Психологическая служба в образовании Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Выполнить задание 1 вариант

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В ходе контрольной работы мы изучили развитие представлений о роли психологической службы в системе образования

Психологическая служба системы образования или школьная психо-логическая служба существует во многих странах, охватывает всю систему образования и воспитания от дошкольного возраста до окончания школы и имеет более чем вековую историю. Изучение вопросов, касающихся обоснования и путей практической организации психологической службы в образовании, показало, что в каждой стране они решаются по-разному. Ее развитие началось в 1930-е годы, когда практикующие педологи заин-тересовались измерением умственного развития детей: Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.

С начала 1980-х годов наблюдается интенсивное развитие психоло-гической службы в системе образования страны. Появляются публикации, посвященные обсуждению теоретических проблем и, чаще всего, анализу практического опыта использования психологии в школьной практике. Начало развития школьных психологических служб связано с именами та-ких ученых, как А. Асмолов, А. Бабанский, А. Бодалев, А. Божович, А. Вяткин, А. Давыдов, В.В. М. Забродин, Н.В. Кузьмина, М.И. Лисин, Н.Н. Обозов, А.М. Прихожан, В.В. Л. Серд, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.

Провели социально-психологические исследования по проблеме: «Какой психолог нужен в дошкольном образовательном учреждении?

Для детского психолога очень важно знать свои личностные особен-ности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков. Он должен уметь регулировать свои эмоцио-нальные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), искать и анализировать необходимую научную, со-циальную, учебную и профессиональную информацию, обучать професси-онально важным качествам и развивать их. Это интеллектуальность (лю-бознательность, логический и практический ум, рефлексивность); социаль-ность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одоб-рении, коммуникабельность). Очень важно сочетать потребность в дости-жениях, силу «Я» и самокритичность, эмоциональную устойчивость и оп-тимизм.

Мы составили на тему «Концепция психологической службы образо-вательного учреждения И.В. Дубровиной». Основной целью практической психологии образования, по мнению М.В. Дубровиной, является самопси-хологическое и психологическое здоровье ребенка, а основными задачами — анализ образовательных программ на предмет их соответствия психоло-гическому здоровью и создание психологических условий для психическо-го здоровья и комфорта всех участников образовательного процесса в школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Задание 1. Актуализация теоретических знаний по курсу «Пси-хологическая служба в образовании».

Вариант 1: Развитие представлений о роли психологической службы в системе образования

Психологическая служба системы образования, или школьная пси-хологическая служба, существует во многих странах, охватывает всю си-стему обучения и воспитания от дошкольного возраста до окончания шко-лы и имеет более чем вековую историю. Изучение вопросов, касающихся обоснования и путей практической организации психологической службы образования, показало, что в каждой стране они решаются по-разному. И это не случайно. Развитие психологических служб определяется, с одной стороны, теми научными психологическими концепциями, которые суще-ствуют в данном обществе, а с другой — потребностями и целями образова-ния, целями воспитания и развития личности, которые зависят от полити-ческих, экономических, культурных и других особенностей той или иной страны.

Психологическая служба в образовании существует во многих стра-нах, ее развитие шло параллельно с развитием прикладной психологии.

Развитие психологической службы за рубежом

В США школьная психологическая служба была сформирована на рубеже 19-20 веков. В 1900 году в США был издан закон, предписываю-щий открытие психологической службы в каждом департаменте образова-ния [2].

Стэнли Холл (1844-1924) — американский психолог, профессор, педа-гог, первый президент Американской психологической ассоциации. Холл был первым, кто организовал психологическую лабораторию в образова-нии. Основной целью лаборатории было изучение психологических осо-бенностей детей и подростков в процессе обучения. Таким образом, впер-вые психологические знания были применены в образовании, были разра-ботаны системы обучения, учитывающие психологические особенности учащихся.

Основной функцией психологической службы было проведение диа-гностики (измерений и тестирования), а также отбор детей для определен-ных образовательных программ.

В 1940-х годах школьные психологи занимались в основном тести-рованием и определением уровня IQ учеников.

В 1960-х годах возникла Профессиональная организация школьных психологов США (профсоюз). Профсоюзам удалось объединить многие школы, подчинив деятельность психологов Департаменту образования.

В 1973 году состоялся первый съезд школьных психологов в США. На съезде формулируются цели, определяется роль психологических служб в образовании. Поднимаются вопросы этики и правовых норм, освещаются проблемы увеличения числа школьных психологов и методы регулирования их деятельности.

Во Франции психологическая служба начала формироваться в 1905 году, когда в системе образования впервые стали использоваться массовые тесты. По заказу французского правительства Альфред Бине (1857-1911) создал тест, позволяющий проводить массовые измерения психологиче-ских особенностей личности. В 1909 году были созданы профессиональ-ные институты для подготовки школьных психологов.

В 1940-х годах во Франции под руководством Анри Валлона (1879-1962) началась исследовательская работа по проблеме психологической помощи детям.

В 1950-х годах произошло расширение функций школьных психо-логов, которое было одобрено Министерством образования Франции.

Школьные психологи отбирают детей в школу, помогают учителям и родителям в процессе обучения ребенка, проводят профориентационные занятия с подростками.

В 1960 году в крупных городах Франции создаются психологиче-ские центры, которые проводят методическую и научную работу по изу-чению и отбору детей, определению образовательных маршрутов для каждого ребенка. Психологи не находятся постоянно в школах, они выез-жают два раза в год (осенью и весной) для проведения скрининговой диа-гностики. Если у ребенка есть проблемы, его вызывают в центр для прове-дения развивающих и коррекционных занятий.

В 20 веке для оказания психологической помощи студентам были со-зданы психологические службы в высших учебных заведениях. Сегодня в университетах всего мира открыты кабинеты психологического консуль-тирования, где ведется работа со студентами.

В США такие кабинеты впервые появились в 1940-х годах в Универ-ситете Южной Каролины, Массачусетском технологическом институте и Стэнфордском университете. Позже кабинеты психологических универси-тетов были открыты во всех европейских странах. Так, к 1980-м годам ка-бинеты психологической помощи студентам открылись в Англии, Фран-ции, Германии, Португалии и т.д.

Развитие психологической службы образования в России

В нашей стране первые попытки практического использования пси-хологии в обучении и воспитании детей возникли на рубеже XIX и XX ве-ков и связаны с так называемой педологией, которая объединяет результа-ты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека в интересах практики [2].

В 1930-х годах практикующие педологи увлеклись измерением ум-ственного развития детей. Многие крупные ученые-педагоги, педологи и психологи того времени (Н.К. Крупская, К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, Г.А. Фортунатов и др.) резко возражали против широкого использования в школах тестов, научная обоснованность которых была весьма ненадежной, а в некоторых случаях просто сомнительной. Широкое использование тестов в школе во многих случаях приводило к необоснованным выводам об умственном развитии детей, переводу в специальные школы и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы