Контрольная работа на тему Жанровое и художественное своеобразие романа Д. Сфивта «Путешествие Гулливера»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Жанровое своеобразие романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера» 4
2. Художественное своеобразие романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера» 10
Заключение 16
Список литературы 17
Введение:
В работе исследуется произведение «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта в свете мирового научно-фантастического жанрового канона. Данное произведение отличается активным введением интертекстуальных отсылок к прецедентным научно-фантастическим текстам, которое выходит далеко за пределы единичных образов и выражается в использовании оригинальных жанровых моделей.
Творчество Дж.Свифта выделяется на общем фоне английской литературы раннего Просвещения исключительной глубиной его сатиры. Ненавидя феодализм и его пережитки гораздо более страстно, чем большинство его современников, Свифт отличается в то же время и гораздо большей прозорливостью в оценке новых, буржуазных общественных отношений, которые кажутся ему враждебными человеку по самой своей природе.
Книга под названием «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей» увидела свет в 1726 г. Этот роман – самое крупное и, наверное, самое известное на данный момент произведение знаменитого английского сатирика Джонатана Свифта (1667-1745).
Цель работы: рассмотреть жанровое и художественное своеобразие романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера».
Заключение:
Таким образом, Дж. Свифт – один из самых выдающихся сатириков в мировой литературе, оказавший влияние на творчество многих именитых писателей и драматургов. Он создал классические образцы сатиры, в его творчестве «оживают формы гротескной сатиры», но они претерпевают существенные и кардинальные изменения: исчезает их положительность. Сатира писателя сильна не только своей идейно-политической направленностью, но и умелым использованием языковых средств. Говоря о самом романе, нужно отметить, что он является замечательным синтезом всех сатирических форм, появившихся в литературе до него.
Автор создал сатирический роман, в котором развертывается если не система характеров, то система сложных обстоятельств, обозреваемых, осмысливаемых Гулливером. С одной стороны – меняющийся характер Гулливера, вначале искренне верящего в разумность и справедливость буржуазных отношений, а затем возненавидевшего их, придает единство резко отделенным друг от друга частям романа. С другой стороны, и при детальном рассмотрении системы типизированных обстоятельств можно различить некие связующие линии, которые соединят картины жизни в Лилипутии, Лапуте, Лаггнеге, а также в утопических государствах – Бробдингнеге и Гуигнгнмии. Во всех четырех частях романа сатирическое действие сосредоточивается в зоне власти, государственного устройства, перерастая в генеральное наступление на общественные устои в целом и на мораль, в частности.
Фрагмент текста работы:
Жанровое своеобразие романа Д. Свифта «Путешествие Гулливера»
Среди наиболее известных произведений жанра утопии Нового времени стоит назвать незаконченный роман Ф. Бэкона «Новая Атлантида» (1626), дилогию французского писателя и философа Сирано де Бержерака «Иной свет, или государства и империи Луны» (1657) и «Иной свет, или государства и империи Солнца» (1662), антирелигиозную утопию французского писателя Дени Вераса «История севарамбов» (1677-1679), «Путешествия Гулливера» (1762) Джонатана Свифта. В большинстве перечисленных произведений представлены характерные черты сатирико-фантастического жанра, а в центре повествования этих романов-утопий XVII-XVIII в. – вопрос об идеальном общественном устройстве, а также система этических норм и нравов, принятых в обществе.
«Путешествия Гулливера» Дж. Свифта (1726 г., полное название – «Путешествия в некоторые отдаленные страны в четырех частях: сочинение Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей») были написаны как пародия на «Новую Атлантиду» Ф. Бэкона (1627 г.), и роману, представляющему собой безжалостную сатиру на современное Свифту английское общество, присущи все типические черты антиутопии. Особенно очевидно это в последней, четвертой его части, действие которой происходит в стране гуингмов.
Впервые на русский язык это произведение было переведено в 1772 г. Ефимом Коржавиным, и называлось оно «Путешествий Гулливеровых книга I, содержащая в себе путешествие в Лиллипут». Любопытно отметить, что книга английского автора была переведена на русский язык переводчиком не с оригинала, а с французского языка, что было очень характерно для переводческой деятельности XVIII в. Во всем мире успех книги был огромен, в России она также пользовалась большой популярностью. В 1780 г. в том же переводе вышло второе издание «Путешествий Гулливеровых». Затем книга была переведена и с английского языка, и к 1820 г. вышло уже ее третье издание. Перевод с английского мало чем отличается по языку от предыдущего перевода .
Финал тетралогии – не только сатира на общественное устройство и нравы Англии эпохи промышленного переворота, но и деконструкция главного смыслообразующего концепта эпохи Просвещения – человеческого разума и, шире, человеческой природы как таковой: высоко разумные и высоко нравственные лошади оказываются на высшей ступени социальной иерархии, низшую ступень которой занимают вновь впавшие в состояние дикости (а, возможно, и никогда не выходившие из него) люди-йеху.
То есть, разумная Природа одерживает верх над неразумным человеком; примечательно, что для этого, в отличие от перегруженных различной машинерией и спецэффектами антиутопий XX–XXI вв., ей не понадобилось никаких высоких технологий – достаточно было предоставить человека самому себе, дать ему возможность идти по предначертанному судьбой пути «назад в прошлое». Предложенный Свифтом вариант развития событий вполне допустимо воспринимать как одну из первых попыток предостеречь человечество, предупредить «человека разумного» о грозящей ему опасности – к сожалению, голос автора оказался гласом вопиющего в пустыне.
В жанре утопии можно выделить несколько ключевых направлений, акцентирующих внимание на разных аспектах жизни государства и общества: это утопия социальнополитическая (или законодательная), утопия экономическая, утопия технологическая. При этом разные авторы