Курсовая с практикой на тему 15. Организация муниципального управления в сфере культуры.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Государственное регулирование сферы культуры 7
1.1 Виды государственных программ развития объектов культуры в РФ 7
1.2 Основные характеристики государственных программ развития объектов культуры в РФ, действующих в настоящее время 16
Глава 2. Основные проблемы и пути их решения в государственном регулировании культурного сектора 21
2.1. Правовые основы ГЧП в сфере культуры 21
2.2.Основные проблемы в реализации государственных программ развития объектов культуры на местах 25
Заключение 33
Библиографический список 34
Введение:
Развитие культуры является одним из наиболее важных направлений развития общества, так как культура формирует духовную основу человека, его нравственный климат. При этом культура определяет экономический, технический, научный и другие уровни государственного развития. Поэтому развитию культуры уделяется особое внимание на всех государственных уровнях: как на федеральном, так и на региональном и местном.
Культура является предметом исследования целого ряда гуманитарных наук, что имеет и свои плюсы, и свои минусы. Безусловно, и история, и философия, и социология, и другие науки за время своего существования наработали значительный объем знаний о культуре в рамках своих предметных и теоретико-методологических возможностей. Интеграцией накопленных знаний в области смежных наук занимается культурология.
В 60-70-е годы в исследовании культуры широко внедрялся системный подход, опирающейся на целостный взгляд на культуру как систему. В настоящее время, как отмечает В.С. Степин , актуальным является использование синергетического подхода, который рассматривает системные процессы, идущие в культуре в динамике от хаоса к порядку. Нередки и попытки создания обшей теории систем для установления закономерностей, свойственных всем системам без исключения.
Государственная культурная политика находится в прямой зависимости от социальных изменений. Современная ситуация диктует условия разработки культурной политики, основанные на взаимных интересах и согласии между официальными, творческими, общественными субъектами относительно приоритетности целей культурного развития. Таким образом, России нужны рациональная и последовательная культурная политика, законодательная база и институциональная модернизация государственных организаций, которые позволили бы решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры.
Основная цель государственной культурной политики — развитие культурного потенциала и сохранение историко-культурного наследия — может быть достигнута за счет удовлетворения культурных потребностей населения через предоставление широкого спектра услуг, создание условий для равного доступа к культурным ценностям разным категориям населения. С каждым годом государство задает новые векторы формирования и развития социально ориентированной политики. Приоритеты и направления реформирования отражены в ежегодных Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию. Создание эффективных механизмов управления — одна из стратегических задач государства, которая решается в рамках проведения административной реформы, ее правового обеспечения, а также реструктуризации бюджетного сектора экономики, в том числе сферы культуры.
При этом управлению сферы культуры присущ ряд проблем. Первая из них связана с необходимостью увязать работу учреждений культуры, которая в России традиционно относится к социальной, то есть финансируемой государством, и предоставляющей бесплатные услуги населению, с реалиями рыночной экономики, то есть с развитием экономического потенциала сферы культуры.
Вторая проблема заключается в том, что в настоящее время не создан оптимальный механизм управления учреждениями культуры на региональном и местном уровнях. Преобладающими нередко остаются административные методы управления. При местной направленности социальной политики особенно остро встает вопрос о четком разделении полномочий между различными уровнями управления, а значит — и об ответственности за расходы на осуществление тех или иных общественных благ, а также об определении оптимальной системы разделения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. Сложившаяся сеть учреждений культуры и порядок взаимодействия между ними таковы, что этапность предоставления услуг культуры осуществляется зачастую неэффективно.
Все вышесказанное определяет актуальность исследования вопросов формирования и осуществления государственного управления в сфере культуры на современном этапе.
Объектом исследования выступает государственная политика в области культуры.
Предметом исследования являются подходы к государственному управлению сферой культуры в России.
Цель курсовой работы — проанализировать и разработать рекомендации по формированию и реализации системы государственного управления сферой культуры.
Достижение указанной цели требует решения поставленных задач:
— Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации;
— рассмотреть нормативно-правовую базу дополнительного образования;
— проанализировать организационные основы деятельности органов местного самоуправления в культурно-досуговой сфере;
— исследовать структуру органов управления в культурно-досуговой сфере.
Основополагающие научные разработки в области дополнительного образования представлены трудами авторов А.Я. Журкина, которая рассматривает такой вопрос, как образование и материальное положение родителей. Также проблемами дополнительного образования занимались такие исследователи, как Л.Н. Буйлова, Ю.Д. Лебедев, Л.Г. Логинова, Куприянов Б.В. и др. Так, Л.Н. Буйлова определяет дополнительное образование как важнейшую составляющую образовательного пространства ; Л.Г. Логинова – как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, который направлен на формирование мотивации ребенка к творческому познанию ; Ю.Д. Лебедев – как один из основных социальных институтов, который наиболее успешно обеспечивает воспитательный процесс, а также развитие тех или иных способностей детей . В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения таких проблем, как финансово-экономического характера, кадрового состава учреждений допобразований, качество и востребованность услуг. Поэтому существует потребность в разработке практических рекомендаций по повышению эффективности учреждений дополнительного образования детей.
Методы исследования: системно-структурный метод, аналитический метод.
Курсовая работа состоит из ввдения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены предмет, объект и цель исследования.
В первой главе «Государственное регулирование сферы культуры» дано определение культуры в РФ, представлены основные нормативно-правовые акты, регулирующие данные правоотношения.
Во второй главе «Основные проблемы и пути их решения в государственном регулировании культурного сектора» нами рассмотрены вопросы ГЧП в сфере культуры, предложены рекомендации по устранению правовых пробелов в сфере регулирования культуры.
Заключение:
В тех условиях, в которых оказалась социокультурная сфера жизни российского общества, для государственного органа управления главной задачей, должно стать сохранение накопленного культурного наследия, кадрового потенциала работников социально-культурной сферы. Реализация уже созданных правовых норм на управленческом уровне означала бы последовательную культурную политику государства с обязательным учетом деятельности всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, и созданием механизмов осуществления этой политики на межведомственной основе.
Управление сферой культуры – это процесс динамического единства планирования, организации, мотивации, регулирования, руководства и контроля, обеспечивающий достижение поставленных целей предприятий и учреждений культуры, осуществляемый с учетом социальной направленности управленческих решений, особенностей функционирования структурных составляющих культурного комплекса, приоритетного влияния государства на характер предпринимательской деятельности в сфере культуры.
В системе управления культурой ответственная роль принадлежит Министерству культуры РФ (Минкультуры) и подведомственных ему Федеральному архивному агентству (Росархив) и Федеральному агентству по туризму (Ростуризм). Именно они определяют способы и функции управления культурным развитием страны. Приоритетным направлением деятельности Министерства культуры РФ является обеспечение взаимодействия по реализации государственной политики в сфере культуры с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Наибольшим разнообразием отличаются органы власти муниципального уровня. Есть примеры, когда органы управления культурой объединены с направлениями: спорт, молодежная политика, связи с общественностью, средства массовой информации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Государственное регулирование сферы культуры
1.1 Виды государственных программ развития объектов культуры в РФ
Для полного рассмотрения вопроса, связанного с государственными программами в сфере культуры, мы рассмотрим какие же цели преследует государство в данной области.
Основные цели современного российского государства в сфере культуры :
• обеспечение условий для свободного развития каждого гражданина страны;
• защита культурного суверенитета страны и единой историко-культурной самоидентификации граждан и общества;
• обеспечение доступа граждан к накопленному национальному культурному богатству, сохранение, умножение и защита этого богатства, гарантия их права на сохранение исторически сложившейся культурной среды и привычной им среды обитания;
• сохранение и возвышающее развитие высших достижений отечественной и мировой культуры, преодоление угроз культурному достоянию, которые несут нормы и образцы общества потребления, массовой культуры, энтропийные тенденции цивилизации постмодерна, создание и распространение культурных образцов и идеалов общества познания и созидания;
• сохранение классических образцов мировой культуры, защита их от постмодернистской диффузии и обеспечение их экспансии и возрождения в остальном мире.
В этом отношении миссия Россия — создать в стране условия, при которых каждый человек имел бы реальные возможности стать подобным титанам Возрождения, а вне страны — обеспечить возрождение классической мировой культуры.
Государственная политика России в области культуры основывается на требованиях Конституции РФ и вытекает из её положений. В соответствие со статьей 7 Конституции России, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку достойная жизнь и свободное развитие человека невозможно вне культуры и помимо существующей культуры, государство обладает правом и обязанностью осуществлять политику в данной сфере, обеспечивающую решение данных задач. Точно так же, как оно обязано осуществлять политику в сфере культуры, обеспечивающую целостность территории страны и её безопасность. В том числе информационную и культурную.
44-я статья Конституции определяет: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания <…>. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Соответственно, государственная политика в области культуры должна обеспечить доступ граждан к достижениям культуры и обеспечить исполнение гражданами, в частности активно действующими в сфере культуры и искусства, их обязанности по сохранению исторического и культурного наследия.
Особенность культуры России не в ее инаковости по отношению к остальным культурам — она в её уникальной интегративной способности их принимать, осваивать и на их основе создавать более высокие образцы, сохраняя базовые ценностные стержни своей ментальности, основанные на приоритете доброжелательности по отношению к другим народам и культурам. Среди таких стержней:
• ориентация на поиск универсального для всего человечества высшего идеала и стремление открыть его и сделать доступным для всего мира;
• уверенность в равенстве всех людей перед высшими идеалами и отрицание элитарности и социальной несправедливости;
• непримиримость к несовершенству мира и готовность к любым жертвам для его устранения.
Культура России сегодня в своем сущностном качестве — это не одна из множеств разных культур. Это — интегративный концентрат высших достижений мировой культуры, по сути — её высший уровень, единственный из оставшихся бастионов классической европейской культуры, опираясь на который, последняя имеет шанс начать своё возрождение в мире.
Соответственно, на данном этапе необходимо решить следующие задачи государственной политики (либо добиться перелома в их решении) :
1. Утвердить адекватную современным условиям роль государства в решении проблем культуры как организатора производства латентных образцов.
2. Обеспечить собственно сохранение культурного наследия как существующего в виде материального, нематериально-художественного, нормативно-ценностного начал.
3. Создать условия свободного и достойного развития человека. Это подразумевает:
• обеспечение каждому возможности доступа к достижениям культуры;
• преодоление разрыва в доступе к достоянию лучших образов культуры между столицами и регионами страны, необходимость сделать доступным для основной массы населения достояния культурного наследия страны;
• защиту и сохранение русского языка и развивающей литературы;
• обеспечение благоприятной информационной и культурной среды;
• обеспечение доступности художественного образования.
4. Воссоздать эффективную репродуктивно-просветительскую культурную систему, предполагающую:
• поддержку творчества и талантов;
• стратегическую триаду просвещения с исполнением адресной роли каждым из её звеньев (театры и кинематограф, музеи и выставки, библиотеки и клубы);
• адекватное понимание и отношение к проблеме современного искусства.
Для решения этой задачи особо необходимы возрождение эффективной науки в сфере культуры и искусства, а также разработка новой образовательной модели в сфере творческого и гуманитарного образования.
5. Создать систему защиты культурного суверенитета страны и отражения направленной на него информационной агрессии.
6. Выработать и реализовать международную культурную политику, направленную на сохранение и возрождение классической культуры человечества.
Права и обязанности граждан России определены 44-й статьей Конституции РФ. Они включают сущностно три позиции :
• каждый имеет право на свободу творчества;
• каждый имеет право на доступ к культурным ценностям;
• каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Каждый имеет право творить новое, каждый имеет право пользоваться имеющимся, и каждый обязан сохранять уже созданное.
Понятно, что существует тенденция акцентировать внимание на первом положении и оставлять в тени вторую — то есть считать право на свободу творчества первичным, а право человека на привычную и значимую для него культурную среду молчаливо признавать незначимым.
Мы исходим из иной позиции — право каждого на привычную среду первично :
• первое: человек и страна в своей идентификации формируются той средой, которая создана до них, её разрушение уничтожает и личность, и самосознание страны и народа;
• второе: свою самореализацию в создании нового в культуре утверждает часть граждан; свою самоидентификацию выводит из имеющегося культурного наследия всё общество, все граждане или как минимум их подавляющее большинство;
• позитивное творчество, даже создающее более высокие образцы культурного богатства, строится только на основе и материале имеющегося наследия, разрушение его лишает основы и само творчество нового.
Государство является субъектом определения приоритетов культурной политики, вытекающей из его основных задач в этой сфере.
Государство защищает культурное богатство страны как от физического разрушения, так и от коммерциализации, от неблагоприятных воздействий в самой культурной среде, как внутренней, так и внешней, связанных с обслуживанием примитивных запросов, несоответствующих отечественным традициям и порождаемых массовой культурой общества потребления, а подчас и прямой информационной агрессией внешних конкурентов.
Культура — это не совокупность артефактов, культура — это сфера производства латентных образцов социального и политического поведения; смыслов, целей и ценностей человека, значимых для него норм и запретов, наличие которых и отличает в конченом счете его от животного.
По существу, эта мысль в ином виде сформулирована и в документах ЮНЕСКО. В частности, во Всеобщей декларации о культурном разнообразии: «Культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков — духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования».
Там же: «Особое внимание следует уделять … специфике предметов и услуг культурного назначения, которые, будучи носителями самобытности, ценностей и смысла, не должны рассматриваться как обычные предметы или потребительские товары».
Это — к вопросу о попытках рассматривать культуру в качестве одной из сфер рыночной коммерциализации. Как только мы потребуем от учреждения культуры, например от музея, зарабатывать деньги на коммерческой деятельности — оно тут же превратится в место проведения праздничных корпоративов.
Однако сама постановка вопроса о прикладном значении культуры несёт оттенок потребительского отношения к ней и непонимания, что она даёт не «что-то частное» — а что она дает вообще всё. Она первична и для самосознания общества, и для его производственной сферы. Потому что определяет и способность создавать технологии производства, и возможности пользоваться технологиями — и цели данного производства.
Поэтому, когда ставится вопрос о том, что документы, определяющие основы и концепцию государственной политики в области культуры, не должны затрагивать вопросы общеполитической стратегии в силу того, что последние определяются другими государственными документами, это не может не вызвать возражения. Культура страны не бывает вне политики, вне целей общегосударственной, общенациональной стратегии — но она не может быть и её служанкой. Нельзя выстроить эффективную внешнюю и внутреннюю политику страны, игнорируя значимые для её народа ценности и нормы, всё то, что упомянутая Декларация ЮНЕСКО определяет как «образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования».
С одной стороны, само это утверждение антиисторично: получается, что характерные для России нравственные ценности не только не являются самобытными, но и сугубо производны от других, выработанных другими народами. Это просто неправда: во-первых, потому, что эти ценности начали формироваться ещё в дохристианский период, и само христианство было принято народом потому, что соответствовало ценностям русского народа; а во-вторых, потому, что русская культура и русский народ сами были субъектом формирования мировой культуры и во многом повлияли на то, что сегодня выглядит как «общепринятые ценности».
С другой стороны, конечно, в истории любой страны действуют общие социологические и исторические законы, но в каждой стране они действуют предельно по-разному, через самобытные формы их воплощения.
Тем более сводить всё к постулатам мировых религий — вообще неточно: Россия сегодня сближается с Китаем, представляющим собой особую цивилизацию, — но одна из особенностей этой цивилизации в том, что в основе её лежит атеистическое философско-этическое учение Конфуция. Иными словами, религия вообще играет предельно разную роль в ценностном мире разных стран и обществ.