «несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года»
Был сделан вывод, что по своей сущности неуспеваемость школьников – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Были определены типы и виды неуспеваемости школьников, также составлена психологическая характеристика неуспевающих школьников.
Проанализировав различные классификации неуспевающих школьников, мы выделили основные категории, такие как:
— дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
— дети с временной задержкой психического развития;
— педагогически запущенные дети;
— дети с ослабленным слухом и зрением;
— дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
На сегодняшний день ученые выделяют несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:
• Физиологический фактор;
• физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, нарушения двигательных функций центральной нервной системы и др.
• Психологический фактор;
• психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность восприятия информации, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узкий кругозор и др.
• Социологический фактор.
• педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы и др.
• социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка и др.
Все приведенные факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её.
Было организовано исследование на базе МБОУ МО г. Нягань СОШ № 5, из 23 учащихся 2-го «г» класса.
Была проведена беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности. Также проводилось наблюдение младших школьников 2-ого «г» класса на уроках математики и русского языка для выявления психологических причин обозначенных учителем трудностей.
В ходе беседы с учителем и на основе наблюдения за школьниками 2-ого «г» класса МБОУ МО г. Нягань СОШ № 5 мы выявили ряд трудностей в их обучении и определили возможные причины этих трудностей. Полученные данные были приведены в Приложении 1.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы неуспеваемости школьников
1.1. Понятие и сущность школьной неуспеваемости
Неуспеваемость как проблема давно была и есть первой неразрешенной как в теоретическом, так и практическом плане.
Поскольку у проблемы неуспеваемости школьников очень много сложностей и аспектов, то для того чтобы ее всесторонне рассмотреть необходимо применение целостного синтетического подхода, способного к интеграции знаний полученных в разных областях психологии — общая психология, возрастная и педагогическая психология, психодиагностика.
Для изучения состояния того насколько разработана проблема неуспеваемости учащихся было необходимо проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу и дефиниции понятия «неуспеваемость».
В.С. Цетлин давал следующее определение неуспеваемости: «подготовка обучающихся не соответствует образовательному стандарту, который обуславливает фиксируемые в том или ином фиксированном промежутке образовательного процесса — наличие цепочки уроков на которых изучается тот или иной вопрос либо радел курса, учебная четверть, полугодие, год» [7, C. 39].
Давая определение понятию неуспеваемости, мы также должны согласиться с B.C. Цетлиным, особенно в том, что данное понятие не может быть догмой, поскольку школа постоянно подвержена изменениям, изменяются цели и содержание процесса.
Согласно определению П. И. Пидкасистого, неуспеваемость — это наличие систематического отставания учащихся при усвоении образовательного содержания относительно предусмотренными в рамках учебной программы и образовательных стандартов, вследствие чего о полноценном обучении нельзя будет говорить, поскольку таковое исключается [8, C. 28].
Причем стоит отметить, что между неуспеваемостью и неудовлетворительной оценкой нельзя ставить знак равенства. Поскольку явление неуспеваемости имеет более широкий формат, связанный с наличием существенных недостатков в общей культуре и воспитании каждого человека.
Как считал Ю. К. Бабанский между неуспеваемостью и движущей силой образовательного процесса имеется связь, в частности на уровне противоречий. Как он считал, что возникновению неуспеваемости способствует развитие противоречивого единства того что может учащийся и то что от него хотят видеть окружающие [4]. Ю. К. Бабанского поддерживает А. В. Тончева, давая определение неуспеваемости как процесса нарушения взаимоотношений внутри участников и образовательного процесса (ученики и учителя) на фоне внешних условий [20, C. 100].
Несмотря на то, что задач при раскрытии концепции неуспеваемости в литературных источниках практически нет, но многие работы раскрывают подход к ее разрешению. Среди таковых подходов можно выделить процесс анализа факторов, которые являются порождением неуспеваемости. По мнению И. С. Самохина движущие силы образовательного процесса связаны с неуспеваемостью, т.е. это наличие противоречий. Поэтому исходя из такой концепции, в том случае, когда наличие противоречивого единства и возможности ученика, а главное то, что от него требуют на данный момент находятся в состоянии диссонанса, а значит, формируется неуспеваемость [18, C. 857]. Сходная идея предложена Блонским П. П., который определил неуспеваемость в виде нарушения взаимоотношений учеников друг с другом с педагогами. а также противостояние внешним факторам [7, C. 42].
Хотя наличие данных исследований никоим образом не являются завершенными или достаточными в данном вопросе, поскольку они выясняли только внешние связи, но о внутренних факторах речи не идет.
При анализе различных трактовок термина «неуспеваемость учащихся» можно подвести итог, согласно которому практически все исследователи и практики акцентируют свое внимание только на преодолении уже имеющейся по факту неуспеваемости. По словам В. А. Сухомлинского: «Не бывает отстающих учащихся, а бывают учащиеся, которые не смогли овладеть всеми знаниями, которые уже имеются у их одноклассников, и если они будут прилежно учиться и трудиться, их успеваемость повысится. Тогда как при несвоевременном устранении отставания через определенный промежуток времени ребенок переходит в разряд неуспевающих: поскольку имеется много пробелов в образовании, поэтому новыми знаниями он овладеть в определенной сфере он не сможет» [15, C. 52].
Резюмируя вышесказанное, концептуальность неуспеваемости обучающихся заключена в несоответствии уровня подготовки обучающихся и обязательных школьных требований для усвоения знаний, развития научения, умений, а также формируя опыт творческих процессов и воспитанность познавательного отношения.
По нашему мнению состояние неуспеваемости бывает краткосрочное и долгосрочное, иными словами временное и преодолеваемое обучающимися. Также чтобы дать определение понятию необходимо учесть, что в основе лежит также понятие «усвоения», т.е. такого процесса и результата в учебно-познавательном действии протекающее согласно определенным психическим составляющим (фазы, звенья): фаза восприятия, понимания, осмысления, запоминания, применения.
Данный процесс невозможно осуществить, если обучающийся не имеет должного уровня «внимания». Поэтому очень важно учесть такие факторы как психические феномены, а также наличие целенаправленной организации. Видимо неспроста известным педагогом Е. Н. Ильиным было отмечено что в ходе учебного процесса важно чтобы дети не тишину соблюдали, а были предельно внимательными в ходе всего процесса от начала и до конца. Диагностируя освоенность учебных материалов необходимо проводить выявление различных фаз процесса, усвоения, которая есть первопричина, в результате которой не осваивается материал, и ребенок не успевает [14, C. 116]. Посему как мы считаем, у понятия «неуспеваемости» можно найти тождественное равенство в виде личностного состояния, которое имеет кратковременную или долговременную неусвоенность либо недостаточная усвоенность учебных программ или их разделов согласно определённым учебным дисциплинам. Кроме того неуспеваемость подразумевает наличие неудовлетворительных оценок учеников по той или иной дисциплине (либо во всех предметах одновременно). Посему основной критерий определяющий неуспеваемость школьника это наличие неудовлетворительных оценок по окончании учебного года.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы