Контрольная работа на тему Воспитание у детей культуры труда, дисциплинированности и аккуратности на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Основные отличия урока технологии от других предметов 5
2.Понятие культуры труда, аккуратности и дисциплинированности 7
3.Воспитание учащихся на уроках технологии 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
Список использованной литературы 13
Введение:
Изменения в характере образования все более ориентируются на воспитание культуры учеников, их самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности. В связи с этим особенно остро встает проблема преподавания предмета. Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников.
Урок технологии подчинен общим дидактическим закономерностям, принципам и правилам. При этом нужно признаться, что это крайне специфичный урок, который позволяет говорить о его особенностях и некоторых коренных отличиях от других уроков. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Воспитание учеников на уроках технологии включает как трудовое, так и политехническое образование. Оно знакомит учеников с современной организацией производства, формирует положительное отношение к труду, помогает детям стать более обучаемыми. Политехнизм заложен в основу всей образовательной системы современных школьников.
Актуальность нашей работы заключается в том, что трудовая деятельность – это основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
Как пишут исследователи: «Проблема культуры труда представляет собой одно из интенсивно разрабатываемых направлений современной педагогической теории и практики. Так, обоснованию подходов к формированию умений и навыков культуры труда значительное внимание уделяется в работах многих современных ученых» [Бакаева, Толмачева].
Культура технологии представляет собой один из типов универсальной культуры, которая оказывает свое влияние на все стороны жизни человека как члена общества. Технологическая культура влияет на сущность всего образования.
Формирование культуры труда, аккуратности и дисциплинированности является немаловажным компонентом в формировании безопасности жизнедеятельности в техническом ВУЗе, т.к. культура труда, которая связана с культурой здоровья и экологической культурой и позволяет личности органично взаимодействовать с социумом. Имея сформированные навыки культуры труда, ребенок способен максимально проявить себя, самореализоваться и достичь вершин творчества. Аккуратность и дисциплинированность, сформированные на занятиях по технологии, пригодится каждому человеку во всех сферах его жизни, как трудовой и профессиональной, так и повседневной, семейной.
Заключение:
Учебный предмет «технология» обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного развития школьников. Обучение этому предмету в современном мире теснейшим образом связано с основными социально-экономическими процессами изменений, происходящих в обществе.
Изменения в социально-экономической сфере общества, естественно, привели к изменениям в системе образования, так как школа — это часть общества. Меняются ценностные ориентации в социальной жизни, а отсюда, и смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников вообще, и в трудовом обучении, и воспитании в частности. Экономический кризис и связанное с ним падение производства негативно сказываются на организации необходимых материальных условий трудового обучения, на его учебно-материальной базе, а также на моральном и эмоциональном настрое всех членов общества. Для того, чтобы изменить данную ситуацию, необходимо начать реконструкцию образовательного процесса.
В своей работе мы раскрыли отличительные особенности предмета технология от других школьных предметов, коснулись таких понятий, как: культура труда, аккуратность, дисциплинирование, также раскрыли понятие политехнического образования и его влияние на общеобразовательный процесс.
Необходимо обучать тому, чтобы образование вело за собой развитие всех качеств личности, овладение учащимися целостной системой умственных и практических действий, усвоение логики и общей структуры профессиональной деятельности как в условиях рыночной экономики, так и в личностном росте каждого отдельного человека.
Необходимо учитывать, что на уроках технологии, как и на любых других школьных предметах, учитель должен ставить перед собой задачу культурного и личностного воспитания. Как показывает педагогическая практика, большинство школьников приходит в школу, не обладая даже начальными представлениями о трудовой деятельности, ее правилах и способах, а также о важности ее проведения. Любовь детей к труду оказывается не связанной с практикой, многие просто что-то любят делать руками, не представляя, что есть, например, культура этого процесса, результат, выраженный практически и эмоционально. К моменту окончания школы они должны любить труд не только на словах, а уметь осуществлять это на практике.
Таким образом, процесс воспитания культуры труда может быть эффективным лишь при одновременном действии всех факторов, определяющих весь ход подготовки учащихся к жизни и труду. Педагогическое обеспечение этого процесса должно быть направлено на раскрытие и использование возможностей содержания, форм и методов включения учащихся в различные виды практической деятельности на уроках технологии.
Фрагмент текста работы:
1.Основные отличия урока технологии от других предметов
Одной из основных особенностей предмета технологии является то, что на уроке дети оказываются включены в два вида деятельности: в учебную и трудовую. Оба этих вида имеют свою мотивацию, цель, свои закономерности, специфическую структуру и организацию. В процессе урока учебная и трудовая деятельность взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и образуют единую систему учебных и трудовых действий и операций.
Главная отличительная черта урока технологии – двуединство цели. Благодаря педагогу дети на уроке включаются в трудовой процесс и он становится учебно-трудовым процессом, в котором любой вид деятельности направлен на свой конечный результат.
Педагог на уроке технологии выполняет две основные функции: организаторскую и конструктивную. Организуя трудовой процесс, он следит за его четкостью, безопасностью, логикой, слаженностью и оценивает результат. С другой стороны, преподаватель обучает учеников не только правильно трудиться, но и получать в процессе трудовой деятельности определенные знания и навыки, учиться рассуждать, доказывать свое мнение, расширять кругозор, повышать творческую и познавательную активность. В процессе трудовой деятельности педагог формирует у учеников культуру труда, дисциплинированность и аккуратность, прививает трудолюбие и ответственность, чувство товарищества и взаимопомощи, т.е. воспитывает общественно значимые черты личности.
Предмет технологии отличается многообразием педагогических задач, которые преподаватель решает в процессе организации учебно-трудовой деятельности на уроке. Комплекс педагогических задач делится на группы в зависимости от ведущих знаний и умений, который в данный момент формируются на уроке.
Урок технологии обладает специфической структурой, обладающей наличием таких этапов, которых нет в структуре других учебных предметов. Прежде всего в специфике структуры урока технологии нашли отражение два вида деятельности-трудовая и учебная, что определило последовательность и содержание этапов урока технологии. Взаимовлияние трудовой и учебной деятельности, например, можно наблюдать в ярком наполнении этапа трудовой деятельности дидактическим содержанием, а этап учебной деятельности имеет практическую направленность, и его содержание напрямую зависит от трудового процесса.
ипов универсальной культуры, которая оказывает свое влияние на все стороны жизни человека как члена общества. Технологическая культура влияет на сущность всего образования.
Формирование культуры труда, аккуратности и дисциплинированности является немаловажным компонентом в формировании безопасности жизнедеятельности в техническом ВУЗе, т.к. культура труда, которая связана с культурой здоровья и экологической культурой и позволяет личности органично взаимодействовать с социумом. Имея сформированные навыки культуры труда, ребенок способен максимально проявить себя, самореализоваться и достичь вершин творчества. Аккуратность и дисциплинированность, сформированные на занятиях по технологии, пригодится каждому человеку во всех сферах его жизни, как трудовой и профессиональной, так и повседневной, семейной.