Практикум межличностного взаимодействия Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Выполнить вариант 2

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение. 3

Задание 1.
Теория взаимоотношений. Новая парадигма межличностных

отношений.
Виды межличностных отношений. Нормативный и культурный аспекты взаимоотношений. 10

Задание
2.  Тестовые и проективные методики:
социометрия, «Межличностные отношения», «Отношение к другому», тесты Лири,
Шутца и др. Применение психодиагностических методик по изучению различных
параметров межличностных отношений. 15

Задание 3. 17

Заключение. 18

Список
литературы.. 19

 

  

Введение:

 

 

С момента
своего прихода в мир человек не бывает полностью одинок. Он рождается в семье,
живет в обществе других индивидов, а по мере взросления заметно расширяет круг
своего общения. Ритм жизни современного человека непрерывно растет, и стремление каждого из нас к
совершенствованию, утверждению себя в огромном меняющемся мире, открытию в себе
новых способностей и стремлений можно признать естественным и логичным. Эту
возможность могут дать человеку межличностные отношения, в которые он с
рождения вступает (вольно или невольно) с окружающими его людьми.
Для
более полного определения понятия «межличностные отношения» и понимания его
структуры обратимся к взглядам представителей различных психологических школ.

Доктор
психологических наук, профессор, советский и российский психолог Михаил
Григорьевич Ярошевский в совместном с Артуром Владимировичем Петровским труде под межличностными
отношениями понимает «субъективные межличностные отношения, которые неизбежно и
закономерно возникают в любой группе людей и являются отражением объективных
взаимоотношений между членами группы (отношений взаимопомощи, подчинения,
зависимости, сотрудничества, партнерства и др.».[1] Основным способом
исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношений профессор называет
«углубленное изучение различных социальных фактов», а в качестве трех важных
компонентов процесса межличностного общения выделяет: коммуникативную
сторону общения (передачу информации участниками совместной деятельности друг
другу); перцептивную (от лат. perceptio — восприятие), или «социальную
перцепцию», под которой он понимает «восприятие, понимание и оценку людьми
других людей, самих себя, групп людей и т. д».[2]; интерактивную
— взаимодействие общающихся (обмен словами и действиями). Советский психолог
Борис Федорович Ломов, ведущий специалист в области инженерной психологии,
подчеркивал, что изучение
сферы межличностных отношений является
«наиболее важной», но «менее
всего изученной функцией общения»[3]. Борис Федорович отмечал,
что качественный и всесторонний анализ межличностного общения должен строиться
как «многомерный, динамичный и полифункциональный процесс», включающий большой
комплекс не только психологических, но и социологических, политических,
этических и экономических вопросов.

Целая группа выдающихся психологов и
психиатров рассматривала
межличностное взаимодействие как важное и даже обязательное
условие здорового психического развития человека, формирования полноценной
гармоничной личности и ее успешной социализации среди других индивидов. Среди
сторонников этих взглядов: доктор
психологических наук, советский психолог,
Борис Герасимович Ананьев, русский философ Михаил Михайлович Бахтин, русский психиатр Владимир
Михайлович Бехтерев, автор четырехсот печатных работ по психологии Алексей
Александрович Бодалев, советский психолог

Лев Семенович Выготский,
советский психолог
,
философ, педагог Алексей
Николаевич Леонтьев, крупный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт
Владимир Николаевич Мясищев и российский психолог и философ Сергей Леонидович
Рубинштейн.
В своих исследованиях приверженцы этих взглядов доказывали
важность и жизненную необходимость формирования в процессе межличностного
взаимодействия между людьми представлений друг о друге, выработки ценных
навыков общения, осуществления взаимного обмена представлениями, идеями,
интересами, чувствами.  Автор стратометрической концепции
коллектива, или «теории деятельностного опосредования межличностных отношений»,

доктор психологических наук, советский и российский психолог Артур Владимирович
Петровский отмечал, что «межличностные отношения в группе многослойны и
опосредованы деятельностью группы»[4].
Согласно психологической теории коллектива, Петровский представляет группу
как «состоящую из страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным
принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы». Среди так называемых «страт», которые выделяет
профессор Петровский: «страта А»
, которая содержит социально-политические
и общественно-экономические характеристики групповой деятельности; «страта Б»,
характеризующая отношения членов группы по отношению к целям групповой
деятельности; «страта В», затрагивающая межличностные отношения, опосредованные
содержанием групповой совместной деятельности; «страта Г», подразумевающая
эмоциональные межличностные отношения членов группы.

При этом Петровский отмечал, что межличностные отношения в коллективе «опосредствуются
личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности», а,
говоря об антисоциальных объединениях, подчеркивал «максимальную степень
опосредованности отношений деятельностью, носящей антиобщественный характер,
враждебной общественному прогрессу».[5] Специалист в области социальной психологии,
российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик
Международной Академии психологических наук Николай Николаевич Обозов
в
своей монографии 1979 г. обобщает результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных
специалистов и
определяет межличностные отношения как «взаимную
готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и
поведения»[6]. Большое внимание Николай
Николаевич уделяет эмоциональному аспекту межличностных отношений и таким его
составляющим как эмоциональная чувствительность; удовлетворенность собой, своим
партнером, профессией и карьерой; внутриличностная и межличностная
конфликтность; «положительные» (радость, удовлетворение, веселье и пр.) и
«отрицательные» (гнев, раздражительность, апатия, скорбь и пр.) эмоциональные
состояния.

При этом
Обозов, будучи учеником Ананьева, отмечает, что «в ряде случаев» эмоциональный аспект
межличностных отношений может классифицироваться как амбивалентный, то есть
«двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных
качеств, либо совмещающий в себе противоположные значения».[7]



[1]
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г.
Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – С. 440.

[2]   Основы
психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е.А. Овсянникова; А.А.
Серебрякова. – 2-е изд., перераб. – М.: Флинта; 2015.

[3] Ломов Б.Ф.
Методологические и теоретические проблемы психологии.
М.: Наука, 1984. С. 242–271.

[4] Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. С. 206.

[5] Петровский А.В. Личность. Деятельность.
Коллектив. – М.: Политиздат, 1982. – С. 56.

[6] Обозов Н.Н. Межличностные отношения
[Монографии] / Ленинград. гос. ун-т. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. – С.
151.

[7] Дудьев В.П. Психомоторика. Словарь-справочник. – М.: Владос, 2008
– С. 366.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Межличностное
общение является одним из важнейших инструментов социализации человека,
способом его существования, удовлетворения и регулирования основных
потребностей. Межличностное общение — это главный «канал взаимодействия» людей.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные
особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья,
профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Усваивая
чужой жизненный опыт, сравнивая себя с другими, человек имеет возможность
исправить собственные ошибочные представления о мире, который его окружает,
справиться с заблуждениями относительно окружающих его людей, а также принять и
понять для себя исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и
способы деятельности. Межличностные отношения выступают необходимым условием
развития личности, формирования ее уникальности и самобытности, в результате
которого формируется положение отдельного индивида в обществе и устанавливается
вся совокупность его социальных связей.

Ведущее значение
межличностного общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно
является способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом
их контакте и средством организации совместной деятельности людей. Только
всесторонне изучив и усвоив как чужой жизненный опыт, так и установки, по
которым живет общество и другие люди, приняв их или не согласившись с ними и
выработав собственные, человек имеет возможность сформироваться как целостная
личность. Новые эмоциональные переживания существенно обогащают личность,
помогают ей приобрести ценный жизненный опыт, а сам фактор наличия социального
взаимодействия уже долгие годы существования этой планеты выступает гарантией
 

Фрагмент текста работы:

 

Задание 1. Теория
взаимоотношений. Новая парадигма межличностных

отношений. Виды
межличностных отношений. Нормативный и культурный аспекты взаимоотношений

 

Под межличностными
отношениями обычно понимают субъективно переживаемые взаимосвязи между индивидами, составляющими
общественную иерархическую лестницу и влияющими друг на друга в процессе
совместной деятельности и общения
. Межличностные отношения могут сложиться
между братом и сестрой, детьми и родителями, мужем и женой в форме чувств,
суждений и обращений друг к другу. Они могут быть деловыми, ограниченными
определенными рамками поведения, и неформальными (дружеские, личные, семейные),
официальными и неофициальными, рациональными и эмоциональными, отношениями
руководитель — подчиненный, учитель — ученик, тренер — спортсмен и т. д. При
этом гармоничные отношения
позволят индивиду почувствовать себя счастливым. В таких условиях человек
сможет достичь гораздо большего во всех сферах жизни: карьере, духовном
развитии, творчестве. Кроме этого, гармоничные межличностные отношения дарят
людям спокойствие, любовь, радость, придают уверенности, дают возможность
познать радость супружества, материнства и отцовства, приведут к достижению
верха профессиональной лестницы.

Не секрет, что каждый из нас отличается
от другого человека не только цветом волос, глаз, ростом, весом, именем и
фамилией, национальностью и набором генетических признаков. Каждый живущий на
планете также обладает собственной системой жизненных ценностей и приоритетов,
устоев и моральных принципов. Для того, чтобы такие принципы были установлены,
человеку необходимо обладать межличностными отношениями с другими людьми, то
есть взаимодействовать с ними.
Формирование
сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех
сторон человеческой психики. Реально
функционирующая связь субъектов, наделенных сознанием и целенаправленной
взаимозависимой активностью, и входит в понятие «межличностного
взаимодействия».

Активная
позиция личности при этом станет главным звеном межличностных отношений.
Вступая в межличностные отношения с самого раннего детского возраста (в детском
саду, на детской площадке, на улице, при общении с родственниками и друзьями,
на работе, в школьном классе, кружке или секции, а также в различных формальных
и неформальных объединениях) человек имеет возможность проявить себя как
личность, а также адекватно оценить себя в системе отношений с другими людьми.

Таким
образом индивид будет иметь возможность реализовать свою социальную роль в
обществе. Для личности, стремящейся определить свое место в обществе,
социальные роли будут служить точкой отсчета и связующим звеном между ее
деятельностью, самосознанием и функционированием социальной системы.

Исполнение
социальной роли будет сопровождаться обязательным условием, так называемой
интериоризацией (от лат. interior — внутренний),
под которой принято понимать «формирование внутренних структур человеческой
психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности».[1] 
Важно, как
человек воспринимает, осознает и оценивает свою роль, какое место он отводит ей
в своем образе и, наконец, какой личностный смысл он вкладывает в нее.

Межличностные
отношения могут выстраиваться как на рациональной, так и на противоположной ей,
эмоциональной основе. Рациональные межличностные отношения строятся на
основе знаний людей друг о друге и, соответственно, объективных оценок, которые
они получают от окружающих. Однако межличностные отношения невозможны без
эмоциональной основы, то есть тех или иных чувств, возникающих между
людьми.  Эмоциональные отношения при этом будут основываться на субъективных
оценках, характерных для индивидуального восприятия людьми друг друга. Чувства,
лежащие в основе эмоциональных отношений, могут объединять (быть
конъюнктивными) и разъединять (быть дизъюнктивными), но они в любом случае
будут способствовать развитию межличностных отношений в группе и адекватному
распределению социальных ролей в ней.

Хотелось бы выделить следующие функции
межличностного взаимодействия.

Прагматическая
функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной
деятельности и отражает их необходимые потребности и мотивации. Общаясь, людям
необходимо понимать друг друга и буквально «говорить на одном языке», иначе все
может закончиться библейским сюжетом о строительстве высокой Вавилонской башни,
в ходе которой люди не смогли установить между собой контакт и, по преданию,
были разобщены и стали формально говорить «на разных языках». Теперь же
знаменитую притчу о Вавилонской башне используют как яркую иллюстрацию
разобщенности людей в огромном меняющемся мире. Мы перестали слушать и слышать
друг друга, понимать и принимать. Последствия такого «непонимания» и
«разноязычия» масштабны и губительны (развязывание войн, в том числе
информационных, разрушение семейного уклада и пр.). Функция
подтверждения дарит людям возможность познать себя, определиться с
жизненными планами и приоритетами и утвердить свою личность среди многообразия
других личностей. Австрийский и американский психотерапевт и психолог Пауль
Вацлавик добавлял, что «необходимость постоянного подтверждения своей личности»
и собственной индивидуальности среди сотен других индивидуальностей «делает
человеческое общение чем-то существенно большим, нежели обычный информационный
обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания».[2]

В
процессе такого общения, для облегчения взаимодействия, людьми придумывается
целая система ритуалов для приветствия и прощания (жесты, пожимания рук, особые
слова, оказание знаков внимания и пр.). Особенно важна «функция подтверждения»
в детском возрасте — например, всякий ребенок стремится к тому, чтобы его
принимали и любили его родители — таким, какой он есть, не желая его изменить.
Особенно, как отмечают специалисты, для ребенка важно принятие его именно
матери — главной «фигуры» всей его жизни. Не будет ошибкой, если мы отметим,
что и каждый взрослый мечтает о том же — встретить близкого человека, который
будет любить его таким, каким он рожден в этот мир. Лишь малый процент взрослых людей готов, а главное, способен менять
себя ради другого человека.



[1] Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь.
М.: Политиздат, 1985. – С. 431.

 

[2] Бивин Д., Вацлавик П., Джексон
Д. Психология межличностных коммуникаций. – СПб.: Речь, 2000.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы