Контрольная работа на тему Жанровое своеобразие и основные темы сказок М.Е. Салтыкова — Щедрина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЫ СКАЗКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.. 5
1.1 Жанр сказки в литературоведении. 5
1.2 Отличительные черты сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6
ГЛАВА 2. КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.. 7
2.1 Ирония и сарказм в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 7
2.2 Гротеск,
алогизм, пародия и саморазвенчание героев в художественной системе сказок М.
Е. Салтыкова-Щедрина. 9
ГЛАВА 3. СВЯЗЬ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ И МИФОПОЭТИКА В СКАЗКАХ
САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА И АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ.. 12
3.1 Общечеловеческое звучание сказок. 12
3.2 Мотив перевоплощения в сказках. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 15
Введение:
Среди русских классиков,
мастеров художественного слова XIX века
М. Е. Салтыков-Щедрин занимает особое место. И не только из-за своеобразного
характера его творчества, выдающейся общественной деятельности, а прежде всего
из-за высокой гражданской позиции самого писателя. Все его творчество
становилось своеобразным откликом на важные злободневные события России,
превращаясь в яркую картину повседневной действительности: здесь и глубокая
едкая сатира, зачастую политическая, и раскрытие психологии души человека, и
каждодневность быта людей города и деревни, их насущные жизненные, в том числе
и семейные проблемы.
Основным своим оружием в
борьбе с несправедливостью писатель избрал смех, считая это оружие очень
сильным, ибо, как справедливо заметил исследователь А. Бушмин, «ничто так не
обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже
раздался смех», гневный, обличительный,
едкий, сатирический, бичующий.
Творческое наследие писателя
становилось предметом изучения многих литературоведов: А. М. Скабичевский, А.
И. Введенский, В. Я. Кирпотин, А. С. Бушмин. Б. Я. Бухштаб, Т. Г. Леонова, К.
И. Соколова и другие.
Сразу же после публикации
сказок «Премудрый пескарь», «Бедный волк» писателя одним из первых
проанализировал их художественное своеобразие А. И. Введенский, который очень
точно, но с горечью определил проблему,
на которую обратил внимание Салтыков-Щедрин: «Непользование своими правами совершенно такое же
общественное зло, и зло преступное, как и неисполнение своих обязанностей».
Ученый А. М. Скабичевский,
подчеркивая в сказках писателя их философское отражение русской истории и
нравственности, даже предложил свою типологию «Сказок» М. Е. Салтыков-Щедрина:
Таким образом, в
дореволюционной науке уже были попытки проанализировать глубину сказок писателя
с историко-общественных и культурно-эстетических сторон, однако их образный мир
еще не стал предметом анализа.
В советское время творчество
писателя рассматривается в основном с точки зрения революционного движения.
Внимание современных литературоведов привлекает нравственно-этическая сторона
произведений М. Е. Салтыков-Щедрина, следование русским духовным традициям и
системе ценностей.
Актуальность нашей работы
заключается в том, чтобы, обобщая многочисленные исследования литературоведов о
жанровом своеобразии широко известных сказок, написанных в 19 веке, отметить
при этом современность их звучания.
Предметом нашей проектной
работы является жанр литературной сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, который будет
рассмотрен в нескольких аспектах (символическом, философско-эстетическом,
мифопоэтическом).
При написании данной
проектной работы мы ставили перед собой такую цель: изучение жанрового
своеобразия и тематики сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Данная цель предполагает
решение следующих задач:
— дать определение понятиям
«жанр», «сказка»;
— рассмотреть связь сказок
Салтыкова-Щедрина с фольклорными традициями, проанализировать их мифопоэтику;
— выделить отличительные
признаки сказок писателя.
Научная новизна изучения
жанрового своеобразия сказок Салтыкова-Щедрина заключается в попытке
представить собственную версию сходства между народными сказками и сказками
Салтыкова-Щедрина.
Структура работы: введение,
3 раздела, заключение, список использованной литературы.
Область применения:
преподавание литературы в школах.
Предметом нашей проектной
работы является жанр литературной сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, который будет
рассмотрен в нескольких аспектах (символическом, философско-эстетическом,
мифопоэтическом).
В работе использовались
историко-литературный, историко-генетический, сравнительный, типологический
методы, а также культурологический комментарий.
Для анализа мы взяли три
сказки Салтыкова-Щедрина: «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик». Наш выбор объясняется
типичностью тем, раскрываемых сатириком в этих сказках, и популярностью
текстов.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя сказки М. Е.
Салтыкова-Щедрина, мы пришли к следующим выводам: выбор писателем жанра сказок
был не случаен. Он позволял ему обойти цензуру и в аллегорической форме сказать
правду, высмеять самодержавные устои общества и, как следствие, пороки людей
своего времени, потому что, на наш взгляд, государственная система во многом
формирует и общественные нравы. От «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» (А.
Н. Островский) и «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь…» (Н. В. Гоголь) до
современного «Какие песни, такие мы».
Но цензура, безусловно, была
не главной причиной для выбора жанра. Форма сказки, волшебство, сказочные
элементы и перевоплощения позволяли писателю заявить о своей гражданской
позиции – смело и гневно, при этом писатель создал новый, оригинальный жанр
политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной
политической действительностью. Такому своеобразию сказки способствуют и
использование Салтыковым-Щедриным художественных – сатирических –приемов:
иронии, сарказма, гиперболы, гротеска, алогизма и пр.
Таким образом, в
иносказательной форме писатель обличает устои самодержавия, его законы,
поднимает на высокий, заслуживающий уважения, уровень простого народ,
крестьянство в лице мужика, едко высмеивает человеческую глупость, невежество,
ограниченность и раболепие.
Писатель был смелым и
мужественным человеком, его сатира как обличение пороков общества, его нравов и
порядков, типов характера и поведения заслуживала уважения соотечественников,
заслуживает уважения и наших современников. Он не был равнодушным – и это
главное, чему нужно учиться нам всем у него. «Не может сын глядеть спокойно на
горе матери родной» – только такие неравнодушные сыновья могут называться патриотами.
Сказки Салтыкова-Щедрина не
утратили своей актуальности, жизненности и злободневности, помогая людям
посмотреть на себя со стороны, они призваны и по сей день бороться с
пережитками прошлого и безнравственностью, вот почему по-прежнему любимы
многими нашими современниками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ЖАНРОВОЙ
СТРУКТУРЫ СКАЗКИ
В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
1.1 Жанр сказки в
литературоведении
Жанр литературный (от фр.
Gеnrе – род, вид) – это исторически складывающийся и развивающийся тип
литературного произведения (художественного, публицистического, научного и
др.). Литературные жанры с незначительными изменениями переходят из одной эпохи
в другую, и каждый писатель вносит в свои произведения какие-то индивидуальные
особенности в разработке того или иного жанра. Более того, каждое известное
произведение имеет какую-то жанровую особенность, которая должна быть
определена в историко-литературном исследовании. Именно в оригинальных
произведениях известных мастеров и начинаются изменения жанровых форм.
В частности, сказка –
фольклорный и литературный жанр, имеющий свои типологические характеристики.
Именно как жанр обычно определяется сказка в фольклористике и
литературоведении.
Ещё древнерусская литература
начала осваивать сказочный жанр. Вопрос о путях вхождения народной сказки в древнерусскую
литературу и в русскую литературу 18 века, о её роли в творчестве отдельных
писателей, и о её функциях в системе того или иного произведения, на наш
взгляд, достаточно хорошо изучен, например, Д. С. Лихачёвым в его труде
«Поэтика древнерусской литературы».
С 1760-х годов народная
сказка вызывает повышенный интерес, начинают издаваться сказочные сборники.
Основной материал сборников составляли пересказы и обработки народных сказок.
Авторы пересказов ставят свои акценты на идейном звучании сказки, меняется
стиль повествования, хотя у большинства авторов отмечается стремление к
дальнейшей стилизации путём введения народно-поэтических слов, фигур
народно-поэтического синтаксиса. Ведущим в литературе 18 века также становятся
аллегорические сказки просветительской направленности либо масонской. Интерес к
литературной сказке проявляли и русские романтики (М. Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб», П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»). Трансформацию жанра наблюдаем у А.
С. Пушкина в связи с реалистическими традициями. В реалистической сказке мы
находим стремление не стилизовать сказочный мир, а постичь истоки народного
сознания и формы его выражения, изнутри почувствовать позиции народа. Именно
поэтому в сказке, в ее предметном мире, проявляется авторская позиция, оценка
социального мира, конкретизация реалий времени.