Курсовая с практикой на тему 1.Использование дидактических игр в развитии познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр 7
1.1. Психолого-педагогические подходы к развитию познавательных процессов у старших дошкольников 7
1.2. Значение дидактической игры в развитии познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Описание констатирующего этапа исследования 22
2.2. Организация и проведение дидактических игр в детском саду 29
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста 34
Выводы по 2 главе 38
Заключение 39
Список литературы 41
Введение:
Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов к гуманистической, личностно-ориентированной модели организации образовательного процесса. В то же время, практика показывает, что условия нормального развития ребенка нарушаются из-за отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости каждой личности ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития. В настоящее время в дошкольном образовании недостаточное внимание уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития.
Содержание и динамика возрастного развития ребенка проектируются педагогическими программами в дошкольном образовании, определяются своеобразием и совершенствованием дидактических систем/технологий, собственными генетическими программами развития ребенка.
Актуальность познавательного развития дошкольников подчеркнута в ФГОС дошкольного образования.
В этой связи широкое распространение получила идея психолого-педагогического сопровождения познавательного развития детей, которая возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Короткий срок существования в системе образования данной модели деятельности педагогов-психологов и ее широкое распространение в различных учебных заведениях показывает интенсивное исследование специфики проблемы. Многие авторы признают обусловленность такой особенности, вызванной различиями в образовательных задачах, возможностях и выборе, других характеристиках конкретных образовательных сред: детские сады (Т.С. Чередникова, Т.И. Чиркова и др.), школы (И.А.Баева, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, T.JI. др.), средние и высшие профессиональные учебные заведения (Ж.О. Андреева, P.O. Агавелян, Ю.М. Львини др.).
Одним из средств развития познавательных процессов у дошкольников является дидактическая игра. Дидактическая игра даёт возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Проблеме формирования познавательных действий у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие.
Таким образом использование дидактических игр является важным условием развития познавательных действий у детей дошкольного возраста. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение.
Объект исследования – процесс развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследований – психолого-педагогические условия развития познавательного процесса у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр.
Цель исследования – особенности влияния дидактических игр на развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность у детей дошкольного возраста может быть существенно повышена, если реализованы следующие психолого-педагогические условия:
— в процессе обучения детей дошкольного возраста будут целенаправленно и систематически использоваться дидактические игры направленные на познавательную активность;
— организовать предметно-развивающуюся среду, способствующую реализации познавательной активности детей дошкольного возраста/
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1.Провести анализ литературы по теме исследования.
2.Рассмотреть сущность, критерии и показатели уровней сформированности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
3.Подобрать диагностические методики и выявить специфические особенности познавательной процессов у старших дошкольников.
4. Разработать содержание реализации психолого-педагогических условий развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр.
5. Провести анализ данных и сформулировать выводы
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом,
Методологической основой исследования являются ключевые положения теория развития высших психических функций и концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин), научные и практико-ориентированные публикации (Т.А. Гусева, С.И. Кудинов и др.).
Теоретическую основу исследования составили исследования Т. Гризик, Д.Б. Годовиковой, A.M. Матюшкина, М. Марусинец, Н.Н. Поддьякова и др., раскрывающие понятие «познавательное развитие»; работы Л.И. Божович, Т.В. Дуткевич, В.К. Котырло, Н.А. Менчинской, М.Л. Семеновой, А.А. Фролова, Г.И. Щукиной и др., изучающие особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования свидетельствует о возможности использования дидактических игр как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Проанализировав теоретическое понятие познавательные процессе в психолого-педагогической литературе можно сделать следующее заключение: познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы, так или иначе, обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относятся четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение.
Старший дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании познавательной активности. Особенностями развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста можно считать следующие: «познавательное» воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения, продукты воображения становятся еще более детализированными и индивидуализированными; логическое мышление старших дошкольников развивается в результате поисковой деятельности и интеллектуальной инициативы, при выполнении творческих заданий; в постижении объема информации дошкольнику помогают эмоции и чувства, в психологическом плане которые представляют собой целую систему взаимосвязанных качеств познавательной, аналитико-синтетической, мыслительной активности, качеств детской личности, включая познавательные интересы.
Одним из средств развития познавательных процессов являются дидактические игры. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра, являясь свободной, естественной формой проявления деятельности, позволяет развивать у детей дошкольного возраста такие познавательные действия как умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать. Через умело подобранные игровые задания, упражнения развиваются возможности детей, их таланты.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти дидактические игры для развития познавательных действий на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, по этому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности, поиска, отгадывания и т.п.
Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры. Дидактическую игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр
1.1. Психолого-педагогические подходы к развитию познавательных процессов у старших дошкольников
Познавательные процессы – психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды. Все психические процессы, так или иначе, обеспечивают получение информации, однако к чисто познавательным относится четыре процесса: восприятие, память, мышление, воображение [7, с. 36].
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность, позволяют человеку намечать заранее цели, планы, содержание предстоящей деятельности, проигрывать их ход, собственные действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения [12, с. 12-14].
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой полный психический акт, в том числе неотделимых от всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер познавательных действий. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение [22, с. 53].
Познавательные процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние аспекты. Они развиваются в деятельности и представляют собой особую деятельность.
Психические познавательные процессы – это общее определение для: ощущения, восприятия, представления, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, умений, умений личности. Ориентация в окружающей среде, практическое использование инструментов, основанных на работе психических познавательных процессов, особенно мышления. Психические познавательные процессы взаимосвязаны между собой. Так, осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышая их эффективность, способствует проявлению ощущения и эффективному восприятию, а также улучшает память и мышление. Мышление связано с речью, они в свою очередь влияют на поток ощущений, восприятия, памяти и других психических процессов [29, с. 51].
Изучая познавательные процессы невозможно обойти две основополагающие в этой области концепции — это изучение высших психических функций Л.С. Выготским и теорию деятельности А.Н. Леонтьева [8, с. 36].
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями ребенка. Например, речь – это средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, которые формируются в результате овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может произойти, кроме как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий [8, с. 42-44].
Специфика развития ребенка заключается в том, что оно не подлежит биологическим законам, как у животных, и историческим законам. Биологическое развитие происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Поэтому его развитие происходит путем присвоения исторически сложившихся форм и методов деятельности [12, с. 20-21].
В своем исследовании И.С. Морозова отмечает, что условия для развития высших психических функций более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Морфологические и физиологические особенности мозга и общение – это условия, которые должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Возникает активность в ответ на потребность, которая не является врожденной, и формируются как первая потребность – взаимодействие со взрослыми. На основе этой потребности дети вступают в практическое общение с людьми, которые позднее осуществляются через предметы [23, с. 162-163].
Благодаря работе А. Н. Леонтьева ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития и показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней появляются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы. Применительно к нашему исследованию – это ролевая игра дошкольников, переходящая в учебную, что важно для детей, готовящихся к поступлению в школу.
Л.С. Выготский провел экспериментальные исследования между обучением и развитием, на основе чего открыл зону ближайшего развития. Расстояние между фактическим уровнем развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемых с помощью задач под руководством взрослого. Л.С. Выготский отмечает «зона ближайшего развития определяет функции еще не созревшие, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками и цветами развития. Актуальный уровень развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития умственное развитие в будущем [8, с. 103]. Зона ближайшего развития – логическое следствие закона развития высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития, после формирования он становится формой актуального [10, с. 16].
Рассматривая основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте, мы ориентировались на исследования А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина, которые позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и его обогащения.
В своем исследовании Н.В. Микляева подчеркивает роль речи в регуляции поведения, отмечает, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенок должен идти [22, с. 98]. На основе речи заранее строится образ действия, который затем реализуется. Влияние речи на предметное действие показывает ориентировочную и исполнительную части наших действий [16].
Исследования Л.А. Венгера показали, что в дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов, и соотнесение соответствующих предметов с ними [5, с. 44].
Д.Б. Эльконин отмечал, что в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка, за счет которого, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер [9, с. 240]. Освоение общественных эталонов или меры по изменению характера детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному научному восприятию реальности.
А.В. Запорожец выделил условия возникновения и развития мышления ребенка, среди которых основным условием является – изменение видов и содержания деятельности ребенка [18, с. 2012]. В процессе жизни ребенок накапливает знания, однако просто его накопление, по мнению автора, не приводит к автоматическому развитию мышления. Детское мышление формируется в педагогическом процессе, где ребенок овладевает практической и познавательной деятельностью, которые в свою очередь имеют социальное происхождение. Овладение подобными методами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста.
Формы мышления ребенка (зрительное, наглядно-образное и словесно-логическое) не представляют собой возрастных стадий его развития – это этап овладения содержанием и реальностью. Из вышеотмеченного следует, что даже если наглядно-действенное мышление появляется раньше, чем мышление наглядно-образное, эти формы определенно не связаны с возрастом человека [36, с. 89-91].
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений, где воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, которые являются важнейшим средством развития способностей ребенка и условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Появление четкого представления о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем) является, по мнению А.В. Запорожца, основой человеческого мышления, которая закладывается в различных видах деятельности: игровой, художественной, учебной и т.д. [18, с. 246].
В дошкольном возрасте основное внимание исследователей отводится памяти, так как в этот период возникает намеренное запоминание для последующего воспроизведения материала, которое связано с познавательным развитием детей [23, с. 163].
Важную роль в изучении когнитивных процессов сыграл Жан Пиаже, основатель Женевской школы генетической психологии. Идея трансформации является первой центральной идеей теории Пиаже. Отсюда следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала, и это не является стабильным. Источник знаний, Ж.Пиаже полагал, лежит не в объектах и предметах, а во взаимодействиях, которые изначально неотделимы [27, с. 56]. Проблема познания, следовательно, не может рассматриваться в отрыве от проблем развития интеллекта. Она сводится к анализу того, как субъект может знать объект, то есть, как он становится способным к объективности. Объективность не дается ребенку с самого начала, по мнению Ж.Пиаже, необходима серия последовательных структур, которые будут приближать к объективности. Идея конструкции – вторая центральная идея теории Ж.Пиаже [26, с. 179].
Объективное знание всегда подвергается определенным структурным действиям. Эти структуры являются результатом конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от актов, и ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.
Таким образом, мы приходим к одному из самых важных понятий в концепции Ж.Пиаже, а именно к понятию схемы действий, что позволяет ребенку экономически, адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. Схема играет фундаментальную роль в развитии познавательной компетентности. Следует отметить и то, что Ж. Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта и определил стадию развития детей дошкольного возраста как этап «дооперационного мышления» [27, с. 146].
В данный период у детей устойчивыми становятся познавательные интересы, а именно:
− сознательное и с должным учетом грамотное отношение к усвоению знаний;
− восприятие как психологическая характеристика начинает приближаться к уровню взрослого [22, с. 88].
Следует отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно формируются и развиваются способы практического преобразования объектов, направленные на определение скрытых свойств у детей и на установку отношений, что позволяет начинать различать, что такое субъект-отношения.
Во многих теоретических и экспериментальных исследований ученых по детской и педагогической психологии (Л. И. Божович, А. В. Запорожец и другие) выделены ряд компонентов формирования познавательного отношения ребенка к окружающей среде, где самые важные акты – это познавательная активность и познавательный интерес [18, с. 216].Основная форма познавательного интереса – это любопытство, как естественная реакция удивление ребенка на изменения окружающей среды. В свою очередь, любопытство при определенных условиях является источником интереса и характеризуется желанием ребенка выйти за пределы непосредственно воспринимаемого, и направленное на познание основных характеристик объектов и объектов в мире.
С. Л. Рубинштейн, Е. О. Смирнова, М.Г. Бурнышева и другие исследователи показали, что проявление познавательной активности у детей в форме вопросов свидетельствует об эмоциональной реакции на новизну, необычность и красоту окружающего [3, с. 25]. В исследованиях вышеуказанных авторов можно найти, что познавательный интерес умственного и эмоционально-личностного процессов психики человека неразделимы, так как он обязательными компонентами познавательного интереса и развития являются: интеллектуальный, эмоциональный и регулятивный. Много исследователей обращают внимание на условия формирования познавательных интересов, а именно:
− выявлению способов познавательной деятельности;
− постепенному усложнению получаемой информации и знаний;
− определению форм организации детей [7, с. 136].
В дополнение к вышеупомянутым данным исследователей мы отмечаем и выделение ими взаимосвязи познавательной деятельности с целенаправленной волевой регуляцией. В онтогенезе, способность к произвольной регуляции познавательной деятельности формируется к началу школьного обучения. Учебная деятельность требует от ребенка определенного уровня развития произвольного поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать и оценивать свои действия и поступки (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) [14, с. 17-20].
В качестве наиболее значимых параметров регулирования определяется умение ребенка ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции, работать по образцу (А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин) [18, с. 89]. Не менее важным условием является организация целенаправленного взаимодействия родителей с детьми.
Таким образом, уровень познавательного развития (умственной деятельности, познавательных интересов) не исчерпывает всех параметров готовности ребенка к обучению в школе.