Контрольная работа на тему «Золотой век» русского искусства. Архитектура Москвы и Петербурга первой половины 19 века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОГО ИСКУССТВА 5
1.1 Живопись «Золотого века» 5
1.2 Литература «Золотого века» 7
1.3 Музыка и театр «Золотого века» 11
2. АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ И ПЕТЕРБУРГА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 14
2.1 Архитектура Москвы первой половины XIX века 14
2.2 Архитектура Петербурга первой половины XIX века 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Введение:
XIX век смело можно назвать веком небывалого взлёта русской культуры. Несмотря на то, что в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от европейских государств, в культурном плане она во многом опережала своих соседей.
Причины развития культуры:
— Реформы Петра I;
— Просвещенный абсолютизм Екатерины II;
— Постепенное установление более близких контактов с Западной Европой;
— Развитие капиталистических отношений внутри страны;
— Возникновение оппозиционных течений в обществе.
Важную роль сыграла победа в войне 1812 года и последовавший за ней рост национального самосознания.
Однако стоит отметить, что правительство сдерживало развитие культуры, борясь против общественной мысли в музыке, живописи, литературе и публицистике. К тому же, крепостное право ограничивало доступ к достижениям культуры господствующими классами; широкое народное образование не приветствовалось.
Актуальность выбранной темы свидетельствует о том, что в истории России вторая половина XIX века занимает особое место. Это время большого подъема, дальнейшего развития. Этот период связан со сдвигом в экономической и политической жизни страны.
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры.
Сила русского национального искусства выражалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Чтобы поистине оценить и понять современную культуру, надо обратиться к ее истокам и расцвету русского национального искусства.
Таким образом, тема культуры России XIX очень актуальна для настоящего времени, так как ее изучение и рассмотрение выполняет важные образовательные, информационные и культурные функции.
Объектом исследования является история культуры российского государства в XIX веке.
Предметом исследования являются исторические условия развития культуры, состояние просвещения, развитие художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства, архитектуры Москвы и Петербурга, а также вклад отечественной культуры XIX в. в мировую культуру.
Целью данной работы является изучение поставленных вопросов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть живопись «Золотого века»;
— рассмотреть литературу «Золотого века»;
— рассмотреть музыку и театр «Золотого века»;
— рассмотреть архитектуру Москвы первой половины XIX века;
— рассмотреть архитектуру Петербурга первой половины XIX века.
Заключение:
Золотым веком русской культуры называют в истории XIX столетие. Это было время, когда, впитав и творчески переосмыслив мировые тенденции в искусстве, русские творцы стали авторами величайших произведений, по всем оценкам не уступающих знаменитым образцам европейской живописи.
Сильные изменения произошли и в живописи. В 1870-ые четырнадцать художников вышли из состава Академии художеств, придерживавшейся консервативной политики, и образовали «товарищество передвижников», стремящееся к популяризации искусства и вовлечении провинции в художественную жизнь страны. Картины передвижников были сатирическими и обличительными, в них фигурировали бытовые сюжеты, большое внимание уделялось крестьянству. Самые известные художники XIX века: И. Суриков, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.Й. Куинджи.
Успешно развивались выделившиеся в самостоятельную область гуманитарные науки: с ростом национального самосознания возросло желание россиян познать свою историю; важной задачей стала разработка норм русского литературного языка, что дало ведущую роль в становления культуры литературе. Именно она определила XIX век как «золотой век» русской культуры.
Сменялись различные эстетические направления: сентиментализм, романтизм, реализм. Утверждались ценности русской литературы: народность, патриотизм, высокие гуманистические идеалы и поиски социальной справедливости. Несмотря на жесткую цензуру, которой подвергались произведения, литература оставалась важным инструментом развития общественной мысли. В XIX веке творили такие писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, А.И. Куприн, М. Горький и многие другие классики.
В первой половине XIX века в России оживилась театральная жизнь. Театр развивался аналогично литературе — в нем в первые десятилетия века господствовали классицизм и сентиментализм, затем сменившиеся реализмом. Ставили пьесы Ф. Шиллера, У. Шекспира, Н.В. Кукольника. Важным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». В развитии российского театра огромную роль сыграл драматург А.Н. Островский, чьи пьесы почти три десятилетия украшали Большой и Малый театры.
В России постепенно складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов. Развивался театр в провинции, возникали частные и «народные» театры.
Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у иностранных авторов, а искали собственные пути музыкального самовыражения, примером чего может служить появление русского романса, где народные мотивы сочетались с романтизмом. В XIX веке творили такие композиторы, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский.
Русская архитектура первой половины XIX следовала традициям позднего классицизма. Для нее было характерно создание крупных, единых, гармоничных ансамблей, что особенно чётко можно увидеть на примере Петербурга, где были воздвигнуты здание Адмиралтейства, Казанский и Исаакиевский соборы. Сгоревшая в 1812 году Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом. Подражая столицам, преображались и провинциальные города.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными.
Фрагмент текста работы:
1. «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОГО ИСКУССТВА
1.1 Живопись «Золотого века»
В первой половине столетия в живописи господствовал академический классицизм. Художников Академия художеств призывала соблюдать основные каноны классицизма и писать в основном на религиозную тематику, а также использовать библейские и мифологические сюжеты. Все это не находило отклика у молодых художников, которые хотели выйти за эти узкие рамки. И им это удалось. Так творчество О. Кипренского и В. Тропинина отличают необычные черты, которые были навеяны идеями романтизма. Романтическим идеалом этого времени был национальный подъем, связанный с Отечественной войной 1812 года.
Перешагнув строгие каноны классицизма, живописцы стремились передать многообразие, а главное неповторимость окружающего мира. Новое восприятие затронуло привычные портрет и пейзаж, а также породило и новы жанр – бытовую картину. А. Венецианов, землемер по образованию, ушедший со службы ради живописи, считается основателем бытового жанра. Основной темой его творчества была сельская жизнь. В этом же жанре творил и П. Федотов, картины которого нагружены как комедийно-сатирически, так и драматически, а самого художника называли «Гоголь в живописи».
Нельзя не вспомнить К. Брюллова, сочетающего в своих произведениях академизм и романтизм. Академизм свойствен А. Иванову, который 20 лет писал свою знаменитую картину «Явление Христа народу» .
Вторая половина XIX века ознаменовалась поворотом живописцев к критическому реализму. Теоретиком-пропагандистом этого направления стал критик, историк искусства Владимир Стасов (1824-1906). Активное начало этого связывают с именами И. Крамского, Г. Мясоедова, В. Перова, которые объединились в Товарищество передвижных художественных выставок. Позже их стали называть просто художниками-передвижниками. Они определили самые важные направления развития живописи, а основную задачу своих передвижных выставок они видели в пропаганде живописи русских художников. В товарищество входили все талантливые художники, которые прославили Россию на весь мир: Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Левитан, Серов. Их полотна украшают самые знаменитые музеи.