Контрольная работа на тему Выполнить задание номер 7
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
1. Пространство и время как философские категории. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.
Осмысление в философии таких понятий, как пространство и время важно для понимания человеческой культуры и сущности существования отдельной личности.
Пространство является важнейшей составляющей бытия человека. Существование человека неотделимо от пространства. Человек, да и любое существо живого мира, любой предмет всегда находится в пространстве и зависит от таких его характеристик, как размеры, объем, границы. Идет постоянное соприкосновение с пространством и взаимодействие с ним. Границы измеряются, пересекаются. Размеры учитываются. Объемы заполняются. И в этом взаимодействии и сосуществовании человека с пространством нет статики. Кроме того человек использует пространство для своего существования.
Такое сосуществование породило еще в древности в сознании людей любопытные представления о нем. В мифах пространство не представляется пустотой или хаосом. Оно одухотворено и разнородно. Оно как бы организует и упорядочивает мир, так как всегда заполнено вещами, предметами, живыми существами. Данная сущность пространства отражена в «мифах творения», которые описывают процесс постепенного оформления хаоса, его трансформацию из неоформленного состояния в оформленое, в пространство путем заполнения его различными существами, растениями, богами и т. д. Таким образом, можно сказать, что пространство – это особым образом организованная совокупность объектов и процессов.
Кроме того, мифологией отмечается организованное развертывание пространства как частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познается пространство путем анализа (членения) и синтеза (соединения) его составляющих. Познание привело мифологию к пониманию пространства как разнородного и прерывного.
Дальнейшее осознание человеком сформировало у него значимость места, в котором он находится или может оказаться. Внутри географического пространства такие важные места стали обозначаться особыми знаками (камнем, крестом или храмом). Так повелось с древности, это практикуется и сейчас. В свою очередь периферия пространства представляется зоной опасности, которую герои мифов и сказок должны преодолеть. Победа над этим местом и злыми силами означает факт освоения пространства. Такое понимание сохраняется и в наше время. С течением времени наше поведение в таких особых ритуальных и культурных местах пространства стало регламентированным и подчиненным определенным порядкам поведения. Так, на кладбище недопустимы танцы и смех, в музее необходимо соблюдать тишину и т.д.
Наконец, все больше познавая и взаимодействуя с пространством человек в древности выделил еще одно важнейшее свойство пространства — время, которое не отделено от времени и образует с ним особое единство, именуемое как хронотоп.
Как видно, пространство в мифологическую эпоху трактовалось не как физическая реальная характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором происходит столкновение и противоборство богов, добрых и злых сил природы, животных, людей, растений. И этот мировой симбиоз сосуществования и противоборства предметов и событий определенным образом упорядочен, подчинен общим законам, трагедия Это было вместилище всех предметов и событий, существование которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена общим закономерностям, наполнена смыслами и необходимыми знаниями для человека. Поэтому становится понятен шекспировский образ мира как театра, на сцене которого постоянное разыгрывается трагедия жизни, а люди являются ее актерами.
В древности время ощущалось человеком конечной величиной. Он чувствовал свою зависимость от времени, так как понимал связь времени со смертью, как остановкой его личного времени, его жизни, прекращения существования всего, что для него очень значимо и дорого в окружающем мире: начиная привычными и нужными вещами и заканчивая родными и близкими. Подобное понимание конечности существования окружающих существ и предметов, через периодическое наблюдение этого процесса, породило в человеке боязнь времени. Такое осмысление времени было воплощено в древнегреческой мифологии, где Кронос, один из сыновей-титанов Урана, выступающий символом времени, зная, что его должен лишить власти один из его сыновей, пожирает их всех, кроме одного, Зевса, который смог укрыться.
К тому же человеком отмечено, что время обладает линейностью в смысле разворачивания из некой нулевой точки — из момента творения мира. И, возникнув, время приобретает свойство цикличности (повторяемости), что соответствует цикличности самой жизни людей, отражаемой в календарных и сезонных ритуальных праздниках.
Неудивительно, что из-за важности для человека понятия пространства и времени с самого зарождения философии и по настоящее время находятся в центре ее внимания.
В философии имели место самые разнообразные трактовки пространства и времени.
Пространство понималось как[3]:
– протяженная пустота, которую заполняли все тела, но которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
– протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);