Религия Мира Контрольная работа Гуманитарные науки

Контрольная работа на тему Взаимоотношения политики государства и религии в России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Взаимодействие государства и церкви: концептуализация современных подходов 3
Глава 2. Проблемы взаимодействия государства и религии в России 13
Заключение 21
Список литературы 22

  

Введение:

 

История многих государств включает отношения между светской и церковной властью, государством и религиозными организациями. Взаимосвязь религиозных институтов и политических структур в истории религии приобрела чрезвычайно разнообразные формы. Среди этих форм теократические монархии, где государственная власть и государственная религия неразрывно связаны. В демократических странах принцип отношений между Церковью и государством становится их автономией друг от друга, и одним из основных прав человека является право изучать любую религию или быть атеистом.
Актуальность этой работы заключается в том, что 20-й век с его тоталитарными режимами породил такую странную и диковинную форму отношений, как принудительный атеизм, ставший мировоззрением многих государств, обязательным для всех граждан. Всем известно, что Государство и Церковь существовали, существуют и, по-видимому, будут продолжать существовать, оказывая огромное влияние друг на друга, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
И пока этот эффект существует, ученые и философы не потеряют интерес к изучению этих двух институтов, и знания, полученные в результате исследований, несомненно, будут полезны. Политика и религия в российском обществе всегда были связаны многими нитями и, по мнению исследователей, по-разному призваны содействовать личному и общественному благу людей. Поэтому необходимость разработки современной концепции взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации давно назрела [10, с. 19].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в свете вышесказанного, я думаю, что России нужна новая модель государственно-религиозных отношений, ориентированная на четкое закрепление конституционных принципов в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем отношения между государством и религиозными институтами. Такая модель должна устанавливать правовые пределы сближения власти и религии.
Только это может положить конец чрезмерному усилению влияния религии на социально-политические и экономические процессы, с одной стороны, и государственного вмешательства в религиозные дела, с другой.
Говоря о необходимости антиклерикальной конфессиональной государственной политики, мы не призываем вытеснять религию из всех сфер общества, препятствовать участию ассоциаций и религиозных общин в решении социально значимых проблем и лишить их права оценивать действия властей. Мы говорим только о четком разделении сфер компетенции светских и религиозных властей, об их невмешательстве в их соответствующие внутренние дела, как того требует конституционный принцип светского государства. Религиозная власть должна быть вне политики, но она каким-то образом вступит в контакт с политикой. Следовательно, необходимо искать оптимальную форму (в том числе политическое присутствие) религии в светском обществе.
Другими словами, Церковь призвана не управлять светской властью, не соглашаться с ней во всем и требовать разных привилегий. Он должен громко осудить моральные ошибки властей, благословить их на добрые дела, открыть и исцелить духовные язвы людей. Вот чего от этого ожидают толковые люди: быть совестью русского народа. В противном случае общество будет сметено новой волной отчуждения, потерей власти духовенства, ростом светского и даже религиозного антиклерикализма.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Взаимодействие государства и церкви: концептуализация современных подходов

Исторические процессы, происходящие в России в начале XXI в., позволяют констатировать глубокую трансформацию всех сторон общественной жизни: культурной, политической, экономической, социальной. Несомненную важность представляет проблема церковно-государственных отношений в современном обществе, отсюда такое внимание со стороны, как политической власти, так и общественности к взаимоотношениям данных институтов, в том числе и к соответствующему законодательству, регулирующему эти отношения.
Для концептуального анализа отношений церковь — государство, необходимо исследовать основные законодательные акты, регламентирующие и легитимизирующие существование религии и церкви в обществе, в частности, обеспечение степени свободы совести и вероисповедания отдельных индивидуумов и деятельность религиозных организаций. Из анализа законодательных актов можно сделать вывод, что государственно-церковные отношения — это отношения власти с:
а) религиозными организациями;
б) религиозными общинами;
в) управлениями и центрами религиозных объединений.
Механизмы взаимодействия государства, общества и церкви в науке рассматриваются в культурологическом, историческом, социологическом, социальном, юридическом аспектах.
Гражданское общество, как составляющая государства, является такой моделью общественного развития, которая предлагает сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничения государственных органов и негосударственных образований (институтов гражданского общества) для того, чтобы деятельность государственных органов всегда находилась в поле зрения негосударственных структур, которые, в свою очередь, должны соотносить собственные действия с законами и учитывать объективные потребности государства [12, с.61-69]. В научных исследованиях (в частности, А. Онищенко) отличаются три модели взаимодействия государства с институтами гражданского общества: конфронтационная, патерналистская и консенсусная. Последняя, по мнению автора, является оптимальной [13 с.12-15].
Государство и институты гражданского общества, при всей разнице между ними, имеют одну цель — консолидировать общество. Но механизмы консолидации, как и механизмы внутреннего взаимодействия, в них противоположны. Институты гражданского общества объединяют людей, обеспечивая им возможность свободно реализовать собственные интересы, а государство — как специальный институт, который влияет на эти процессы с помощью принуждения.
Правовое регулирование, как общественных отношений вообще, так и какой-то их части, должно основываться на четкой, хорошо продуманной общей концепции, в которой определены цель, приоритеты и сфера этого регулирования. Интересна мысль религиоведа В. Еленского, который утверждает, что в России «при кардинальном изменении государственной политики по отношению к Церкви, по сравнению с коммунистическими временами мало изменилось в понимании самой философии взаимоотношений этих двух институтов» [7, с.13]. Поэтому важной задачей является формирование целостной философско-социальной концепции взаимодействия государства, общества и церкви. Наличие такой концепции позволит подойти с национальным законодательством не просто с позиций функциональной критики, а с позиций верховенства права, проверяя отдельные положения законодательства и законодательные акты в целом на соответствие той цели, которой они призваны служить. Поэтому последнее является главным методологическим замечанием. Именно верующим должно принадлежать решающее слово при разработке концепции законодательства об общественно-церковных отношениях.
Касаясь исторических аспектов проблемы, можно констатировать, что история вопроса отношений между церковью и государством берет свое начало в римское время. Римские императоры исходили из идеи полной власти над миром, верховная власть была сакрализована. В данном контексте Н.А. Бердяев писал: «Суверенная, неограниченная и самодостаточная государственность во всех ее исторических формах, прошлых и будущих, является результатом обожания воле человеческой, многих или всех … есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место религии божественной … » [2, с.41].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы