Контрольная работа на тему Зачётное задание
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Выбранное произведение 3
Модус художественности 3
Дискурс 6
Парадигма художественности 7
Список источников 9
Введение:
Настоящая работа посвящена анализу литературного произведения короткого формата (рассказа) по трем признакам: модус художественности, дискурс, парадигма художественности. Эти понятия относятся к теории литературы и отмечают разные свойства произведения (литературного текста), согласно которым его можно рассматривать.
Фрагмент текста работы:
Выбранное произведение
Для разбора выбран рассказ А. П. Чехова «Баран и барышня», имеющий подзаголовок «Эпизодик из жизни „Милостивых государей“». Рассказ относится к раннему, сатирическому периоду творчества А. П. Чехова. Он написан в 1883 году и в Полном собрании сочинений входит в том, посвященный рассказам и юморескам. В этот период Чехов работает преимущественно как писатель-юморист, печатает отдельные произведения в журналах под различными псевдонимами. В центре сюжета рассказа — небольшая «жанровая» сцена: в дом к богатому барину приезжает молодая небогатая женщина, которая должна попасть к семье в Курск и пришла ходатайствовать о получении бесплатного билета на поезд, так как средств на проезд не хватает. Большая часть рассказа исполнена как диалог между барином и просительницей: барин неряшливо слушает просьбу, не вдумывается в обстоятельства, дает разномастные, часто не относящиеся к делу совету. Позже выясняется, что просительница ошиблась адресом и попала не к тому «милостивому государю». Рассказ завершается сюжетным поворотом, связанным с путанницей, и неудачей просительницы.
Модус художественности
Понятие модус художественности появилось в теории литературы в XX веке. В России его разрабатывали такие литературоведы, как М. Бахтин, В. Тюпа, Л. Фуксан.
Понятие восходит к латинскому корню modus. В литературоведении так принято обозначать способы актуализации законов искусства. В отличие от парадигм художественности (которые мы также разберем ниже в настоящей работе), которые характеризуют преходящие литературные эпохи и направления, модусам художественности свойственен внесисторический характер. Среди основных модусов художественности можно назвать следующие: героика, трагика, комизм, идиллика, элегия, драматизм, ирония. Эти категории представляют собой типологические, универсальные для любых стилей и эпох модификации эстетического сознания. Важно отметить, что любое художественное произведение обладает эстетической модальностью.
Рассказ «Баран и барышня» можно отнести к двум смежным модусам: комическому и сатирическому. Первый предпочтителен потому, что рассказ устроен как юмористическое произведение: в центре ситуация, которая предполагает использование модели комедии положений, герои в силу обстоятельств оказываются нелепыми и совершают «неверные», смешные контекстуально действия. В «Баране и барышне» смешны оба героя. Барин, который начинает разрешать ситуацию, не уточнив полные обстоятельства, не расспросив визетершу о ее намерениях и сути просьбы, смешон тем, что примеряет на себя заранее роль «решающего», человека, облеченного властью, способного помочь в любой ситуации. Барышня смешна ситуативно: в результате сюжетного поворота мы узнаем, что она пришла по неверному адресу, спутала дверь, и изложила свою деликатную финансовую просьбу незнакомому и неспособному помочь человеку.
Если комический модус описывает произведение в целом, то сатирический — его основную идею и настроение. Сатира в теории литературы — специфическое проявление комического, поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств. Иначе говоря, это злой смех, направленный против описываемого объекта. Для А. Чехова «злобно», сатирически смешон безымянный барин. Он говорит большую часть произведения, его собеседницу мы почти не слышим. Уже первые фразы рассказа «на сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать» нелестно характеризуют героя. Он ленив, празден, не делает ничего полезного и едва ли ищет, чем себя занять. Его разговор с просительницей устроен так же праздно и нелепо: с одной стороны, барин внешне обходителен («Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!»), с другой, неделикатен, начинает задавать множественные, но бессмысленные вопросы и давать советы, не разобрав, о чем его спрашивают («А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?», «Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо… Женишок? Покраснели?»). Бессмысленность его комментариев постепенно нарастает («Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… Хе, хе, хо… Небось, скука в этом Курске?») и показывает, что барин лишь хочет поговорить, но не задумывается о сущности прошения. В финале же выясняется, что саму просьбу о бесплатном билете на поезд барин пропустил и помочь с ней не может («Билет? Гм… У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня… Хе, хе, хе… Вы не туда попали, не на тот подъезд… Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с!»). В то же время его праздность позволила потратить немалое время незнакомого человека и привела к тому, что просительница не смогла попасть к нужному чиновнику. При помощи перечисленных характеристик, выстраивая неторопливый разговор, практически монолог, в котором до читателя доходят в основном реплики барина, а молодая посетительница лишь отзывается на его реплики, Чехов показывает бессмысленное самодовольство героя и высмеивает его, занимая активную авторскую позицию.
Дискурс
Понятие дискурс в литературоведении относится к такой катеегории, как коммуникация. Дискурс — это коммуникативное событие, возникающее в тексте. В новейшее время исследователи употребляют термин в качестве обозначения жанровой и смысловой цельности текстуально-речевого оформления актов сознания, ориентированных на другое сознание, на адресата. Адресованность художественного дискурса состоит не в сообщении готового смысла, а в приобщении к определенному способу смыслопорождения.
Дискурс существует в текстах, в которых формируется особая грамматика, лексикон, правила словоупотребления и синтаксиса, — «этикет», который образовывает возможный, альтернативный мир — собственно мир произведения. В литературе генерирующим (обобщающим) смыслом, строем художественного целого выступает модель присутствия личностного «я», а модификации художественной реальности здесь характеризуются с помощью модусов художественности.
В «Баране и барышне», согласно этому утверждению, можно выявить дискурс, связанный с ироническим изображением. А. Чехов выбирает для описания героя слова, принижающие его значение, — «сытая, лоснящяся физиономия», «милостивый государь» (согласно правилам письменного этикета XIX века, так аррибутировали персону формально значимую, но стоящую на низшей ступени иерархии, — то есть это обращение можно считать вежливо-презрительным). Речь героя провинциально-учтива (см. пункт «Модус художественности»), полна личными оборотами («сссадитесь»). При помощи речевых характеристик Чехов отображает комичность персонажа и неловкость диалога, его невозможность, ситуацию не-слышания, которая в результате выливается в неудачу героини и смех над героем.
Парадигма художественности
Термин «парадигма художественности» ввел в обиход литературовед В. Тюпа. Он создан по аналогии с термином «парадигма научности». Парадигма — начальная концептуальная схема, способ постановки проблемы и их решения, которые преимущественно используются в конкретный исторический период. В. Тюпа отмечал, что «смена представлений о месте искусства в жизни человека и общества, о его целях, задачах, возможностях и средствах, смена образцов, ориентиров, критериев художественности совершается в строгой стадиально-исторической последовательности. <...> Очередная парадигма художественной культуры не в состоянии отменить освоенного ранее». Таким образом, парадигма искусства — то, как эстетические категории рассматривались и применялись в избранный исторический период.
Рассказ «Баран и барышня» написан в 1883 г., в исторический период, когда литературный реализм стал намного острее и полемичнее, чем в более раннее время, например, в пореформенные 1860-е годы. Российское общество находилось в состоянии готовности к переменам, назревали многие проблемы, у которых в тот момент не было решения. Как во время многих кризисов, одним из основных состояний стала критика и сатира. Проблемы, которые нельзя было разрешить, можно было заметить, «подсветить» и высмеять. Рассказ «Баран и барышня» принадлежит к этому направлению. В нем показана, по сути, драматичная ситуация, отмечающая существующие сложности, — молодая женщина из разночинных (вероятно, Чехов не конкретизирует ее происхождение) слоев приходит к чиновнику с просьбой выделить ей бесплатный билет, так как средств на поездку к родным не хватает. Чиновник же туп, ленив и едва ли вдумывается в сущность просьбы. Этот сюжет можно показать в разных видах; вероятно, более ранние писатели-демократы создали бы на его основе страстное обличительное произведение. Чехов же уже не может прямо обличать ситуацию, как в силу ее укорененности в жизни общества, усталости, так и в силу цензурных соображений. Поэтому он избирает другой модус — затаенную иронию, показ отношения через мелкие детали, строй диалога, его пропорции, присутствие разных героев в беседе. Даже название «Баран и барышня» маркирует время создания и господствовавшие в части изданий установки — показ действительности через юмор, «анестезия» общественных проблем и в то же время их обострение через гротескное, преувеличенное изображение типажей.