Психологическое сопровождение профессионального выбора обучающихся Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему 1. Эмоциональный интеллект как профессионально-важное качество в профессиях типа человек-человек

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта как профессионально-важного качества в профессиях типа человек-человек 6
1.1 Обзор литературы понятия «эмоциональный интеллект» 6
1.2 Эмоциональная компетентность интеллекта 17
1.3 Особенности развития эмоционального интеллекта 21
1.4 Профессии «человек – человек» 27
Глава 2. Эмпирическая часть 30
2.1 Организация и результаты исследования 30
2.2 Выводы и рекомендации 35
Заключение 37
Список используемой литературы 40

 

  

Введение:

 

Актуальность. Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный характер по отношению к личности исполнителя, вызывает профессиональные деформации. Среди представителей профессий типа «человек-человек» наиболее уязвимы к профессиональному стрессу специалисты помогающих профессий (врачи, педагоги, социальные работники, психологи), деятельность которых связана с длительным и эмоционально насыщенным взаимодействием с людьми. Необходимость быть постоянно вовлеченным во внутренний мир другого человека, сопричастным его негативным переживаниям является угрозой собственной эмоциональной устойчивости помогающего специалиста. Исследователи отмечают, что структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играя важнейшую роль в установлении и поддержании межличностных отношений. Сохранять эмоциональную устойчивость помогающим специалистам позволяет позитивное самоотношение, адекватная самооценка личности, ясная Я-концепция, самопринятие. В последние годы исследователи подчеркивают значимость эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности помогающих специалистов, его ведущую роль в формировании самоотношения. Таким образом, развитый эмоциональный интеллект может оказаться важнейшим критерием позитивного самоотношения и успешности профессиональной деятельности помогающих специалистов.
Состояние проблемы. П. Сэловей и его соавтор Дж. Мэйер определили эмоциональный интеллект как особый тип интеллекта, который представляет собой способности в переработке эмоциональной информации. Эмоциональный интеллект понимается как сложный конструкт, состоящий из ряда когнитивных способностей: восприятие эмоций; повышение эффективности мышления с помощью эмоций; понимание эмоций; управление эмоциями. Каждый тип способностей включает два компонента – первый связан с собственными эмоциями, второй – с эмоциями других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.
Способность воспринимать эмоции позволяет по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению идентифицировать свои собственные эмоции и эмоции других людей, а также умение точно выражать свои эмоции другим людям. Способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций позволяет направить мышление на действительно важные задачи, повышая качество умственной активности. Понимание эмоций – это способность классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции. Управление эмоциями – это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы.
Д. Гоулман подчеркивает, что способности эмоционального интеллекта определяют самосознание личности. Развитый внутриличностный эмоциональный интеллект обеспечивает высокое эмоциональное самосознание: внимание к своим внутренним ощущениям, осознание воздействия чувств на собственное психологическое состояние, способность открыто говорить о своих переживаниях; а также формирование адекватной самооценки. Личность с адекватной самооценкой осознает свои сильные стороны и пределы своих возможностей, с готовностью обучается навыкам, которыми плохо владеет, принимает конструктивную критику и отзывы о своей работе, умеет обратиться за помощью. Все вышеперечисленные качества рассматриваются исследователями, как основные факторы сохранения помогающими специалистами эмоциональной устойчивости.
Способность управлять собственными эмоциями позволяет контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы, сохранять спокойствие и рассудительность в проблемной ситуации, в условиях сильного стресса, повышает самоуверенность, толерантность к ситуациям неопределенности. Способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций способствует высокой адаптивности, гибкости, инициативности, оптимизму, стремлению к самосовершенствованию.
Высокий межличностный эмоциональный интеллект обеспечивает социальную чуткость и эффективное управление отношениями. Способность к эмпатии, умение поставить себя на место другого человека, понимать невысказанные чувства является самым базовым профессиональным качеством помогающего специалиста. Управление отношениями позволяет специалистам инициировать и содействовать изменениям клиента, поддерживать личным примером, проявлять неподдельный интерес к тем, кому оказывается профессиональная помощь, эффективно разрешать конфликты, принимая чувства и позиции всех участников конфликтной ситуации.
Таким образом, в современной психологии активно исследуется феномен эмоционального интеллекта, подчеркивается его непосредственная связь с отношением личности к собственному «Я»: влияние на самооценку, эмоциональное самосознание, на принятие собственных чувств, в том числе разрушительных. Однако на сегодняшний день не существует эмпирических исследований взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоотношения. В связи с особым значением позитивного самоотношения для эмоциональной устойчивости помогающих специалистов, изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и самоотношения в данной группе представляет научный и практический интерес.
Цель исследования: изучить особенности эмоционального интеллекта как профессионально-важное качество в профессиях типа человек-человек.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь эмоционального интеллекта и самоотношения специалистов профессий «человек-человек».
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: Эмоциональный интеллект как профессионально-важное качество в профессиях типа человек-человек
Задачи исследования:
1.Провести обзор литературы понятия «эмоциональный интеллект»;
2. Изучить эмоциональную компетентность интеллекта;
3.Рассмотреть особенности развития эмоционального интеллекта;
4.Проанализировать информацию о профессии «человек – человек»;
5. Провести эмпирическое исследование.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, а также метод статистической обработки результатов (программный пакет SPSS 15.0) – ранговая корреляция Спирмена. Исследовательскую выборку составили учителя гимназии № 116 в количестве 76 человек и врачи стоматологической поликлиники № 2 в количестве 80 человек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заканчивая обзор анализа содержания понятия эмоциональный интеллект и аспектов его обнаружения, я считаю необходимым остановиться и на том, что можно прогнозировать с помощью эмоционального интеллекта, если будут найдены соответствующие пути его измерения. В связи с тем, что эмоциональный интеллект как объект исследований имеет достаточно короткую историю изучения, пока еще не существует достаточно надежных данных относительно того, к каким последствиям может привести отсутствие или наличие этого свойства.
Психологи признают, что общий интеллект прогнозирует некоторые аспекты успеха деятельности человека, например, в обучении, или в выполнении определенных видов профессиональной деятельности. Однако, общий интеллект, который исследуется уже на протяжении очень долгого времени и измеряется с помощью известных тестов IQ, только на 10 или 20% прогнозирует успешность профессиональной деятельности человека, оставляя 80 или 90% успеха для объяснения какими-то другими факторами (Конопкин. O.A. 2014) Можно вполне представить себе, что среди этих 80% или 90% факторов, обусловливающих успешность деятельности, значительное место принадлежит именно эмоциональному интеллекту. Считаю, что эмоциональный интеллект может стать аспектом специальной тренировки. Знания об адекватном поведении в ситуациях социального взаимодействия могут быть полезны как при обучении в средней школе, так и в любых учебных заведениях. Они необходимы при воспитании детей в семье и в дошкольных учебных заведениях; на рабочих местах в процессе профессиональной деятельности.
Таким образом, делая определенные выводы, нужно отметить, что эмоциональный интеллект является действительно очень важной интегральной характеристикой личности, которая реализуется в ее способностях понимать эмоции, обобщать их содержание, выделять эмоциональный подтекст в межличностных отношениях, регулировать эмоции таким образом, чтобы содействовать с помощью положительных эмоций успешной когнитивной познавательной деятельности и преодолевать негативные эмоции, которые мешают общению, грозят достижению индивидуального успеха.
Исследователи стоят еще в начале пути изучения этого психологического феномена, и последующие годы должны принести дополнительные научные результаты, которые станут вкладом в наше понимание этого важного личностного конструкта и его роли в жизнедеятельности человека.
Жизнь современного человека приобрела «сверхъинтенсивный» ритм. Современному человеку просто необходимо быть всегда в курсе последних событий, которые сменяются с очень высокой скоростью и потому, несмотря на свою определённую компетентность личность, постоянно находится на стадии обучаемости чему-либо. Ведь в связи со спецификой политико-экономического характера жизни общества, живущему в нем современному человеку подчас необходимо принимать во внимание новые условия, подстраиваться под русло их течения для лучшей реализации своей жизненной позиции. Способность учитывать те или иные обстоятельства, будь то связано с областью межличностного общения или индивидуальной деятельностью человека, является неотъемлемой частью жизни каждого и зависит от уровня личностного развития человека. Проблема заключается в том, что поток поступающей информации приобрел довольно интенсивную скорость и колоссальный объём. Современное общество живет в информационный век. И для успешного существования в нем человеку необходимо постоянно развиваться. Однако в связи со спецификой современного времени человеком большее внимание уделяется проценту получению новых знаний, умения, навыков актуальных на тот или иной момент жизни общества, в котором он пребывает и от которых почти полностью зависит его жизненная позиция и социальное положение. В профессиональном плане, желая быть компетентным в своём деле, человек осваивает технологию своего дела, технику его выполнения, зачастую упуская такие важные аспекты как творческие способности и эмоциональный интеллект (ЭИ), которые влияют на уровень личностного развития человека и как следствие на успешность его профессиональной жизнедеятельности. ЭИ признан как профессионально важное качество в ряде профессий, прежде всего профессий типа “человек-человек” (Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, 2010). Это позволяет понимать ЭИ как необходимое условие успешного овладения навыками специалиста и достижения успешности в профессиональной деятельности. Развитие в себе креативности позволит личности находить в своей профессиональной деятельности что – то новое и интересное, в неординарных проблемных ситуациях находить нужное решение, что в целом приводит к профессиональному росту и личностному развитию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта как профессионально-важного качества в профессиях типа человек-человек
1.1 Обзор литературы понятия «эмоциональный интеллект»

Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи (Salovey P. 2008,c.533).
Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Согласно академику Н.Н. Моисееву (2016), интеллект — это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели (Frederickson N. 2012).
Интелле́кт (от лат. intellectus «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а также внимание, волю и рефлексию (Люсин, Д.В. 2004 с.3).
Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки (Капустина А.Н., 2004).
Это модное понятие — эмоциональный интеллект — пришло к нам с Запада. Там теория эмоционального интеллекта (emotional intelligence, EI) Крайне популярна, несмотря на то, что подвергается критике: мол, это всем известные прописные истины, только рассказанные другими словами. Под эмоциональным интеллектом подразумевают группу способностей, позволяющих человеку осознавать и понимать как собственные эмоции, так и эмоции окружающих. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, способны управлять своей эмоциональной сферой. Их поведение более гибкое, а значит, им легче добиться своих целей, взаимодействуя с другими людьми (Eisenberg N.1983).
Именно эмоциональный интеллект объясняет, почему порой случается так, что после выпуска из вуза бывшие троечники делают карьеру, а отличники с красным дипломом почти ничего не добиваются. Сам по себе IQ — еще не гарантия успеха. В жизни нам постоянно приходится взаимодействовать с людьми, и часто ключевую роль играет именно понимание эмоций, ведь человеческий фактор никуда не денешь. Эмоциональный интеллект включает в себя четыре базовых компонента (по данным других исследований — пять). Первый компонент — это самосознание. Оно заключается в умении адекватно оценить свое эмоциональное состояние и степень влияния эмоций на принятие решений, адекватную оценку собственных способностей (Frederickson N. 2012).
Второй компонент — самоконтроль. Мало осознавать свои эмоции, нужно уметь ими управлять. Обычно люди, которые имеют хорошо развитый эмоциональный интеллект, открыты и доброжелательны по отношению к окружающим. Они пытаются во всем видеть положительные стороны, а в сложных ситуациях не опускают руки, а пытаются найти решение. У них есть свои четкие установки и система ценностей (Eisenberg N.1983).
Третий компонент — это эмпатия (эмоциональная чуткость), способность прислушиваться к чувствам окружающих, не зацикливаться на собственных проблемах, а понимать чужие (Mavroveli S. 2007).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы