Контрольная работа на тему Язык и речь: определение, единицы, компоненты, структура речевого акта.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Характерные особенности языка и речи 5
2. Основные единицы языка и речи 9
3. Основные структурные компоненты и стилистические возможности языка 12
4. Речевой акт, его сущность и структура 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение:
Актуальность. Язык – это метод, который люди используют для общения друг с другом, часто с использованием слов и символов, созна-тельно используемых группой структурированным или традиционным образом. На языках можно говорить, подписывать и / или писать. Мы «за-программированы» на устную речь – как будто это инстинкт. Язык – одно из ключевых отличий от других приматов. Это важный элемент того, что делает нас людьми.
Речь – это выражение мыслей и чувств людьми посредством артику-лированных звуков, которые исходят из наших ротовой полости и носа (с помощью наших черепных нервов, легких, голосовых связок, горла, мяг-кого неба, зубов, лицевых и шейных мышц и языков). Речь – это один из способов выражения языка.
Ученые утверждают, что наибольшей эффективностью отличаются те научные исследования, которые выполнены на грани нескольких наук. Именно смежный интегрированный, междисциплинарный характер иссле-дований открывает неограниченные возможности для научного поиска, его результативности и производительности.
Язык и речь человека как раз и является теми феноменами, которые изучается многими науками. Как объект исследования речь и язык остают-ся общим для всех естественных и гуманитарных наук, однако их предме-ты исследования всегда специфичны, самоценных; они видоизменяются в соответствии с самобытностью и уникальностью той или иной области зна-ний. Каждый предмет исследования наук, интересы которых связаны с ре-чью и языком, всегда полон богатством и разнообразием содержания и форм того или иного аспекта этого уникального загадочного феномена.
Однако уже на современном этапе развития психологии становится ясно: нельзя согласиться с суждением, что речь коррелирует только с со-знанием, поскольку в нем, кроме сознания, имеющийся огромный слой бессознательных явлений. Она охватывает не только психическую, но и языковую часть речи, в которой это психическое отображается.
Недостаточным для современного уровня развития науки оказывает-ся и суждения, согласно которому речь – это речевое поведение, поскольку она, как правило, является спонтанной, реактивной, неосознанной, а язы может быть и диаметрально противоположным – рефлексивным, осознан-ным, целенаправленным. Итак, речевые явления требуют межотраслевых (гуманитарных, естественных, психофизических и др.) исследований, инте-грации концепций и различных интерпретаций этого феномена (без абсо-лютизации какой-то одного ученого), а не отдельных узкоспециализиро-ванных научных исследований.
Цель – теоретически охарактеризовать язык и речь: определение, единицы, компоненты, структура речевого акта.
Задачи:
1. Рассмотреть характерные особенности языка и речи;
2. Выявить основные единицы языка и речи;
3. Определить основные структурные компоненты и стилистические возможности языка;
4. Сформировать представление о речевом акте, его сущности и структуре
Заключение:
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что язык – система единиц общения и правил их функционирования.
Речь – конкретно применимый язык, средство общения в их реализа-ции. К речи принадлежит говорение (речевой акт) и результаты говорения (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молоде-жи, устной бытовой речи, художественной речи и т.п. Все это – разное ис-пользования возможностей языка.
Однако следует помнить, что язык и речь тесно связаны между со-бой: язык не только порождает речь, сдерживает ее безостановочную сти-хию, но и питается ее, меняется, развивается под ее влиянием. В речи появ-ляется новое, оказиональное, которое со временем может проникнуть в язык, стать фактом языка.
Структурными компонентами речи являются:
фонетическая (звуковая), фонетико-фонологическая система;
лексический (словарный) состав, или лексика;
фразеологический состав;
грамматический строй.
К структуре речевого акта относятся:
условия пропозиционального содержания;
подготовительные, или предварительные условия;
условия искренности;
существенное условие, или условие назначения.
Таким образом, уникальность речи состоит в своеобразном исполь-зовании языковых средств, в употреблении окказиональных (случайных) слов, словоформ, словосочетаний и др. Язык – явление психическое, а речь – психофизическое.
Фрагмент текста работы:
1. Характерные особенности языка и речи
Язык и речь – два разных инструмента общения. Язык – это инстру-мент, с помощью которого мы пишем, понимаем и т.д., а речь – это ин-струмент общения, который используется для вербального общения с дру-гими. Давайте подробнее остановимся на обоих, чтобы понять различия.
Одно из словарных значений языка – это передача чувств и мыслей через систему определенных сигналов, таких как звуки, голос, письменные символы и жесты.
Считается, что это очень специализированная способность людей, когда они используют сложные системы для общения. Изучение языков называется лингвистикой.
Сегодня люди говорят на многих языках. В языках есть некоторые правила, и они составляются и используются в соответствии с этими пра-вилами для общения. На языках можно не только писать, но иногда неко-торые языки основаны только на знаках. Это так называемые жестовые языки. В других случаях для компьютеров используют-ся определенные коды и т. д., которые называют-ся компьютерными языками или программированием.
В контексте нашего исследования следует остановиться на подробнее понятиях «язык» и «речь». По мнению С.В. Киселевой, язык – это таблица дискретных единиц, образцов (парадигм) языковых форм, продуктом ак-туализации которых речи – центральная функция психики человека, осу-ществляемая в тесном взаимосвязи с когнитивными и эмоциональными структурами, вплетена в поведение и личностные проявления человека, его социального взаимодействия, которая обеспечивает полноценное развитие и существование субъекта в обществе .
Рубинштейн различал «контекстную» и «ситуативную» речь. Опре-деляющая характеристика контекстного речи – ее связность, адекватность речевого оформления мысли лица, говорит или пишет с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятной на основании ее собственного пред-метного содержания. Для того чтобы его понять, не нужно специально учитывать конкретную ситуацию, в которой она осуществляется.
Ученый писал, что ситуативная речь, как и контекстное, имеет «соци-альное» направления, то есть направление на другого человека, но оно яв-ляется более выраженным, более осознанным, поскольку всегда направле-но на лицо, находящееся в специфических условиях на основании контакта в общей специфической ситуации общения. Содержанием ситуативного со-общения может быть лишь то, что непосредственно связано с ситуацией. А слушателем может быть только лицо, которое включено в эту ситуацию, поэтому, в отличие от контекстной речи, ситуативная речь всегда осу-ществляется с обязательным учетом условий, в которых она протекает. Впрочем, исследователь считал, что в чистом виде ни то, ни другое опо-вещение не существует, поэтому, следует говорить о преимущественно «ситуативном» или «контекстном» характере речи, на который влияют два основных фактора – предметное содержание речи и ситуация общения. В результате для того, чтобы быть адекватным средством общения, речь в различных условиях должно соответствовать различным требованиям, а говорящий пользоваться различными средствами.
Язык – сугубо человеческий способ общения в духовной и практиче-ской жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации. Язык (внешне и внутренне) – это способ существования мышления. Человеческая речь, в отличие от языка знакового взаимодействия животных, оперирует понятиями.
Речь – это акт употребления человеком языка для общения .
Речевое общение между людьми всегда осуществляется каким-то языком и подчиняется ее законам. Эти законы определяют порядок рече-вого общения, их нарушение затрудняет общение.
Функции языка: эмоционально-выразительная функция, воздействия, сообщения.
Язык человека выполняет эмоционально-выразительную функцию, отличную от неосмысленной внятной реакции животного. Выразительный компонент человеческой речи несет семантический смысл и способствует более полной и глубокой передачи мысли. Эмоционально-выразительная функция позволяет передавать отношение человека, который передает ин-формацию, к тому, что сообщается.
Функция влияния человеческой речи состоит в ее способности по-буждать других людей к действию. Сила такого влияния зависит от содер-жания и выразительности речи. Наиболее наглядно функция воздействия языка оказывается в приказе, требованию, просьбе или побуждают собе-седника сделать определенный поступок.