Курсовая с практикой на тему 15. Связь развития познавательной сферы ребенка и его социометрического статуса в группе детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Выявление социометрического статуса дошкольника 10
1.3 Историко-педагогический аспект мотивации познавательного интереса дошкольников 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 18
2.1 Организация и анализ исследования социометрического статуса старших дошкольников 18
2.2 Выявление познавательного интереса дошкольников 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что дети погружаются в социальный мир с момента их рождения. Этот социальный мир включает в себя не только таких людей, как родители, братья и сестры, учителя и одноклассники, но также предметы и ценности, которые являются частью их культуры. Все это создает условия для когнитивного роста и развития ребенка. Социальное развитие относится к процессу, посредством которого ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми. По мере развития и восприятия своей индивидуальности в сообществе, они также приобретают навыки общения с другими людьми и обработки своих действий. Под социальным развитием чаще всего понимается, как ребенок развивает дружеские и другие отношения, а также как ребенок справляется с конфликтами со сверстниками. Социальное развитие может фактически влиять на многие другие формы развития, такие как познавательный интерес [14, С. 19].
В двух основных традициях познавательного развития вопросы обычно принимают разные формы. В традиции структурализма, находящейся под сильным влиянием работ Жана Пиаже, Хайнца Вернера и других, возникают вопросы: как организовано поведение и как организация меняется с развитием? В традиции функционализма, находящейся под сильным влиянием бихевиоризма и обработки информации, возникает вопрос: какие процессы вызывают или лежат в основе поведенческих изменений?
Изучение познавательного развития, особенно у детей школьного возраста, было одним из центральных направлений исследований развития в течение последних 25 лет. Существует огромная исследовательская литература, в которой тысячи исследований рассматривают когнитивные изменения с точки зрения конкретных точек зрения. Несмотря на это разнообразие, по-видимому, существует консенсус относительно выводов, которые должны быть сделаны из исследований до настоящего времени, и направлений, которые должны принять новые исследования и теория. Большая часть этого консенсуса проистекает из ориентации, которая, кажется, пронизывает всю сферу: необходимо выйти за рамки противопоставления структурализма и функционализма и начать строить более широкий, более интегрированный подход к познавательному развитию.
В дошкольной образовательной организации проблема воспитания у дошкольников познавательной активности охватывает все стороны воспитательно-образовательного процесса и является значимой, поскольку она является непременным условием для формирования умственных качеств личности, а также ее самостоятельности и инициативности.
В соответствии с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, выдвигается важное направление – любознательность [16].
Несмотря на продолжительную историю вопроса, проблема развития познавательной активности остается актуальной и сегодня. Ей посвящены труды современных ученых В.В. Щетининой, Е.А. Меньшиковой, А.Н. Нефедовой, М.Н. Поляковой и др.
Отношения, способствующие гармоничному развитию дошкольника, основаны на постоянном общении ребенка в социуме, который обеспечивает опыт, который индивидуален для ребенка, создает уникальный уникальный стиль личности; который основан на его собственных интересах, возможности и инициативе; формирует у ребенка самосознание; стимулирует его познавательный интерес.
Маленькие дети воспринимают свой мир как среда отношений, и эти отношения затрагивают практически все аспекты их развития — интеллектуальное, социальное, эмоциональное, физический, поведенческое и моральное. Качество и стабильность человеческих отношений в дошкольном возрасте закладывают основу для широкого диапазона результатов развития, которые действительно имеют значение — уверенность в себе и хорошее психическое здоровье, мотивация к обучению, достижения в школе и в дальнейшей жизни — способность контролировать агрессивные импульсы, зная разницу между хорошо и плохо, имея способность развиваться и поддерживать случайные дружеские отношения, и в конечном итоге, чтобы быть успешным человеком. Проще говоря, отношения являются «активными ингредиентами» влияния окружающего социума на здоровое развитие человека. [1, С. 121].
В свою очередь необходимо выяснить, что именно влияет на познавательную активность дошкольников. Выявленный вопрос, позволил обозначить проблему исследования: есть ли связь между развитием познавательной сферы ребенка и его социометрическим статусом в группе детского сада.
Объект исследования: развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: связь развития познавательной сферы ребенка и его социометрического статуса в группе детского сада
Цель исследования: выяснить есть ли связь между развитием познавательной сферы ребенка и его социометрическим статусом.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретические – изучение, анализ, синтез, обобщение, классификация; эмпирические – наблюдение, диагностические пробы, беседа, математическая обработка результатов.
База исследования — ГБОУ школа 1392 ОПД 7
Структура: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.
Проблема развития познавательной активности детей не является новой для науки. Однако позиции и представления о ней многочисленных исследователей значительно различаются. На протяжении длительного времени свой вклад в исследование этой проблемы внесли выдающиеся представители самых разных направлений: психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн; педагоги М.И. Лисина, Г.И. Щукина.
Психологическим возрастным новообразованиям ребенка среднего дошкольного возраста свойственно то, что наглядно-образное мышление определяет качественно новую ступень в его развитии, внимание становится все более произвольным, память становится более устойчивой.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы социометрического статуса как средства познавательного интереса детей 5-6 лет. И выяснили, что главными формами воспитания познавательной активности педагогом в дошкольной образовательной организации будут являться организованные занятие или какие-либо виды деятельности с детьми. Чтобы использовать любые формы воспитания, необходимо составить определенный алгоритм, схему, план, которые позволяют наиболее рационально и грамотно организовывать воспитательный процесс. Относительно дошкольников чаще востребованные педагогами являются такие методы воспитания как, наглядные, практические, игровые. Разновидностью наглядного метода является метод примера, в котором воспитатель стимулирует ребенка своим примером на положительные действия.
В практических методах воспитанник выполняет действия, которые он воспринял от воспитателя. Применение игровых методов воспитания дошкольников обусловлено особенностями возраста и ролью игры как ведущей деятельности детей в этот период. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Психолого-педагогические исследования показывают, что использование игровых методов и приемов повышают эффективность познавательной деятельности, способствуют повышению познавательной активности детей, развитию познавательного интереса.
Вторая глава была посвящена экспериментальному изучению связи социометрического статуса старших дошкольников и познавательного интереса.
Исследование проходило на базе ГБОУ школа 1392 ОПД 7, в нем принимали участие 4 детей старшего дошкольного возраста. На первом этапе мы выясняли социометрический статус дошкольников в группе. В результате получилось, что в дошкольной группе есть 1 ребенок «Социометрическая звезда» и 1 ребенок является «Социометрическим изгоем».
На втором тапе исследования мы выясняли уровень познавательной активности. Результаты были следующими: 1 ребенок – 25 % показал высший уровень познавательной активности, 2 ребенка – 50% показали средний уровень и 1 ребенок – 25% — показал низкий уровень.
Что интересно, Респондент № 4 показал в двух методиках диагностирования не очень высокий результат. Как раз из этих результатов мы можем сделать вывод, что есть прямая связь между познавательной активностью и социометрическим статусом ребенка.
Социальная ситуация развития детей старшего дошкольного возраста определяется в том, что все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Все это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Внутри социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности. Основным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра, появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью.
Таким образом, воспитателям необходимо больше уделять внимания социализации и коммуникации детей в группе. А также необходимо разработать программу по социализации воспитанников, а как следствие воспитанию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
В этом могут помочь коллективные игры, совместные мероприятия. Также необходимо наблюдение педагога-психолога для выяснения уровня адаптации и социализации детей в группе.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА КАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая происхождением сложных личных новообразований. В дошкольном детстве завершается длинный и непростой процесс овладения речью.
Одним из величайших развивающих навыков, которыми обладает детский сад, является его способность общаться. Язык в детских садах вышел за рамки базовых вербальных навыков, включая способность передавать чувства и потребности. Это важная часть самооценки. И это как раз время для поощрения языка. Пятилетним и шестилетним детям часто нужно «говорить» о своих чувствах и проблемах. Обязательно выделите время и пространство для этих обсуждений, как в малых, так и в больших группах. [5, С. 81].
На этом этапе дети хотят, чтобы вы знали, что им нужно, даже если это означает отказ от того, что им не подходит. В это время года не удивляйтесь, если дети скажут «нет» участию в некоторых групповых мероприятиях. Они используют силу «нет», чтобы помочь им определить себя в группе и найти время, чтобы понять, где они вписываются.
В основе всего этого поведения лежит развитие чувства собственного достоинства. В то время как самооценка — это «кто я», самоуважение — это «как я о себе позабочусь». Сильное чувство себя позволяет детям говорить, если они думают, что что-то несправедливо, если их игнорируют или даже если они не чувствуют себя хорошо. Ключевое слово — уважение. По мере того, как их самооценка вырастает и включает чувство собственного достоинства, дети узнают, что то, что справедливо для них, должно быть справедливым и для окружающих. Это когда и как ребенок узнает, что он не одинокая рыба в большом бассейне. Он видит, что он на самом деле один из множества разных рыб, которые работают вместе, чтобы создать гармонично текущее море друзей. [5, С. 82].
Несмотря на значительные сдвиги в развитии интереса, преобладающим на протяжении только дошкольного периода, остается непроизвольное интерес. Даже старшим дошкольникам еще тяжело сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе увлекательной для них игры интерес может быть довольно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте перемещает непроизвольный характер. Ребенок лучше воспринимает то, что для него представляет больший энтузиазм, дает лучшие воспоминания. Таким образом, размер фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является формирование случайного запоминания. Некоторые формы этого запоминания разрешено отметить у детей в возрасте четырех-пяти лет, но значимого развития оно добивается к шести-семи годам. Во многом этому содействует игровая активность, в которой знание помнить и вовремя воссоздавать нужные сведения является одним из критерий заслуги успеха.
Важной индивидуальностью этого возраста является то событие, что перед ребенком шести-семи лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие таковой способности соединено с тем, что ребенок начинает применять разные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное соединение материала. Таким образом, к шести-семи годам конструкция памяти претерпевает значительные конфигурации, связанные со значимым развитием случайных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с функциональным отношением к текущей деятельности, оказывается наименее продуктивной, хотя в целом она предохраняет господствующее состояние. [6, С. 110].
Для дошкольного детства свойственна в целом спокойная горячность, неимение мощных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным предлогам. Этот новейший, сравнительно прочный, эмоциональный фон описывает динамика представлений ребёнка. Динамика образных представлений — наиболее вольная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными действиями восприятия в раннем детстве. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: создается система соподчиненных мотивов, придающая общую направление поведению старшего дошкольника. Принятие более важного на этот момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без интереса ситуативное появляющиеся желания. В этом возрасте одним из более действующих в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми. [6, С. 111].
Реализация образовательных задач ФГОС ДО направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые являются основными характеристиками развития личности ребенка. Основные характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Ребенок к 6 годам:
— овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
— способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
— активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;