Контрольная работа на тему Юридическая концепция общего блага
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Древнегреческая
философия как источник политико-правовой мысли. 5
2. Концепция
общего блага в Средневековье. 6
3. Общее
благо в Новое время. 8
4. Интерпретация концепции общего
блага в современном обществе. 11
5. Концепция
общего блага в постсоциалистической России. 16
Заключение. 20
Список использованной литературы.. 21
Введение:
В социально-историческом развитии
человечества, в контексте формирования демократических институтов, и гражданского
общества в частности, особое место в системе социальных норм занимает право и
правовые нормы, которые выступают нормативной формой организации общественных
отношений. Особенностью правовых норм является их общеобязательный характер, а
также обусловленность уровнем развития общества и реальными отношениями,
исторически сложившихся между людьми в процессе их взаимоотношений.
Вместе с тем, в глобализированном мире
юридические системы разных стран унифицируются в соответствии с нормами
международного права и в процессе их все более тесного взаимодействия,
имплементируются на внутригосударственном уровне, реализуясь в форме международно-правовых
обязательств. В результате высокие международно-правовые стандарты инкорпорируются
в национальные законодательные системы стран, которые находятся на разных
этапах общественного развития. В связи с этим возникает ряд вопросов: способны ли
страны обеспечить практическое выполнение вошедших в их правовые нормы
международно-правовых обязательств? И если нет, то каждое ли государство, которое
имеет национальное законодательство, хотя и приведенное в формальное
соответствие с международными нормами, является правовым в понимании не только
фактического наличия законодательной базы, но и в контексте обеспечения равенства
доступа к правам и свободам всех граждан, то есть в виде признанной свободы,
утвержденной в форме их правоспособности и правосубъектности? А также можно ли отождествлять
правовые нормы с правом и благом, как это делали и продолжают делать
юспозитивисты в нелиберальных странах? Поставленные вопросы актуализируют
данное исследование.
Теоретической основой исследования
значение права, а также его сущности как блага в системе общественных
отношений, выступили труды известных ученых. Парадигмальные положения,
касающиеся данной проблемы, были высказаны еще в античной философии Платоном,
Аристотелем, Демокритом и другими философами. Западноевропейской философией
Нового времени, в лице таких мыслителей, как Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш.
Монтескье, была развита естественно-правовая концепция. Наиболее глубокие
общетеоретические и методологические основы исследования вопросов, касающихся
нашей проблематики, были концептуализованы в трудах Г.-В. Лейбница, Канта, И.
Г. Фихте, Гегеля и др. Большой вклад в разработку этой тематики сделали В. Соловьев,
Н. Бердяев, И. Ильин, Г. Шершеневич. Отдельно следует отметить весомый вклад В.
Нерсесянца в раскрытии общего блага как правовой категории либерально-правовой
концепции.
Цель
данной
работы – раскрыть сущность юридической концепции общего блага, исследовать
ключевые социальные компоненты, которые делают существование права как блага в
системе общественных отношений.
Заключение:
На основании того, что общее благо членов
социально-политического сообщества включает в себя благо всех его членов на
основе законного, а значит – общесправедливого признания блага каждого
человека, общее благо всех и индивидуальное благо каждого по своей естественно
правовой сущности совпадают. Такая политико-правовая общность, которая может
обеспечить существование права как общего блага предусматривает наличие в обществе
устоявшихся либерально-правовых отношений. Ведь только в либеральном обществе
идея права как общая мера свободы, равенства и справедливости приобретает свое
бытие. В таком обществе господствуют уже формальное право и не «права»
избранных, как в нелиберальных сообществах, право как благо, в виде
универсальной общезначимой формы выражения свободы. Его роль заключается в
обеспечении общей и неотъемлемой свободы каждого индивида, а правовой функцией
является не ограничение свободы, а, наоборот, ее расширение. Следовательно,
правовые страны – это либеральные страны, где право своим содержанием
формализует свободу.
Фрагмент текста работы:
1. Древнегреческая философия как источник
политико-правовой мысли
Источники политико-правовой мысли берут
свое начало в древнегреческой философии с ее мифологическими представлениями о
месте человека в мире. Теоретическое осмысление роли права в
государственно-организованном полисном обществе связано с именами таких
мыслителей времен античности, как Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит,
Демокрит и другие. В античном философском дискурсе активно обсуждались проблемы
соотношения государства и права, права и справедливости, а также вопросы
социальной ценности права. Именно в эпоху Античности сложился рациональный
подход к пониманию правовых реалий, тогда же были заложены основы
теоретического осмысления права как блага в обществе.
Так, Аристотель в своих политических и
этико-нравственных поисках пытался определить универсальные – природные и
социальные – основания морали и права. Характеризуя справедливое как законное и
равное, Аристотель оговаривал общезначимость права в полисной жизни, ведь
«законы обращены ко всем гражданам, но выгодным их выполнение может быть либо
всем, либо более родовитым, или тем, кто у власти благодаря своим личным
качествам, или что-либо еще аналогичным способом, — так что в одном смысле мы
называем справедливым то, что способствует достижению и сохранению счастья, и
всего, из чего оно состоит в сфере жизни общегосударственной »[1, с. 109]. Тем
самым он доказывал, что благо государства, как и состояние правопорядка,
зависят от моральных качеств его граждан.
К осмыслению роли
государства и права в полисной жизни обращался Демокрит. Подчеркивая общую роль
государства в контексте усложнения общественных отношений античного мира, он
указывал на растущее значение закона и законности. По его мнению, качества,
необходимые для гражданина, создаются воспитанием, обучением [3, с. 121].
Демокрит считал, что если бы люди не завидовали и не вредили друг другу, то и
законы были