Контрольная работа на тему Женские образы в творчестве русских писателей и поэтов XIX века.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Типология женских образов в русской
литературе XIX века 3
Заключение. 9
Список литературы.. 11
Введение:
Мировую
литературу без образа женщины представить невозможно. Даже не будучи главным
героем произведения, она привносит особый характер в повествование
В
произведениях русских писателей женщине всегда отводилось особое место. И.С.
Тургенев воспел образ стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы
девушки; Н.А. Некрасов восхищался образом женщины, которая «коня на скаку
остановит, в горящую избу войдет»; для А.С. Пушкина главной добродетелью
женщины была ее супружеская верность.
Женский
образ всегда окутан условностями, тайнами, а зачастую и устоявшимися мнениями,
даже стереотипами. Образ женщины в литературе – это сложный комплекс параметров
(социально-этических, этнографических, культурно-исторических и
психологических), связанных с общественными установками и требованиями,
предъявляемыми к женщине. Русская литература обладает богатой традицией
изображения женщины. Достаточно назвать имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого,
открывших всему миру целую галерею типов русских женщин.
Цель исследования
– проанализировать женские образы в творчестве русских
писателей и поэтов XIX века. Соответственно были
сформулированы следующие задачи исследования:
— привести типологию
женских образов в русской литературе XIX века;
— раскрыть образ женщины в
рассказе М. Горького «Женщина с голубыми глазами»;
— рассмотреть особенности
женских образов в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
Заключение:
На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие
основные выводы.
Образ – понятие, центральное в искусстве, литературе и науке, при этом –
многозначное и трудноопределимое. Оно иллюстрирует связи искусства и
действительности, роль художника в создании произведения, внутренние законы
искусства, раскрывает отдельные аспекты художественного восприятия. Образ героя
– это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в
индивидуальном облике героя.
В результате проведенного анализа были описаны женские образы, характерные
для произведений разных периодов XIX столетия.
Ю.М. Лотман в своей работе выделяет стереотипы женских образов в русской
литературе:
— образ «нежно любящей женщины, жизнь,
чувства которой разбиты» (тургеневские героини, женские образы в произведениях
И.А. Гончарова, женщина как идеал жертвенности в романе Ф.М. Достоевского
«Идиот»);
— образ «демонической» женщины, которая
презирает условности и ложь светского мира: «демонический характер, смело
разрушающий все условности созданного мужчинами мира» (образы женщин –
разрушительниц норм «приличного» светского поведения);
— образ «женщины-героини», характерная черта
которого – «включенность в ситуацию противопоставления героизма женщины и
духовной слабости мужчины» (в творчестве Н.Г. Чернышевского (В.П. Кирсанова,
героиня произведения «Что делать?», И.А. Гончарова, в (Ольга Ильинская).
Е.В. Головина классифицировала женские образы-типы с точки зрения
общечеловеческих качеств следующим образом:
— таинственная незнакомка – как идеал вечной
женственности, образец женщины-«музы», вдохновляющей мужчин.
— представительница «демонического» (термин
Ю. Лотмана) типа женщины, способной сыграть роковую роль в жизни мужчины.
— женщина с голубыми глазами как образец
жены-матери.
— тип «обманутых» женщин, наивных,
терпеливых, страдающих.
— тип «сильной» женщины, противопоставленной
в произведении мужчине.
Выразителем типичного и особенного русской женщины второй половины XIX века
стал И. С. Тургенев. Рожденный им тип «тургеневской девушки» продолжает «поле
Татьяны» А.С. Пушкина.
Таким образом, в классических произведениях XIX века встречаются такие
литературные типы женских образов: «нежно любящая женщина», «демонический
характер», «женщина–героиня», «поле Татьяны», «романтическая женщина»,
«тургеневская девушка». Центральным для литературного типа женского образа
является понятие «поле Татьяны». В нём сочетаются два противоположных начала:
объединение простоты, искренности и в то же время светскости и образованности.
В девушке присутствуют женственность и сила духа.
Вводимый Ф.М. Достоевским
тип женских характеров П.М. Сероштанова называет «инфернальным», т.е.
демоническим. Непредсказуемость и
таинственность таких женщин сводят с ума мужчин, а их демонический внутренний и
внешний мир способны притянуть даже самого неискушенного. В качестве примеров
автор приводит несколько образов, в том числе и образ Настасьи Филипповны. Её
образ очень противоречив: в детстве она была умна, добра и порядочна, сейчас же
– жестока, бесстрашна, своенравна.
Таким образом, в произведениях XIX века встречаются следующие литературные
типы женских образов: «нежно любящая женщина», «демонический характер»,
«женщина-героиня», «поле Татьяны», «романтическая женщина», «тургеневская
девушка».
Фрагмент текста работы:
Типология женских образов в русской литературе XIX века Для русской литературы XIX века характерно разнообразие типов от
«демонических» натур до «тургеневской девушки» и «жертвенной Сони». В
литературе XIX века в произведениях доминировали мужские образы. Однако интерес
русских классиков к изображению женских образов был очень велик.
Ю.М. Лотман в своей работе выделяет стереотипы женских образов в русской литературе
[7, 65-72].
Первый – это образ «нежно любящей женщины, жизнь, чувства которой разбиты».
Идеал женщины этого плана-жертвенность во имя другого. Жертвенность характерна
для всех тургеневских героинь. В романе «Дворянское гнездо» мы видим Лизу
Калитину, которая уходит в монастырь и жертвует своим счастьем. Мотивы
произведений И. Тургенева продолжает И.А. Гончаров. В романе «Обыкновенная
история» автор знакомит читателя с Лизаветой Александровной, которая отдает
материнское чувство, дружескую привязанность, внимание племяннику мужа, Саше.
Ее тоска, болезнь, кризис всей жизни станут очевидными только в финале. Еще
более усиливает идею жертвенности русских женщин Ф.М. Достоевский. «Сонечка,
вечная Сонечка, пока мир стоит!» – восклицает писатель, говоря о вечности и
верности, в его понимании, жертвенного женского образа [5].
Второй образ, выделяемый Ю. Лотманом, – «демонический характер, смело
разрушающий все условности созданного мужчинами мира». В эпоху романтизма
«необычные» женские характеры вписались в философию культуры и одновременно
сделались модными. В литературе и в жизни возникает образ «демонической»
женщины, которая презирает условности и ложь светского мира. Возникнув в
литературе, идеал демонической женщины создает целую галерею женщин – разрушительниц
норм «приличного» светского поведения.
Третий образ – образ «женщины-героини». Характерная черта – «включенность в
ситуацию противопоставления героизма женщины и духовной слабости мужчины». В
русской литературе этот тип берет начало от творчества Н.Г. Чернышевского (В.П.
Кирсанова, героиня произведения «Что делать?»). Близки к этому типу и некоторые
героини И.А. Гончарова, в частности Ольга Ильинская.
В русской классической литературе встречаются и такие идеалы героинь, как
«горячие сердца», рушащие привычные нормы женского поведения. Подобные образы
представлены в произведениях А.Н. Островского. В его пьесах выведены
непривычные для стереотипов женского поведения персонажи такие, как Лариса
Огудалова, Снегурочка, Катерина. Этих героинь отличает стремление к воле,
свободе, самоутверждению.
В первой половине XIX века сложилось представление о женщине как наиболее
чутком выразителе эпохи – взгляд, основателем которого прежде всего явился А.
С. Пушкин. Образ Татьяны из романа «Евгений Онегин» дал начало целой плеяде
женских образов литературного типа, названного Ю.Лотманом «полем Татьяны» [7,
50]. В нём объединяются простота, искренности и в то же время светскость и
образованность.
Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
Основой ее образа являются устойчивость, сила духа, способность к поступку, к
построению своей судьбы, ответственность за близких; вторая сторона ее образа –
это романтическая натура, чувственность, эмоциональность, возвышенность. Именно
тип «поле Татьяны» порождает развитие в женских литературных образах
несопоставимого слияния двух начал.
Для середины XIX века характерны изменения в культурном сознании русского
человека. В литературе появляются новые герои, новые сюжеты, новые темы:
«Гроза» А.Н. Островского; романы И.С. Тургенева «Накануне», «Отцы и дети»;
«Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского; поэма Н.А. Некрасова «Русские
женщины» и т. д. Художественное обобщение шло по пути создания собирательного
образа героя: таким своеобразным героем своего времени стала и русская женщина.
Выразителем типичного и особенного русской женщины второй половины XIX века
стал И. С. Тургенев. Рожденный им тип «тургеневской девушки» продолжает «поле
Татьяны». «Тургеневская девушка» – это девушка со сложной судьбой, необычным,
изменчивым темпераментом. Страстным, пылким характером, глубоким внутренним
миром. Отдающаяся любви, если она случается, полностью. Такой девушке
свойственна нравственная чистота и искренность. Она натура противоречивая и
непостоянная, также сильная и незаурядная личность, готовая к
самопожертвованию. Яркая представительница этого образа – Ася из одноимённой
повести И.С. Тургенева. Героиня повести – открытая, романтичная и страстная
девушка, поражающая непосредственностью и благородством.
Таким образом, в классических произведениях XIX века встречаются такие
литературные типы женских образов: «нежно любящая женщина», «демонический
характер», «женщина–героиня», «поле Татьяны», «романтическая женщина»,
«тургеневская девушка». Центральным для литературного типа женского образа
является понятие «поле Татьяны». В нём сочетаются два противоположных начала: объединение
простоты, искренности и в то же время светскости и образованности. В девушке
присутствуют женственность и сила духа.
Другое направление
исследований связано с