Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Восприятие как психический познавательный процесс

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Общее представление о восприятии 6
2. Физиологические основы восприятия 7
3. Основные свойства и виды восприятия 9
4. Законы восприятия 14
5. Восприятие пространства, движения и времени 17
6. Экспериментальные исследования восприятия 23
Заключение 25
Список литературы 26

  

Введение:

 

Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятия занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходимо психический образ, элементами которого потом «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было отмечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, является результатом нарушения органа ощущения».
Но это не значит, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек не воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Только в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Человеческое восприятие отличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира, а не только сложившейся ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты, которые в данный момент не соответствуют никаким потребностям организма или личности. Психический образ создается «с запасом». Кроме ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы переосмысления того, что воспринимается. Таким образом создается целостная перцептивная система человека.
В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, влияющие на органы чувств, превращаются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы узнаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может сложиться впечатление, связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Поэтому восприятие правильнее обозначать как воспринимает деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Восприятие – очень сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять, как психическую деятельность. В этом случае оно сознательно рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает вместе, нераздельно с вниманием, мышлением, памятью и другими психическими процессами.
Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель (например, лимон имеет размер, цвет, вкус, величину, температуру, запах, название и т. п.), то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.
Свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Общее представление о восприятии

В процессе познавательной деятельности человек редко имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма, величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений совершается процесс восприятия. Такие формы отражения, как ощущения и восприятие, – звенья единого процесса чувственного познания. Но если ощущения отражают отдельные свойства предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие дает их целостный образ; в отличие от комплекса ощущений оно предметно. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, более того, оно невозможно без ощущений, но не может быть сведено к их сумме, поскольку, кроме ощущений, включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).
Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения.
Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения. Если глаз неподвижен, он перестает видеть объект, для произнесения звуков необходимо напряжение мышц гортани, для познания свойств предмета его надо обследовать – подключить движения руки. При этом выделяются четыре уровня перцептивного действия:
1) обнаружение (есть ли стимул?);
2) различение (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным;
3) идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти;
4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы