Педагогика Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Возникновение и развитие педагогической науки. Отечественные педагоги прошлого и настоящего

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Возникновение и развитие педагогической науки 4
2. Отечественные педагоги прошлого и настоящего 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

 

  

Введение:

 

Педагогика представляет собой науку о воспитании. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Что касается самой педагогической науки, то она сформировалась намного позже, когда уже существовали другие науки, например, астрономия, геометрия и др.
Хорошо известно, что первопричиной появления науки стали определенные потребности человеческого общества. Наступило время, когда образование стало играть очень важную роль в жизни людей. Было обнаружено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность. Также необходимо отметить, что развитие той или иной науки всегда связано с именами определенных ученых. Педагогическая наука также не стала исключением в этом плане.
Целью данной работы является описание процесса возникновения и развития педагогической науки.
Объектом данной работы является педагогика как наука.
Предметом исследования является возникновение педагогической науки и её этапы развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить возникновение и развитие педагогической науки.
2) Рассмотреть вклад в педагогическую науку отечественных педагогов прошлого и настоящего времени.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В заключении необходимо отметить, что возникновение и развитие педагогической науки происходило на протяжении длительного времени. Первый серьезный вклад в развитии педагогики был внесен такими древнегреческими мыслителями как Сократ, Платон и Аристотель. Многие из их идей позднее нашли свое применение в педагогической науке. В средневековье развитие педагогики затормозилось, так как религия заняла господствующее положение в человеческом обществе. Значительное развитие педагогическая наука получила в период таких значимых эпох как Возрождение и Просвещение. В XVII столетии педагогика выделилась из философии в самостоятельную науку во многом благодаря чешскому педагогу Я. А. Коменскому.
Отечественные педагоги прошлого и настоящего внесли значительный вклад в развитие педагогической науки. Среди известных отечественных педагогов прошлого времени нужно отметить Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, П. П. Блонского и др. В частности, Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, К. Д. Ушинский является основателем научной педагогики в России, В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью. Среди отечественных педагогов настоящего времени необходимо выделить таких педагогов-новаторов как Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин. Ш. А. Амонашвили в своих выступлениях определяет основные постулаты гуманной педагогики: вера в возможности ребенка; раскрытие его самобытной природы; уважение и утверждение личности воспитанника, направление его на служение добру и справедливости. Е. Н. Ильин в 1960-70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения.

 

Заключение:

 

Педагогика представляет собой науку о воспитании. Своими корнями она уходит в глубокую древность. Что касается самой педагогической науки, то она сформировалась намного позже, когда уже существовали другие науки, например, астрономия, геометрия и др.
Хорошо известно, что первопричиной появления науки стали определенные потребности человеческого общества. Наступило время, когда образование стало играть очень важную роль в жизни людей. Было обнаружено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
На протяжении всего исторического развития общества складывались разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность. Также необходимо отметить, что развитие той или иной науки всегда связано с именами определенных ученых. Педагогическая наука также не стала исключением в этом плане.
Целью данной работы является описание процесса возникновения и развития педагогической науки.
Объектом данной работы является педагогика как наука.
Предметом исследования является возникновение педагогической науки и её этапы развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить возникновение и развитие педагогической науки.
2) Рассмотреть вклад в педагогическую науку отечественных педагогов прошлого и настоящего времени.

 

Список литературы:

 

1. Возникновение и развитие педагогической науки
Рассмотрим процессы возникновения и развития педагогической науки. В первую очередь важно отметить, что сам термин «педагогика» произошел таких греческих слов как «пайдос» — дитя и «аго» — вести. Термин «педагогика» в дословном переводе означает «детовождение». В Древней Греции педагогом являлся тот раб, который вел за руку ребёнка своего хозяина в школу, в которой обучением занимался уже другой раб. Развитие человеческого общества привело к тому, что роль педагога значительно трансформировалась. Произошло переосмысление и самого понятия, оно стало использоваться в более широком смысле для обозначения искусства ведения ребёнка по жизни путем обучения, воспитания, духовного и физического развития
В своем развитии педагогика прошла длительный и сложный путь в поисках истины, раскрытия закономерностей воспитания, обучения, чтобы в конечном итоге превратиться в научно обоснованную систему знаний в теории и в искусство обучения и воспитания многих поколений людей на практике. Наличие творческого взаимодействия теории и практики превращает педагогику не просто в науку, а в настоящее искусство.
Первые элементы педагогической науки появились ещё на ранних этапах развития человеческого общества. Появлялись педагогические заповеди в качестве результата оформления педагогической мысли. Это нашло отражение в виде афоризмов, крылатых выражений, поговорок, пословиц. Появление письменности привело к тому, что народные суждения стали приобретать характер правил, рекомендаций и советов. Таким образом, произошло зарождение народной педагогики, которая включала в себя педагогические взгляды, идеи, представления, проявлявшиеся в полной мере в форме обычаев, практической деятельности, традиций, устной народной речи.
Первоначально знания в области педагогики представляли собой элемент философии. Накопление фактов позволило предпринять попытки, связанные с обобщением опыта воспитания, выделением теоретических основ, которые дали начало педагогике в качестве отдельной науки. Среди основных её теоретиков выделялись такие известные древнегреческие философы как Сократ (469-399 гг. до н. э), Платон (427-347 гг. до н. э), Аристотель (384-322 гг. до н. э) и др. В своих трудах они отразили идеи и положения, которые связаны с воспитанием человека и формированием его личности.
Суть педагогических суждений древнегреческого философа Сократа заключалась в тезисе о том, что нравственное самосовершенствование должно выступать в качестве главной жизненной цели человека. Сократ полагал, что человек выступает в качестве обладателя рационального сознания, которое направлено на добро и истину. Он был одним основателей учения о доброй природе человека. Необходимо также отметить, что Сократ является родоначальником диалектики в качестве метода нахождения истины с помощью постановки наводящих вопросов. Данный способ нахождения истины получил название сократического метода.
Сократ считал, что основная задача наставника заключается в том, чтобы пробудить мощные душевные силы в ученике. Беседы Сократа были ориентированы на то, чтобы оказать помощь ученику в «самозарождении» истины в его сознании.
Другим известным философом, который внес большой вклад в развитии педагогики в древний период истории, является Платон. Он считал, что достижение знаний и истины представляет собой серьезный труд избавления от определенных предрассудков. Им была установлена связь между воспитанием и устройством общества. Проблемы педагогики рассматриваются в таких его известных произведениях как «Диалоги», «Государство», «Законы». Кроме того, Платон основал в Афинах свое учебное заведение – Академию. Она существовала на протяжении более 1000 лет.
Педагогические идеи Платона стали результатом его философских представлений о человеке и мире. Платон полагал, что земная жизнь представляет собой промежуточный этап в движении человека к настоящему существованию, связанного с некими умопостигаемыми и бестелесными идеями. Значение земной жизни человека состоит в том, чтобы подготовить человека к слиянию с истинным бытием. Получение знаний представляет собой процесс воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда, потом уйдет каждый человек.
Платон рассматривал воспитание в качестве самого важного фундамента всей жизни человека. Он полагал, что от того в каком направлении будет воспитан человек, будет зависеть его будущее. По мнению Платона, воспитание необходимо начинать в раннем возрасте. Он считал, что воспитание позволит достичь постепенного восхождения ученика к миру идей. Что касается фигуры учителя, то по мысли Платона, им должен быть человек преклонного возраста. В трактате «Государство» Платоном были выделены два длительных цикла воспитания – 10 и 15 лет. Другими словами, Платон полагал, что воспитание человека должно идти на протяжении всей его жизни. Он включил в программу воспитания человека такие предметы как астрономия, геометрия, музыка, риторика.
В трактате «Законы» Платоном были изложены его педагогические взгляды. В частности, он выделял социальные функции воспитания, которые заключались в том, чтобы сделать из человека совершенного гражданина, который умеет подчиняться или руководить. Платоном был провозглашен принцип всеобщего обязательно образования. Он предпринял попытку соединить лучшие стороны афинского и спартанского воспитания. Кроме того, он считал, что в процессе обучения необходимо принимать во внимание личные склонности человека. В качестве своеобразного минуса данной педагогической идеи Платона можно назвать то, что программа такого обучения была предназначена только для свободных граждан.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы