История искусства ренессанса Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему 1.Гобелен в эпоху возрождения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Особенности развития шпалер эпохи Возрождения. 5

Глава 2.
Влияние творчества художников Возрождения на становление стилистических
особенностей шпалер на примере картонов Рафаэля. 16

Глава 3.
Стилевые критерии современных шпалер. 21

Заключение. 27

Библиографический
список. 30

  

Введение:

 

Актуальность.
Шпалеры эпохи Возрождения, которые сегодня являются произведениями искусства и
представляют различные направления, исторические и культурные течения, целые
эпохи и отражают общественные события, являются в некоторой степени символом
традиции в ткацком творчестве. Процессы коллекционирования шпалер на протяжении
долгого времени, передача коллекций в крупные музеи, одним из которых является
государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге способствовали тому, что некоторые
экземпляры, или же целые серии смогли сохраниться до настоящего времени и,
соответственно, готовы к экспонированию.  Важно обратить внимание на то, что шпалеры достаточно
редко экспонируются, а если это и происходит, то музей выделяет для этого
отдельные предметы искусства. Это происходит по причине некоторой сложности их
экспонирования.

Очень интересным периодом
шпалерного ткачества является период XVI–XVII веков,
поскольку именно тогда это искусство активно развивалось, несколько позднее создавались
мануфактуры как ответ на рост производства и унификацию шпалерного ткачества
как такового.

Проблема
зависимости шпалерного ткачества в обусловленный период, кроме историзма,
строилась еще и на созависимости с интерьером, поскольку шпалеры чаще всего
изготавливались под конкретные стили убранств, и достаточно редко без
определенной интерьерной цели. Утилитарное качество шпалер в период XVI–XVII
веков – не основное, поскольку декоративный элемент, аспект украшения
превалировал.

В данном
исследовании необходимо рассмотреть, как происходило развитие шпалерного
ткачества в период XVI–XVII веков. Особый интерес представляет живописность и
тематика картонов художников Высокого Возрождения, которая оказала влияние на
современное развитие сюжетов и техник в гобеленах. Отсюда, актуальность
исследования выстраивается в русле отражения в современности принципов, которые
сформировались в Ренессансе и являются на сегодняшний день критериями
шпалерного ткачества (а также могут быть использованы как маркеры для прогнозирования
тенденций).

Объект исследования:
шпалерное ткачество Возрождения.

Предмет исследования:
историко-художественное развитие шпалерного ткачества от эпохи Возрождения до
современности.

Цель
исследования: выявить влияние эпохи Возрождения на современное
состояние шпалерного ткачества.

Исходя из поставленной
цели необходимо решить комплекс следующих задач:

1) Изучить
особенности развития шпалер эпохи Возрождения.

2) Рассмотреть,
как влияло творчество художников Возрождения на становление стилистических особенностей
шпалер на примере картонов Рафаэля.

3) Выявить
стилевые критерии современных шпалер.

Теоретическая
разработанность проблемы. Шпалерное ткачество изучалось в
трудах таких исследователей, как Л. Мальцевой, Т. Белой, М. Торшиной, Т.Т.
Коршуновой и А.Т. Газизовой, Н.Ю. Бирюковой, А.С. Верховской, Ж. Базена и так
далее.

Методы
исследования. В данном исследовании были применены
следующие методы:

— теоретические (анализ,
синтез);

— практические (принцип
исторического анализа, искусствоведческий анализ, сравнительный анализ).

Структура исследования. Данная
работа включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение,
библиографический список.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного
исследования было выяснено, что выделяются три ключевые периода развития
шпалерного ткачества, которые классифицируются по типам и жанрам.

В частности, речь идет о:

1) XVI век – пейзажный жанр. Тип: вердюра.

2) XVII-начало XVIII веков – аллегория и мифология. Тип:
мильфлеры.

3) XVIII век – галантный жанр. Тип:
праздность.

Шпалеры в период XVI- XVIII веков активно развивались с точки
зрения искусства и мастерства, преследуя темы, которые были наиболее интересны
обществу и в целом соответствовали моде в эпоху Возрождения.

В ХVI-ХVIII веках
шпалерное ковроткачество смогло достичь расцвета искусства.[1] Шпалеры преимущественно
выпускались циклами, где шпалеры были связаны единой темой и идеей. К шпалерам
было приковано внимание большого количества мастеров станковой и монументальной
живописи, среди которых необходимо выделить таких как П. Рубенс во Фландрии и Ш.
Лебрен во Франции.

Шпалера, развиваясь в
соответствии с живописными тенденциями, представлялась в некоторой степени театральной
декорацией, которая была представлена системой кулис, крупных передних планов, иллюзорными
глубокими перспективами, мастерскими мизансценами.

В целом мы проследили,
как развивалось шпалерное искусство эпохи Возрождения, преимущественно на
примере шпалер Рафаэля Санти, выделили живописность как одну из ключевых
характеристик (причем, при ограниченной палитре в 6 цветов). Также определено,
что основные сюжеты шпалер эпохи Возрождения – мифология, библейские сюжеты и вердюры.
Однако, основной темой картонов художников Высокого возрождения являлся
человек, что было сообразным признакам эгоцентризма. Приоритет был на человеке,
как на творце, высшем разуме. Это обусловило тенденцию к идеализированному
изображению фигур: это всегда красивые и утонченные люди, струящиеся одеяния.
Но, важно понимать, что картоны всегда превосходили шпалеры ввиду скудности
цветовой гаммы, изменений в живописных качествах, придающих непосредственный
шарм.

Живописные эскизы к
шпалерам, которые являлись самостоятельными произведениями искусства,
выполненные по всем канонам станковой живописи (колорит, светотеневая
проработка и прочее), должны были являться лишь основой к более актуальному для
общества искусству – шпалерному ткачеству. Но, на деле происходило искажение
живописного исходника, иногда ткачи сильно переделывали цвета и контрасты ввиду
невозможности воссоздать оригинальный картон из-за ограниченности в цветах.

Тем не менее, для
изготовления шпалер по картонам великих художников ремесленникам приходилось
придумывать новые методы ткачества, окрашивания нитей, чтобы шпалера
действительно повторяла картон художника. Это стало приводить к усложнению
производства, модернизации оборудования, унификации.

Популярность шпалер была
безусловна – это отличная вещь для украшения интерьера и подчеркивания его
богатства. Поэтому стали открываться ткаческие мануфактуры, как тенденция к
унификации. В шпалерное ткачество в плане средств выражения была привнесена
помпезность и праздность. Тем не менее, все тенденции эпохи Возрождения,
сформированные Рафаэлем и другими представителями Высокого Возрождения, максимально
сохранялись: ткачи старались привносить оттенки, но, тем не менее, достичь
оригинала практически не получалось, несмотря на заметное совершенствование
ткачества как искусства.

Шпалеры в период XVI-XVII веков активно
развивались с точки зрения искусства и мастерства эпохи Возрождения, преследуя
соответствующие темы и приемы. Однако, мы обратили внимание на то, что шпалеры
стали еще больше зависеть от интерьера и их особенностью стала праздность,
тогда как ренессансные темы не теряли актуальности.

Выявлено, что в
современном развитии шпалерного искусства тенденция продолжения традиции
ренессансного ткачества присутствует в декоративном направлении. Тем не менее,
развивается и концептуальные тенденции в гобеленах, образность, тематика и
сюжетность Возрождения трансформируются в новое восприятие действительности
современного человека, адаптируясь под его эстетические и культурологические
потребности.

Таким образом, задачи
данного исследования решены.

Цель исследования
достигнута. [1] Торшина М. Из
истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных
мастерских в большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: Вестник
Международного института антиквариата. – 2014. – №3 (07). – С. 142-145.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности развития шпалер эпохи Возрождения Шпалера (с итальянского
языка переводится как «опора, плечо») представляет собой тканый настенный ковер,
который не имеет ворса, но содержит сюжетную или орнаментальную организацию
самого полотна. Исследователи Л. Мальцева и Т. Белая акцентировали внимание на
том, что шпалера ткется вручную методом перекрестного переплетения нитей. То
есть, по технологии, необходимо одну нить пропускать через основу, благодаря
чему создается постепенно изображение, и само полотно непосредственно.[1]

Сам термин был
заимствован из паркового искусства (существует еще термин «гобелен», но его
использовать необходимо в тех случаях, когда речь идет о шпалерах конкретного
производства – Королевской мануфактуры Гобеленов в Париже).[2]

Изготавливались шпалеры
из шелковых или шерстяных нитей, зачастую в основной состав нити вводились
серебряные или золотые нити.

Исследователь М. Торшина
писала о том, что первые упоминания о шпалерах датируются еще XI веком.

В Европе они являлись
предметом роскоши из-за сложности технологии и, соответственно, высокой
стоимости изделия, но и имели утилитарное значение – утепляли помещение.[3]

Шпалеры в эпоху
Ренессанса становятся важным атрибутом богатства, достатка, статуса и величия.
Кроме эстетической составляющей, шпалеры «впитывали» культуру эпохи и
превращали ее в текст, который по истечении шести веков ученые пытаются
дешифровать. Сюжеты шпалер эпохи Ренессанса часто по семантической
наполненности оказывались «многослойными». Такое сознательное усложнение,
иносказание, подкрепленное сведениями об исторических событиях, политических
отношениях между странами и культурных реалиях, в искусстве получает название
аллегорий. Аллегории, которые заключены в шпалерах XV ‒ XVI вв., до сих пор не
поддаются полной дешифровке, так как их язык не имеет четко структурированной и
открытой системы, в отличие от XVII и последующих веков.  Они требуют от исследователя подбора
собственного, индивидуального ключа к тому или иному произведению, широкого
взгляда на историю, подобно универсализму ученого эпохи Возрождения.[4] [1] Мальцева Л., Белая Т. Methods of
education of fine arts and crafts [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/NDgFJ (дата обращения 28.08.2021). [2] Гобелен
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.lingvodics.com/dics/details/3767/ (дата обращения 28.08.2021). [3] Торшина М. Из
истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных
мастерских в большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: Вестник
Международного института антиквариата. – 2014. – №3 (07). – С. 142-145. [4] Манохина М.А.
Рецепция античности в шпалерах Фландрии XV ‒ XVI вв. (на примере собрания
Государственного Эрмитажа) // Ученые записки Казанского Университета. – 2020. –
№ 6. – С. 74-85.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы