История русской литературы Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Жанр «сна» в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева: темы, идеи, жанровые особенности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. МОТИВ «СНА» В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ. 3
2. «СОН» В ТВОРЧЕСТВЕ И.С.ТУРГЕНЕВА. 7
3. ОТРАЖЕНИЕ МОТИВА «СНА» В СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА. 10
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 14

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. МОТИВ «СНА» В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

Издавна сон привлекал внимание людей своей иррациональностью, связью с загадочными и таинственными силами. Состояние сна связывали с чем-то колдовским, пророческим, считали, что подобное состояние – это промежуток между жизнью и смертью. Сон и смерть похожи в своих проявлениях: внешнее спокойствие тела и отсутствие сознания. С другой стороны, сон – это дуальное состояние: оно связано с реальной жизнью, однако, часто заключает в себе пророческий характер. Эта особенность легла в основу сакрализации сна.
В мифологическом представлении сон – это некая усредненная составляющая, уравнивающая миры людей и демонов, зримое и незримое, обычное и экстраординарное. Спящий не удивляется тому фантастическому, что часто происходит с ним в течение сна, а проснувшийся, наоборот, бывает, числит события сна в ряду того, что с ним происходит.
Сон имеет огромное значение в психологии и психоанализе. З.Фрейд и его школа тщательно изучали феномен «сна», в частности, интерпретацию снов. Главное, что нужно уметь разглядеть и в снах, и в личности, — это соотношение внутреннего ядра индивидуума, сути Я, и окружения, отношений с внешним миром.
Архетипом сна на сегодня интересуются в психологии творчества, философской антропологии, теории культуры и истории эстетики.
Можно сказать, что сновидение — это «дверь» в неизвестное, сновидение — это то, без чего невозможно ощутить глубину человеческого существования, оно придает осмысленность и направленность всем дневным событиям.
Вообще, соотношение сна, его образов и культурного аспекта строится на системе личностных ценностей. В каждой культуре есть своё понятие и восприятие сна: его содержание предопределяется культурологическим аспектом. При этом сны имеют не только культурную основу, но и зависят от личностного компонента. Важно понимать, что переживаемые нами события оставили след в сознании и стали исходным материалом для сновидений. С помощью сновидений можно поближе познакомиться со своим подсознанием.
Особенный интерес вызывают символы, которые рассказывают спящему об истинном состоянии его души и тела, как в настоящий момент времени, так и на перспективу. Большинство символов, которые рождаются в подсознании и возникают в наших снах, корнями восходят к языческой символике народа и часто встречаются в художественных произведениях.
Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Спящий обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может воздействовать на сюжет сна. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.
Литература, начиная с античности и заканчивая творениями современных авторов, изобилует описаниями снов и видений, выполняющих различные функции. В Античной литературе находим примеры «вещих снов», носящих аллегорический характер. Немаловажное значение имеют вещие сны в греческом и римском романах. Причем, в греческом романе сны и видения осведомляют людей о воле богов не для того, чтобы они могли предотвратить удары судьбы, а для того, чтобы они с большей легкостью переносили свои страдания, в римском же романе они побуждают героев к определенным действиям, к активности.
В Библии различаются два вида снов: сны обыкновенные, естественные и сны, посылаемые человеку свыше. Последние сны с самых древних времен служили средством для открытия воли Божией человеку, и многие из них отличались своим высокопророческим значением. Пророческих снов достаточно много в Ветхом Завете. Господь давал людям способность истолковывать сны. Так, например, Иосиф получил Божественное откровение истолковывать сны хлебодару и виночерпию, так же и Даниил по Божественному внушению разъяснил сон Навуходоносору. Однако в христианской культуре отмечается отрицательное отношение к толкованию сновидений, так как полное и совершенное откровение воли Божией начертано для всех в Евангелии.
Сновидения в литературе средневековья и ренессанса используются авторами в качестве аллегорий и повествовательных приемов, иногда имеют и символический характер, например, в «Божественной комедии» Данте.
В средневековой европейской литературе существовал жанр видения. Канонические религиозные видения средневековья преследовали дидактические цели, они должны были устрашать грешников посмертными муками ада и утешать праведных рассказом о блаженстве рая.
В культуре позднего средневековья и Возрождения актуализируется философема «жизнь — сон». Она выражена, например, в драме Шекспира «Буря» в монологе герцога Просперо. В комедии «Сон в летнюю ночь» мотив сна занимает центральное место в сюжете, здесь сну уподобляются любовь, поэзия, искусство вообще.
Сновидения и видения мы можем обнаружить и во многих памятниках древнерусской письменности. Одним из самых ярких пророческих снов в древнерусской литературе является сон князя Святослава в «Слове о полку Игореве», насыщенный символикой. В древнерусской литературе существовал особый жанр публицистики — видение. Одной из особенностью данного жанра было использование фантастических элементов, детальное создание окружающей реальности или другого иллюзорного мира, чтобы преподнести читателю другую информацию, показать качественно другую характеристику персонажа или указать читателю на что-то важное.
В эпоху классицизма сны были наделены преимущественно полемической или сатирической функцией. Эпоха романтизма открыла глубокий и таинственный микрокосм человеческой души, который мог проявляться через сновидение. Сон, как нельзя лучше, отражал двоемирие человеческой души.
Введение сновидения как литературного приема, мотива сна в художественную ткань произведения является исконной, долговечной традицией русской литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы