Контрольная работа Гуманитарные науки История

Контрольная работа на тему Выполнить контрольную работу

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Предмет, задачи, методология, историография курса. Критика норманнской теории

Вопрос о цивилизационной принадлежности России является в отечественной социальной мысли одним из значимых; за рубежом ему также уделялось немалое внимание. В современном мире усилился и интерес к цивилизационной проблематике вообще. Цивилизацией принято называть (кроме всего человечества в целом) группу стран, обладающую наибольшей степенью культурной обособленности, своеобразия, или отдельную страну, имеющую подобную характеристику. В эпоху борьбы тенденций к глобализации и деглобализации такие страны и группы стран могут рассматриваться либо как точки сборки однополярного мира, либо как ядра формирующейся и укрепляющейся многополярности.

В России традиционными (с середины XIX в.) были западническая и славянофильская точки зрения на цивилизационную принадлежность нашей страны: Россия является частью западной (европейской) либо славянской (славянско-православной) цивилизации (культурно-исторического типа). Позднее к ним прибавилось евразийство, утверждающее цивилизационную близость России к Центральной Азии.

Славянофильство и евразийство хотя и считали Россию частью некоей цивилизации (культурно-исторического типа), тем не менее имели предрасположенность к изоляционистской тенденции, поскольку Россия мыслилась как центральная, в этом смысле особенная, страна в рамках соответствующей цивилизации (славянской либо евразийской). В случае отпадения периферийных стран Россия может рассматриваться как единственная страна, унаследовавшая принадлежность к цивилизации, но при этом возможно, что и представление о сущности данной цивилизации изменится.

Идеи цивилизационной обособленности России были свойственны и зарубежным авторам. О. Шпенглер в «Закате Европы» предсказывал возникновение новой культуры – «российско-сибирской» . Хотя О. Шпенглер подробно не характеризовал эту ожидаемую культуру, в том числе по ее страновому составу, но из названия ясно, что Россия является или ее ядром, или единственным элементом. Английский историк А. Тойнби различал среди 21 цивилизации, существующей или уже исчезнувшей, православную христианскую основную цивилизацию и православную христианскую цивилизацию в России , что также оказывается проявлением изоляционистской тенденции в трактовке цивилизационного положения России. Вместе с тем и О. Шпенглер, и А. Тойнби, так же, как и классические славянофилы и евразийцы, несомненно, мыслили Россию в более широком территориальном объеме, чем современная Российская Федерация.

В научно-исследовательском категориальном аппарате влияние византийской цивилизации на древнерусскую определяется понятием «византизм».

Одним из первых отечественных философов, положивших начало изучения византизма, стал К.Н. Леонтьев. Византизм является ключевой категорией его философии истории России. По мнению философа, деспотичный самодержавный строй российской государственности, заимствованный от Византии, является отличительной чертой русского типа цивилизации. Через концепцию византизма К.Н. Леонтьев осознавал и декларировал самобытность России. «Отвлечённая идея византизма, — писал он, — слагается из нескольких частных идей: религиозных, философских, нравственных и художественных. Византизм в государстве – самодержавие, в религии – христианство, православие, в нравственном мире – наклонность к разочарованию во всём земном, счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенствованию …» .

Древнерусскую цивилизацию объединяли с западно-европейской ряд общих черт. Православие задавало на Руси единый нормативно-ценностный порядок. Аналогичную функцию в западной Европе выполнял католицизм. Древняя Русь и Европа были традиционными обществами с небольшими анклавами городской культуры. Кроме того, в них преобладали земледельческие технологии материального производства; «военно-демократический» характер государственной власти (князья занимали среди дружины положение «первых среди равных»). На Руси отсутствовал синдром сервильного комплекса, существовали общины с определённым правопорядком и собственным вождём, построенные на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии.

Древнерусская цивилизация, как и Европа, была традиционным обществом с эволюционным типом развития. Цивилизации Древней Руси, как традиционному обществу, были присущи характерные черты восточного (азиатского типа). Это подтверждается следующими фактами: долгое время (до середины IX века) отсутствовала частная собственность; господствовал принцип централизованной редистрибуции, при котором власть рождает собственность.

На сегодняшний момент большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство возникло благодаря длительному внутреннему развитию. В целом можно выделять ряд теорий, который на сегодняшний день считаются самыми популярными (см. приложение 3):

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы