Контрольная работа на тему Возникновение и развитие педагогической науки. Отечественные педагоги прошлого и настоящего
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Возникновение и развитие педагогической науки 4
2. Отечественные педагоги прошлого и настоящего 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Введение:
Педагогика представляет собой науку о воспитании. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Что касается самой педагогической науки, то она сформировалась намного позже, когда уже существовали другие науки, например, астрономия, геометрия и др.
Хорошо известно, что первопричиной появления науки стали определенные потребности человеческого общества. Наступило время, когда образование стало играть очень важную роль в жизни людей. Было обнаружено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность. Также необходимо отметить, что развитие той или иной науки всегда связано с именами определенных ученых. Педагогическая наука также не стала исключением в этом плане.
Целью данной работы является описание процесса возникновения и развития педагогической науки.
Объектом данной работы является педагогика как наука.
Предметом исследования является возникновение педагогической науки и её этапы развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить возникновение и развитие педагогической науки.
2) Рассмотреть вклад в педагогическую науку отечественных педагогов прошлого и настоящего времени.
Текст работы:
В заключении необходимо отметить, что возникновение и развитие педагогической науки происходило на протяжении длительного времени. Первый серьезный вклад в развитии педагогики был внесен такими древнегреческими мыслителями как Сократ, Платон и Аристотель. Многие из их идей позднее нашли свое применение в педагогической науке. В средневековье развитие педагогики затормозилось, так как религия заняла господствующее положение в человеческом обществе. Значительное развитие педагогическая наука получила в период таких значимых эпох как Возрождение и Просвещение. В XVII столетии педагогика выделилась из философии в самостоятельную науку во многом благодаря чешскому педагогу Я. А. Коменскому.
Отечественные педагоги прошлого и настоящего внесли значительный вклад в развитие педагогической науки. Среди известных отечественных педагогов прошлого времени нужно отметить Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского и др. В частности, Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, К. Д. Ушинский является основателем научной педагогики в России, В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Среди отечественных педагогов настоящего времени необходимо выделить таких педагогов-новаторов как Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин. Ш. А. Амонашвили в своих выступлениях определяет основные постулаты гуманной педагогики: вера в возможности ребенка; раскрытие его самобытной природы; уважение и утверждение личности воспитанника, направление его на служение добру и справедливости. Е. Н. Ильин в 1960-70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения.
Заключение:
Педагогика представляет собой науку о воспитании. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Что касается самой педагогической науки, то она сформировалась намного позже, когда уже существовали другие науки, например, астрономия, геометрия и др.
Хорошо известно, что первопричиной появления науки стали определенные потребности человеческого общества. Наступило время, когда образование стало играть очень важную роль в жизни людей. Было обнаружено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность. Также необходимо отметить, что развитие той или иной науки всегда связано с именами определенных ученых. Педагогическая наука также не стала исключением в этом плане.
Целью данной работы является описание процесса возникновения и развития педагогической науки.
Объектом данной работы является педагогика как наука.
Предметом исследования является возникновение педагогической науки и её этапы развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить возникновение и развитие педагогической науки.
2) Рассмотреть вклад в педагогическую науку отечественных педагогов прошлого и настоящего времени.
Список литературы:
1. Возникновение и развитие педагогической науки
Рассмотрим процессы возникновения и развития педагогической науки. В первую очередь важно отметить, что сам термин «педагогика» произошел таких греческих слов как «пайдос» — дитя и «аго» — вести. Термин «педагогика» в дословном переводе означает «детовождение». В Древней Греции педагогом являлся тот раб, который вел за руку ребёнка своего хозяина в школу, в которой обучением занимался уже другой раб. Развитие человеческого общества привело к тому, что роль педагога значительно трансформировалась. Произошло переосмысление и самого понятия, оно стало использоваться в более широком смысле для обозначения искусства ведения ребёнка по жизни путем обучения, воспитания, духовного и физического развития
В своем развитии педагогика прошла длительный и сложный путь в поисках истины, раскрытия закономерностей воспитания, обучения, чтобы в конечном итоге превратиться в научно обоснованную систему знаний в теории и в искусство обучения и воспитания многих поколений людей на практике. Наличие творческого взаимодействия теории и практики превращает педагогику не просто в науку, а в настоящее искусство.
Первые элементы педагогической науки появились ещё на ранних этапах развития человеческого общества. Появлялись педагогические заповеди в качестве результата оформления педагогической мысли. Это нашло отражение в виде афоризмов, крылатых выражений, поговорок, пословиц. Появление письменности привело к тому, что народные суждения стали приобретать характер правил, рекомендаций и советов. Таким образом, произошло зарождение народной педагогики, которая включала в себя педагогические взгляды, идеи, представления, проявлявшиеся в полной мере в форме обычаев, практической деятельности, традиций, устной народной речи.
Первоначально знания в области педагогики представляли собой элемент философии. Накопление фактов позволило предпринять попытки, связанные с обобщением опыта воспитания, выделением теоретических основ, которые дали начало педагогике в качестве отдельной науки. Среди основных её теоретиков выделялись такие известные древнегреческие философы как Сократ (469-399 гг. до н. э), Платон (427-347 гг. до н. э), Аристотель (384-322 гг. до н. э) и др. В своих трудах они отразили идеи и положения, которые связаны с воспитанием человека и формированием его личности.
Суть педагогических суждений древнегреческого философа Сократа заключалась в тезисе о том, что нравственное самосовершенствование должно выступать в качестве главной жизненной цели человека. Сократ полагал, что человек выступает в качестве обладателя рационального сознания, которое направлено на добро и истину. Он был одним основателей учения о доброй природе человека. Необходимо также отметить, что Сократ является родоначальником диалектики в качестве метода нахождения истины с помощью постановки наводящих вопросов. Данный способ нахождения истины получил название сократического метода.
Сократ считал, что основная задача наставника заключается в том, чтобы пробудить мощные душевные силы в ученике. Беседы Сократа были ориентированы на то, чтобы оказать помощь ученику в «самозарождении» истины в его сознании.
Другим известным философом, который внес большой вклад в развитии педагогики в древний период истории, является Платон. Он считал, что достижение знаний и истины представляет собой серьезный труд избавления от определенных предрассудков. Им была установлена связь между воспитанием и устройством общества. Проблемы педагогики рассматриваются в таких его известных произведениях как «Диалоги», «Государство», «Законы». Кроме того, Платон основал в Афинах свое учебное заведение – Академию. Она существовала на протяжении более 1000 лет.
Педагогические идеи Платона стали результатом его философских представлений о человеке и мире. Платон полагал, что земная жизнь представляет собой промежуточный этап в движении человека к настоящему существованию, связанного с некими умопостигаемыми и бестелесными идеями. Значение земной жизни человека состоит в том, чтобы подготовить человека к слиянию с истинным бытием. Получение знаний представляет собой процесс воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда, потом уйдет каждый человек.
Платон рассматривал воспитание в качестве самого важного фундамента всей жизни человека. Он полагал, что от того в каком направлении будет воспитан человек, будет зависеть его будущее. По мнению Платона, воспитание необходимо начинать в раннем возрасте. Он считал, что воспитание позволит достичь постепенного восхождения ученика к миру идей. Что касается фигуры учителя, то по мысли Платона, им должен быть человек преклонного возраста. В трактате «Государство» Платоном были выделены два длительных цикла воспитания – 10 и 15 лет. Другими словами, Платон полагал, что воспитание человека должно идти на протяжении всей его жизни. Он включил в программу воспитания человека такие предметы как астрономия, геометрия, музыка, риторика.
В трактате «Законы» Платоном были изложены его педагогические взгляды. В частности, он выделял социальные функции воспитания, которые заключались в том, чтобы сделать из человека совершенного гражданина, который умеет подчиняться или руководить. Платоном был провозглашен принцип всеобщего обязательно образования. Он предпринял попытку соединить лучшие стороны афинского и спартанского воспитания. Кроме того, он считал, что в процессе обучения необходимо принимать во внимание личные склонности человека. В качестве своеобразного минуса данной педагогической идеи Платона можно назвать то, что программа такого обучения была предназначена только для свободных граждан.